Решение по делу № 33а-6646/2021 от 27.09.2021

Судья Воробьева В.В.          Дело №33а-6646/2021

УИД: 76RS0014-01-2021-001580-72

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.,

судей Федотовой Н.П., Моисеевой О.Н.,

при секретаре Марковой О.С.,

с участием прокурора Бутиной М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

07 декабря 2021 года

административное дело по апелляционной жалобе ООО «Суздальская слобода» на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 27 июля 2021 года, которым постановлено:

«Административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Суздальская слобода» оставить без удовлетворения.»

Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ООО «Суздальская слобода» обратилось в суд с административным иском к мэрии г. Ярославля о признании недействующим постановления мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г.Ярославле", взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 6 000 рублей.

В обоснование требований указано, что ООО «Суздальская слобода» является управляющей организацией многоквартирными домами на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ. Постановление мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г.Ярославле" просило признать недействующим в связи с принятием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", где в п. 3 Правил закреплено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства ЯО от ДД.ММ.ГГГГ "О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" утверждены нормативы для каждого типа жилых помещений, увеличенные нормативы потребления, по которому должны применяться нормативы при расчете потребления коммунальной услуги тепловой энергии. Данное постановление должно было вступить в силу с 1 января 2020 года, но срок вступления постоянно переноситься. По настоящее время постановление Правительства ЯО от ДД.ММ.ГГГГ в силу не вступило, ресурсоснабжающие организации продолжают начислять плату за коммунальные услуги потребителями по установленным нормативам, не давая пояснений потребителям, на основании чего получены данные нормативы. ООО «Суздальская слобода» полагает, что постановление мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле" не подлежит применению с 23 мая 2006 года, так как мэрия г. Ярославля не является уполномоченным органом, а также в связи с тем, что для общежитий квартирного и коридорного типа величина норматива потребления коммунальных услуг одинаковой быть не может. Также административный истец ссылался на положения ст. 156, ч. ст. 157 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в частности на п.п. 44, 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Приложение №2.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав объяснения генерального директора ООО «Суздальская слобода» - Пепеляевой Ю.В., представителей ООО «Суздальская слобода» по доверенностям Овчинниковой Ю.А. Ситкина В.Г. в поддержание доводов жалобы, возражения представителя мэрии г.Ярославля по доверенности Виноградовой В.С. по доводам жалобы, заключение представителя прокуратуры Ярославской области помощника прокурора г.Ярославля Бутиной М.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.

Отказывая ООО «Суздальская слобода» в удовлетворении требований, суд исходил из того, что оспариваемое Постановление мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле" и последующие Постановления мэра г. Ярославля и мэрии г. Ярославля, которыми вносились изменения в указанный акт, принимались в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.

С указанным выводом суда, а также мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, находит их правильными, соответствующими обстоятельствам дела и закону.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ст.98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 № 42, в редакции от 06.02.2002 г., действовавшей на момент издания оспариваемого нормативного акта, мэр города в пределах своих полномочий, а также во исполнение законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов Ярославской области издает правовые акты в виде постановлений, а по вопросам внутренней деятельности мэрии - распоряжения.

Согласно ст. 90 Устава города Ярославля, мэр города Ярославля - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению городского самоуправления на территории города. Мэр города подотчетен населению города непосредственно и муниципалитету города.

В силу п. 4 ст. 80 Устава к полномочиям муниципалитета города относится регулирование в соответствии с законодательством цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, оспариваемое в настоящем административном деле постановление мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, принято мэром г. Ярославля в пределах имеющихся у него полномочий.

Проверяя нормативный правовой акт по существу осуществляемого им правового регулирования в оспариваемой его части на соответствие его законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд правомерно исходил из следующего.

В силу ч.4 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле" (источник публикации "Городские новости", , ДД.ММ.ГГГГ) утверждены с 01 сентября 2002 года: нормативы: - потребления водоснабжения и водоотведения в домах, не оборудованных приборами учета (приложение N 1), - накопления бытовых отходов, потребления газоснабжения и электроснабжения (приложение N 2); тарифы на услуги горячего водоснабжения (приложение N 3).

