Судья Логинова М.А. Дело 2-101/2024
УИД RS 0004-01-2024-000010-80
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2024 года № 33-2503/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Махиной Е.С.,
судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5» Управления федеральной службы исполнения наказания по Вологодской области Сласниковой И.В. на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 07 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5» Управления федеральной службы исполнения наказания по Вологодской области, Управления федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, Федеральной службы исполнения наказаний, федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 35 Федеральной службы исполнения наказаний» Зиминой Е.С., прокурора прокуратуры Вологодской области Казначеевой Я.А., судебная коллегия
установила:
Вологодский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в интересах осужденного Дьячкова С.Ю. в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5» Управления федеральной службы исполнения наказания по Вологодской области (далее – ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области) о возложении обязанностей обеспечить осужденного Дьячкова С.Ю. техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Минтруда России.
В обоснование иска указано, что Дьячков С.Ю., отбывающий наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области, обратился к прокурору за защитой нарушенных прав на обеспечение техническими средствами реабилитации. Дьячкову С.Ю. установлена ..., разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, которой определены необходимые технические средства реабилитации. В ходе проверки установлено, что Дьячков С.Ю. не обеспечен техническими средствами реабилитации – ...
Просил возложить на ответчика обязанность обеспечить осужденного Дьячкова С.Ю. указанными техническими средствами реабилитации, исполнить решение суда в течение трёх месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На стадии подготовки к участию в деле определением суда от 16 января 2024 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление федеральной службы исполнения наказания по Вологодской области (далее УФСИН России по Вологодской области), Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 35 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России), Федеральная служба исполнения наказаний (далее ФСИН России).
Решением Белозерского районного суда Вологодской области от 07 февраля 2024 года исковые требования прокурора Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов осужденного Дьячкова С.Ю. удовлетворены.
На ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить осужденного Дьячкова С.Ю., <ДАТА> года рождения, техническими средствами реабилитации инвалида: ...
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области Сласникова И.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что технические средства реабилитации для осужденного Дьячкова С.Ю. могут быть приобретены учреждением лишь при условии выделения денежных средств на указанные цели. До настоящего времени денежные средства не выделялись. Решение суда является заведомо неисполнимым.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, УФСИН России по Вологодской области, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-35 ФСИН России Зимина Е.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец прокурор прокуратуры Вологодской области Казначеева Я.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Истец Дъячков С.Ю. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оснований для его отмены либо изменения не находит.
В силу части 2 статьи 10 и части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации; осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии с частью 2 статьи 72 этого же Кодекса осужденным предоставляется медицинская помощь.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (статья 11.1 Закона № 181-ФЗ).
В соответствии со статьей 11.1 Закона № 181-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила № 240).
Положениями статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1).
Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовом регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 7).
Приказом Минюста России от 22 сентября 2015 года № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами находящихся в исправительных учреждениях (далее - Порядок), предусматривающий проведение реабилитационных мероприятий и обеспечение услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидам и находящихся в исправительных учреждениях, со стороны администраций исправительного учреждения.
Пунктами 2 и 5 названного Порядка предусмотрено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения. Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.
Согласно пункту 3 Порядка реабилитационные мероприятия по восстановительной терапии, реконструктивной хирургии (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности) в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляются медицинскими организациями уголовно-исполнительной системы, а также медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему, и медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере (пункт 4).
Как следует из материалов дела и установлено судом, отбывающий наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области Дьячков С.Ю. является ... по общему заболеванию, ... <ДАТА> бессрочно актом медико-социальной экспертизы гражданина от <ДАТА> №...<ДАТА>
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от <ДАТА> №...<ДАТА> нуждается в проведении мероприятий медицинской реабилитации. Рекомендуемые технические средства для Дьячкова С.Ю.: ...
В индивидуальной программе реабилитации инвалида исполнителем реабилитационных мероприятий указано УФСИН России по Вологодской области.
Необеспечение Дьячкова С.Ю. перечисленными в индивидуальной программе реабилитации инвалида средствами реабилитации послужило основанием для обращения Вологодского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в интересах Дьячкова С.Ю. в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд, руководствуясь статьями 12, 101, 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положениями Закона № 181-ФЗ, Правилами № 240, Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы», исходил из того, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области свою обязанность по обеспечению осужденного Дьячкова С.Ю. техническими средствами реабилитации согласно программе реабилитации инвалида от <ДАТА> №...<ДАТА>/2023 не исполнило.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку он соответствует материалам дела и основан на правильном применении норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области, третьих лиц УФСИН по Вологодской области и ФСИН России по доверенности Зимина Е.С. ссылалась на то, что обеспечить Дьячкова С.Ю. средствами реабилитации не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования, и, как только оно поступит, согласны обеспечить истца необходимыми средствами реабилитации.
Пунктом 16 Правил № 240 установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Согласно пункту 463 Приказа Минюста России от 04 июля 2022 года № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» обеспечение осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами, равных с другими осужденными к лишению свободы возможностей в реализации их прав осуществляется в соответствии с Законом № 181-ФЗ.
Пунктом 466 названного Приказа установлено, что администрацией ИУ и медицинской организацией УИС обеспечиваются условия для проведения реабилитационных мероприятий в отношении осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, пользования ими техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов.
Таким образом, обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.
Как усматривается из материалов дела, согласно ответу начальника УФСИН России по Вологодской области для обеспечения техническим средством реабилитации осужденного Дьячкова С.Ю. направлена заявка в УОМСО ФСИН России о выделении дополнительного финансирования. По состоянию на 23 января 2024 года в учреждениях УФСИН России по Вологодской области содержится 39 осужденных, являющихся инвалидами и нуждающихся в ТСР на общую сумму ... рублей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для возложения на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области обязанности по обеспечению осужденного Дьячкова С.Ю. специальными техническими средствами реабилитации согласно программе реабилитации ... от <ДАТА> №...<ДАТА>
Из приобщенных в суде апелляционной инстанции документов следует, что на 11 марта 2024 года лимитов бюджетных обязательств на приобретение технических средств реабилитации для осужденного Дъячкова С.Ю. не поступало, расходным списанием от 12 января 2024 года были доведены лимиты бюджетных обязательств на 2024 года в сумме ... рублей на приобретение технических средств реабилитации для иного осужденного. При получении коммерческих предложений для проведения закупки ТСР осужденному Дъячкову С.Ю. сумма НМЦК составила ... рублей, срок действия коммерческих предположений 1 месяц, исправительная колония запросила выделение указанной суммы.
Вместе с тем, доводы апеллянта о невозможности обеспечить осужденного необходимыми техническими средствами реабилитации в виду отсутствия надлежащего финансирования во внимание приняты быть не могут, поскольку данное обстоятельство не освобождает исправительное учреждение от исполнения обязанности, предусмотренной законом, так как право инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой, не ставится в зависимость от отсутствия или наличия надлежащего финансирования.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что согласно сведениям ФСИН России (ответ от 15 мая 2024 года) в настоящее время запланировано увеличение объемов финансирования по данному виду расходов. Доведение дополнительных ЛБО до территориальных органов ФСИН России запланировано на июль 2024 года.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белозерского районного суда Вологодской области от 07 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №5» Управления федеральной службы исполнения наказания по Вологодской области Сласниковой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Махина
Судьи: О.В. Образцов
А.М. Вахонина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июня 2024 года.