дело № 2а-2844/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года г. Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Шор А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каньшаковой К.Ю.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района г.Орска Депутатова А.А.,
представителя административного ответчика администрации г. Орска – Еремеева Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации г. Орска об оспаривании бездействия органов местного самоуправления,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Орска обратился в суд с административным иском к администрации г. Орска, об оспаривании бездействия органов местного самоуправления. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что администрацией г.Орска до настоящего времени в нарушение требований действующего законодательства не нанесена горизонтальная разметка на некоторых автодорогах города Орска.
ОГИБДД МУ МВД России «Орское» проведена плановая проверка УЖКХ администрации г.Орска, по результатам которой вынесено предписание № от 26.05.2020г. об устранении выявленных нарушений ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52289-2019 (отсутствие разметки на дорогах) в течении 30 дней с момента получения предписания. В установленный в предписании № срок указанные нарушения не устранены, в связи с чем сотрудниками ОГИБДД МУ МВД РОСИИ «Орское» 0807.2020г. в отношении правонарушении, предусмотренном ч.28 ст. 19.5 КоАП РФ.
Выявленные нарушения действующего законодательства по содержанию улично-дорожной сети г.Орска создают благоприятные условия для возникновения аварийной ситуации, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью человека. Автомобильные дорог входят в границу муниципального образовании «город Орск» Оренбургской области и являются дорогами местного значения.
Уточнив требования иска помощник прокурора Ленинского района г. Орска Депутатов А.А. в судебном заседании просит суд признать незаконным бездействие администрации г. Орска, выразившееся в
непринятии мер по нанесению дорожной разметки на покрытие проезжей части автомобильных дорог г. Орска Оренбургской области в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52289-2019.
Обязать администрацию г. Орска в срок до 01 ноября 2020 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и транспортной безопасности, а именно нанести горизонтальную дорожную разметку на проезжей части следующих дорог <адрес>
Определением суда от 24.07.2020г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УЖКДХТ администрации г.Орска.
Представитель административного ответчика администрации г.Орска Еремеев Е.Ю. иск не признал, представил суду письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица УЖКДХТ администрации г.Орска в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Согласно пункту 5 статьи 7 Устава муниципального образования "город Орск", принятого решением Орского городского Совета депутатов 27 ноября 2002 года № 273 (далее- Устав г.Орска), к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (в ред. решения Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 25 апреля 2008 года N36-561).
Согласно пункту 1.5 Правил благоустройства, озеленения, санитарного состояния территорий и строений г. Орска, утвержденных Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 25 февраля 2004 года №397, к сооружениям, составляющим элементы внешнего благоустройства общего пользования, относятся городские дороги, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, водоотводные сооружения, мосты, ограждающие устройства.
Из содержания данных норм закона следует, что дорожная деятельность в границах населенных пунктов городского округа относится к компетенции местного самоуправления.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее по тексту Национальный стандарт).
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу пункта 6 Национального стандарта дороги и улицы должны иметь дорожную разметку, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно п.6.2. ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях – на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
Актом проверки прокуратуры Ленинского района г. Орска от 17 июля 2020 года, протоколом об административном правонарушении от 08.07.2020г. в отношении УЖКХ администрации г.Орска по статье 19.5 ч.28 КоАП РФ, сотрудниками ОГИБДД МУ МВД России "Орское" выявлен ряд недостатков в организации дорожного движения, а именно отсутствие нанесения горизонтальной линии разметки на отдельных участках улично-дорожной сети города Орска, указанных в актах и в настоящем иске.
Обследованные прокуратурой Ленинского района г.Орска участки дорог относятся к автомобильным дорогам общего пользования, соответственно их ненадлежащее содержание влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Доказательств устранения выявленных недостатков, указанных в акте от 17 июля 2020 года, ответчиком суду не представлено.
Ссылка административного ответчика на необходимость возложения обязанности по нанесению дорожной разметки на УЖКДХТ администрации города Орска отклоняется судом по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 5 статьи 7 Устава МО г. Орск дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, входит в предмет ведения г. Орска.
Согласно п.п. 1.1 «Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орска» № 68-1213 от 06.09.2010 УЖКДХТ администрации г. Орска является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Орска, наделенным полномочиями по организации оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог городского округа, автотранспортных перевозок и прочих работ и услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства города и входит в структуру администрации г. Орска.
Пунктом 3.1.6 «Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орска» № 68-1213 от 06.09.2010 к функциям УЖКДХТ администрации г. Орска относится - организация содержания, строительства и ремонта автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.
Администрация г.Орска осуществляет содержание автомобильных дорог общего пользования. УЖКДХТ администрации г.Орска осуществляет функции по организации содержания, строительства и ремонта автомобильных дорог.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
УЖКДХТ является отраслевым органом администрации г.Орска, которому делегированы некоторые полномочия органа местного самоуправления, и контроль за их исполнением лежит на администрации г.Орска.
Поскольку администрация муниципального образования должна контролировать исполнение своими структурными подразделениями возложенных на них функций, сам по себе факт возложения обязанности администрацией г.Орска по организации работ по содержанию дорог на УЖКДХТ администрации города Орска не свидетельствует о надлежащем исполнении администрацией возложенной законом обязанности по содержанию дорог и муниципального контроля за сохранностью дорог.
Учитывая, что нарушения действующего законодательства установлены, а обязанность по содержанию дорожной инфраструктуры в надлежащем состоянии в силу вышеприведенных положений закона возложена на администрацию г.Орска, суд полагает довод административного ответчика о том, что администрация г.Орска является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям несостоятельным и подлежащим отклонению.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у администрации МО г. Орск в силу закона обязанности совершить необходимые действия для устранения нарушений.
Принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуются временные и материальные затраты бюджета города, суд считает возможным предоставить ответчику срок для устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и содержании автомобильных дорог в срок до 01 ноября 2020г.
Руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации г. Орска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Орска, выразившееся в непринятии мер по нанесению дорожной разметки на покрытие проезжей части автомобильных дорог г. Орска Оренбургской области в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52289-2019.
Обязать администрацию г. Орска в срок до 01 ноября 2020 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и транспортной безопасности, а именно нанести горизонтальную дорожную разметку на проезжей части следующих дорог <адрес>
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 28 сентября 2020 г.