В последствии в данное постановление вносились изменения Постановлениями Мэра г. Ярославля от <данные изъяты>, Постановлением Мэрии г. Ярославля от <данные изъяты>.

Приложение №2 к Постановлению мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу с 14 марта 2007 года. - Постановление Мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ . Приложение №3 к Постановлению мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ исключено с 13 марта 2003 года. - Постановление Мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ . Нормативы потребления водоснабжения и водоотведения в домах, не оборудованных приборами учета действуют по настоящее время.

На момент принятия Постановления мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", в п. 8 которого было закреплено органами местного самоуправления утверждаются: нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг; ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, а именно в п. 3 Правил нашло отражение, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

При этом Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 31 декабря 2016 г. (пп. «а» п. 2).

При этом согласно пп. «а» п. 2 указанного постановления в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2016 г. вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2022 г.

Указанный срок неоднократно переносился в постановлении Правительства Российской Федерации.

Правительство Ярославской области приняло Постановление от ДД.ММ.ГГГГ "О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области", в котором в п. 1-3 было закреплено в первоначальной редакции:

Осуществить поэтапный переход к установлению единых на территории Ярославской области нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению не позднее 01.01.2020.

В последней редакции Постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными Решениями Ярославского областного суда от 17.10.2019, от 31.08.2020, от 3.12.2020), в п. 3 установлено, что нормативы, указанные в подпункте 2.3 пункта 2, применяются с 01.06.2017 (в ред. Постановления Правительства ЯО от 31.05.2017 N 431-п); нормативы, указанные в подпунктах 2.1, 2.2, 2.4 пункта 2, применяются с 01.01.2022, за исключением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории городского округа города Рыбинска (в ред. Постановлений Правительства ЯО от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ); норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории городского округа города Рыбинска применяется с 01.11.2018 (пп. 3.3 введен Постановлением Правительства ЯО от ДД.ММ.ГГГГ ); нормативы, указанные в подпункте 2.4 пункта 2, установлены на отопительный период продолжительностью 7 календарных месяцев (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель).

Таким образом в г.Ярославле до введения в действие постановления Правительства ЯО 1135-п (01.01.2022) продолжают действовать нормативы потребления, установленные постановлением мэра при расчетах с ресурсоснабжающими организациями при отсутствии ИПУ, в том числе по общежитиям коридорного типа, что не противоречит нормативно-правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что норматив потребления коммунальных услуг собственниками и нанимателями жилых помещений в общежитиях коридорного типа, установленный оспариваемым постановлением и применяемый в расчетах потребления горячего водоснабжения в домах, не оборудованных приборами учета, занижен, экономически необоснован и нарушает экономические интересы ООО, признается несостоятельным.

При сравнительным анализе нормативов, установленных постановлением мэра и постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нормативы, установленные мэром г.Ярославля и используемые при расчетах по общежитиям, например 0,0911 куб.в сутки на человека ил 2,733 куб. м. в месяц, тогда как норматив, установленный Правительством Ярославской области составляет 2,3 куб.м в месяц.

Таким образом, размер общедомовых нужд при использовании в расчетах нормативов, установленных мэром г.Ярославля, меньше, чем при использовании нормативов, установленных Правительством Ярославской области.

Деление нормативов по группам домов в зависимости от наличия в них различных водопотребляемых устройств, аналогичны по обоим постановлениям.

С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что Постановление мэра г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле" и последующие Постановления мэра г. Ярославля и мэрии г. Ярославля, которыми вносились изменения в указанный акт, принимались в соответствии с имеющимися на тот период времени полномочиями органа местного самоуправления, в отсутствии какого либо иного норматива, не противоречит иному правовому акту, имеющей большую юридическую силу в указанной сфере регулируемых отношений, связи с чем обоснованно отказал удовлетворении требований ООО «Суздальская слобода».

В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что вынесенное судом решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, в том числе по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Кировского районного суда г.Ярославля от 27 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Суздальская слобода» - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-6646/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО Суздальская Слобода
Ответчики
мэрия г.Ярославля
Правительство Ярославской области
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Федотова Надежда Петровна
Дело на странице суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
27.09.2021Передача дела судье
02.11.2021Судебное заседание
16.11.2021Судебное заседание
07.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2021Передано в экспедицию
07.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее