Дело № 12-49/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калтан 21 августа 2020 года
Судья Калтанского районного суда Кемеровской области Ванюшин Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФГПОУ «Калтанское СУВУ» на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Осинники и г.Калтан по пожарному надзору от 30.06.2020г. по делу об административном правонарушении в отношении ФГПОУ «Калтанское СУВУ» по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Осинники и г.Калтан по пожарному надзору от 30.06.2020г. ФГПОУ «Калтанское СУВУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде предупреждения.
ФГПОУ «Калтанское СУВУ» обратилось в суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить.
Свою жалобу обосновывает тем, что учреждению вменено нарушение ст.4, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП1.13130.2009, в связи с несоответствием высоты эвакуационного выхода установленным требованиям, высота которого менее 1,9 м.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными докзлиентами или уполномоченным государственным органом.
В пункте 39 приказа МЧС России от 16 марта 2007 года № 140 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения» разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Согласно п. 1 СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171, настоящий> свод правил введен в действие 1 мая 2009 г., разработан в соответствий со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №х 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.
Следовательно, указанный свод правил подлежит Применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно п. 4.2.5 СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», высота эвакуационных выходов в свету должна быть не ?менее 1,9 м, за исключением специально оговоренных случаев.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 «СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные утвержденных постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г. № 1838 (далее - СНиП 10-01-94), которые утратили силу с 1 октября 2003г.
В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствий с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Аналогичное положение содержится в действующих нормах.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений перечисленных в этой норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие СП 1.13130.2009, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Предусмотренные СП 1.13130.2009, требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и к инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Нежилое здание (баня), расположенное по адресу: г. Калтан ул.Руставели д. 24, в котором находится помещение прачечной, 1997 года постройки, было введено в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», капитальный ремонт в нем не проводился (л.д. 119-124, 138).
Данное здание не подвергалось реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению.
При этом указанное нарушение требований пожарной безопасности, невыполнение которых вменено учреждению, в части несоответствия эвакуационного выхода по высоте, установленным правилам, связано с увеличением высоты эвакуационного выхода, то есть с конструктивным изменением здания.
Таким образом, имеются основания для вывода о том, что учреждение, в оперативном управлении которого находится здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97*, и СП 1.13130.2009., не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать содержащиеся требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Аналогичное мнение содержится в решении Калтанского районного суда от ХХ (административный материал по жалобе №). Таким образом, считает, что выявленные нарушения в ходе проверки являются необоснованными.
В судебном заседании представители заявителя Султанова Т.С., Тудвасев А.В. поддержали доводы жалобы, просил ее удовлетворить.
Заинтересованное лицо-заместитель главного государственного инспектора ... и ... по пожарному надзор Проценко Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, предоставив письменные возражения.
Судья, опросив участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив материалы дела в их совокупности, считает, что обжалуемое постановление следует отменить.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что Калтанское СУВУ является государственным бюджетным учреждением, которому на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание нежилое здание (баня), 1997 года постройки, расположенное по адресу: ....
На основании распоряжения главного государственного инспектора ... и ... по пожарному надзору С. № от ХХ, в помещениях Калтанского СУВУ по адресу: ..., проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения ранее выданного предписания.
Согласно обжалуемого постановления в ходе проверки установлено, что в прачечной высота эвакуационного выхода в свету менее1,9 м. (высота одного выхода 1,8 м., высота второговыхода 1,75 м.-измерено измерительной рулеткой КУРС «Лайт», что указывает на наличие в действиях (бездействии) Калтанского СУВУ состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Указанные нарушения послужили основанием для привлечения Калтанского СУВУ постановлением заместителя главного государственного инспектора ... и ... по пожарному надзору от ХХ, к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Судьей проверена процедура организации и проведения внеплановой выездной проверки в отношении Калтанского СУВУ, нарушений требований Федерального закона от ХХ № 294-ФЗ, допущено не было, для проведения проверки имелись законные основания.
Вместе с тем с состоявшимся постановлением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Так, из обжалуемого постановления следует, что учреждению вменено нарушение ст. 4, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от ХХ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.5 СП 1.13130.2009, п.4.6 СНиП ХХ-85*, в связи с несоответствием высоты эвакуационного выхода установленным требованиям, высота которого менее 1,9 м.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В пункте 39 приказа МЧС России от 16 марта 2007 года № 140 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения» разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Согласно п. 1 СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171, настоящий свод правил введен в действие 1 мая 2009 г., разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений. При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.
Следовательно, указанный свод правил подлежит применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно п. 4.2.5 СП 1.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, за исключением специально оговоренных случаев.
Должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении в обжалуемом постановлении вменяет юридическому лицу в вину нарушение п.4.6 СНиП 2.01.02-85*, однако данный нормативный акт утратил силу с 1 января 1998 года в связи с изданием Постановления Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7. Взамен данного документа введены в действия СНиП 21-01-97*.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 «СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г. № 1838 (далее - СНиП 10-01-94), которые утратили силу с 1 октября 2003 г.
В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Аналогичное положение содержится в действующих нормах.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений перечисленных в этой норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие СП 1.13130.2009, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Предусмотренные СП 1.13130.2009, требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Материалами дела подтверждается, что нежилое здание (баня), расположенное по адресу: ..., в котором находится помещение прачечной, 1997 года постройки, было введено в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона от ХХ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», капитальный ремонт в нем не проводился.
Сведений о том, что данное здание подвергалось реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению, не имеется.
Защитниками учреждения в ходе производства по делу заявлялось, что таковых не производилось.
При этом указанное нарушение требований пожарной безопасности, невыполнение которых вменено учреждению, в части несоответствия эвакуационного выхода по высоте, установленным правилам, связано с увеличением высоты эвакуационного выхода, то есть с конструктивным изменением здания.
Таким образом, имеются основания для вывода о том, что учреждение, в оперативном управлении которого находится здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97*, и СП 1.13130.2009., не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать содержащиеся требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.
При таких обстоятельствах, указанное в постановлении нарушение, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20. 4 КоАП РФ, в связи с чем, жалоба в подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.4 К РФ об АП, судья,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора ... и ... по пожарному надзору от 30.06.2020г. по делу об административном правонарушении в отношении ФГПОУ «Калтанское СУВУ» по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись
Копия верна
Судья: Е.В. Ванюшин