Решение по делу № 2-62/2022 (2-1427/2021;) от 10.12.2021

Дело № 2-62/2022

УИД 27RS0014-01-2021-001944-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2022 года                            г. Советская Гавань

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Анохиной В.А.,

при помощнике судьи Бугаёвой И.А.,

с участием:

истца Матросова В.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матросова В.С. к командиру войсковой части , Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть » о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за период незаконного отстранения от работы, премии, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Матросов В.С. обратился в Советско-Гаванский городской суд <адрес> с иском к командиру войсковой части о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за период незаконного отстранения от работы, компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГг работодателем, командиром , был вынесен приказ об отстранении <данные изъяты> <данные изъяты> Матросова В.С. от работы с 18 октября 202 1г без сохранения заработной платы в связи с тем, что не прошел в установленном порядке обязательную вакцинацию против короновирусной инфекции и отказался её проходить. Считает оспариваемый приказ об отстранении от работы без сохранения заработной платы незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. В постановлении Главного государственного санитарного врача МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг , которым на работодателя возложена обязанность по обеспечению работников вакцинацией, не указано отстранение от работы за отказ от вакцинации. Должность <данные изъяты> не входит в Перечень работ, выполнение которых связанно с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, согласно утвержденного Постановления Правительства РФ от 15.07.1999г . Вакцинация - это добровольное право каждого гражданина РФ, работодатель не наделен полномочиями обязать своих работников сделать профилактические прививки, отстранению подлежат только те работники, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, которая поименована в Постановление Правительства РФ от 15.07.1999г , которая имеет большую юридическую силу. В постановлении Главного санитарного врача МО РФ отсутствуют разъяснения по поводу осложнений после вакцинации, кто будет предоставлять лекарства и методы лечения по восстановлению утраченного здоровья, кто возьмет на себя содержание, ответственность после осложнений от вакцинации. Постановления Главных санитарных врачей РФ и МО РФ, не являются Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Просит признать Приказ от ДД.ММ.ГГГГг , вынесенный командиром в/ч об отстранении Матросова В.С. от работы с ДД.ММ.ГГГГг, без сохранения заработной платы, незаконным, взыскать с работодателя за время вынужденного отстранения от работы, заработную плату за все время отстранения от работы до выхода на работу, компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

Далее, истец дополнил и увеличил исковые требования, указав, что согласно расчетного листа по заработной плате за декабрь 2021г, ему были выплачены премиальные выплаты по итогам года не в полном размере, тринадцатая заработная плата, премия по приказу МО РФ выплачено 7 000 руб. вместо 12 000 руб. премия за счет экономии 26 800 руб., итого не выплачено 31 800 руб. Согласно Трудового кодекса РФ ч.2 ст.132 - запрещается какая то ни была дискриминация и решение устанавливать и изменять условия оплаты труда. В данный период отстранения от работы ему приходится выискивать денежные средства для отплаты кредита, так задолженность банку ВТБ составляет 792 318 рублей 76 коп. К ранее заявленным требованиям дополнительно просит обязать работодателя произвести выплату премиальных выплат по итогам 2021 года в сумме 31 800 руб. Заработную плату за время незаконного отстранения от работы в сумме 147 112 рублей 80 копеек, и компенсацию за задержку заработной платы в сумме 2 132 рубля 24 копеек.

Определениями Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ «ОСК по ВВО», Министерство Обороны РФ, ФКУ «Войсковая часть », в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФКУ «УФО МО РФ по ВВО».

    В судебном заседании истец Матросов В.С. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в нем, просила иск удовлетворить в полном объеме, пояснил, что медицинских противопоказаний для вакцинации у него не имеется, до настоящего времени он не вакцинирован, с Постановлением Главного санитарного врача , приказом командира войсковой части ОРГ Об организации проведения обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниями против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также с приказом об отстранении его от работы был ознакомлен.

    Ответчик командир войсковой части Х.О. в судебное заседании не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ФКУ «ОСК ВВО» и Министерства Обороны РФ в судебное заседание не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представили письменные возражения на исковое заявление, согласно которым, к трудовым отношениям лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации), подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных актами Министерства обороны Российской Федерации (в том числе рекомендациями, директивами), содержащими нормы трудового права. В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (статья 51 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статья 10 ФЗ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»). При наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение граждан, не имеющих прививок, от работы. В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной. Процент работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает также главный санитарный врач в субъекте. Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы. Постановлением Главного государственного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ руководители органов военного управления, командиры соединений, воинских частей и начальники организаций обязаны обеспечить проведение обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) определенным категориям лиц, среди которых федеральные государственные гражданские служащие Минобороны России и гражданский персонал органов военного управления Минобороны России. В соответствии с п. 1.4 Постановления Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», установлена необходимость проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам, подлежащим обязательной вакцинации, проживающим в населенных пунктах, расположенных на территории, в том числе, Ванинского, Советско-Гаванского муниципальных районов. Постановлением Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Главного государственного санитарного врача по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям». Пункт 2.1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ дополнен необходимостью проведения профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной сотрудникам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенным на территории Хабаровского края. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию. С вышеуказанными постановлениями истец был ознакомлен. В связи с тем, что Матросов В.С. отказался от прохождения обязательной вакцинации при отсутствии противопоказаний, командиром войсковой части издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отстранении гражданского персонала от работы, в связи с отказом от вакцинации». Согласно данному приказу Матросов В.С. был отстранен от работы. Трудовая функция истца не может выполняться дистанционно, поэтому работник не может быть временно переведен работодателем на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст.312.9 ТК РФ. При этом трудовая деятельность истца Матросова В.С., который относится к гражданскому персоналу войсковой части подразумевает, контакты с неограниченным кругом военнослужащих и гражданского персонала войсковой части 25030-18. Заявляя требования о признании приказа об отстранении от работы незаконным, истцом не представлено объективных доказательств свидетельствующих об опасности для ее здоровья прививки против новой коронавирусной инфекции, а также медицинских документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н. Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета. Вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс. Кроме того, Матросов В.С. не был лишен возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования. С учетом предусмотренной законом возможности получения отвода по медицинским показаниям, а также полного отказа от вакцинации в связи с принципом добровольности медицинского вмешательства, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым приказом ее трудовых прав и охраняемых законом интересов, в том числе, свидетельствующих о наличии препятствий для отказа от вакцинации. При таких обстоятельствах процедура и основания отстранения Матросова В.С. от работы ввиду отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, работодателем были соблюдены, при этом Истец добровольно отказался от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины. Правовых оснований для признания незаконным приказ командира войсковой части 25030-18 об отстранении от работы, не имеется, соответственно исковые требования удовлетворению не подлежат. По смыслу норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя Истцом указывается на недоплату премии, предусмотренной Положениями Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Приказ Министра обороны Российской Федерации ). Денежные выплаты работникам гражданского персонала по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010г. в систему оплаты труда не входят. Вместе с тем, размер расчетной суммы определяется исходя из имеющихся лимитов экономии бюджетных средств и штатной численности работников, исполняющих свои трудовые функции. Денежная выплата, предусмотренная приказом Министра обороны Российской Федерации не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счёт высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов. Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала относится к исключительной компетенции работодателя, который при этом исходит из объемов бюджетных средств доведенных на эти цели, а также учитывает результаты исполнения работниками должностных обязанностей за период, в котором производится дополнительное материальное стимулирование. Исходя из вышеизложенного, очевидно, что денежная выплата, выплачиваемая на основании приказа Министра обороны Российской Федерации не имеет фиксированного размера, соответственно сумма недополученной премии, заявленная Истцом является произвольной и несоответствующей действующему порядку ее начисления и выплаты. Кроме этого, согласно приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации», выплаты за счет средств экономии фонда оплаты труда не учитываются при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, соответственно обязательными и безусловными не являются. В связи, с чем требование взыскании премии за счет экономии также не обоснованно и незаконно. В соответствии с действующим законодательством, а именно со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. При условии не начисления заработной платы не может быть и ее задержки, более того отстранение от работы Истца в настоящее время действует, не отменено и не признано незаконным. Доводы Матросова В.С. о наличии у него кредитных обязательствах к сути рассматриваемого спора отношения <адрес> 690091, <адрес>), является его обособленным подразделением. В связи, с чем ФКУ «ОСК ВВО» является ненадлежащим ответчиком в рассматриваемом споре. Просит отказать Матросову В.С. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представители ответчика ФКУ «Войсковая часть » в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств не заявляли.

Представитель третьего лица ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили суду письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что согласно приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ дсп «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» н финансовое обеспечение в филиал зачислена войсковая часть без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства, а на финансовое обеспечение в ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» зачислено федерально казенное учреждение «Войсковая часть » Тихоокеанского флота с открытием лицевых счетов в органах Федерального казначейства, которая являете юридическим лицом структурного подразделения войсковой части . ФКУ «Войсковая часть » является самостоятельным юридическим лицом. В соответствии с Уставом, утвержденным Министром обороны Российской Федерации, ФКУ «Войсковая часть Тихоокеанского флота от своего имен приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в соответствии с законодательством Российской Федерации. ФКУ «Войсковая часть » ТОФ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, находящимися на его лицевом счете. Войсковая часть является обособленным структурным подразделением ФКУ «Войсковая часть » ТОФ. Отсутствие у войсковой части лицевого счета в органах Федерального казначейства не является препятствием для взыскания денежных средств с юридического лица ФКУ «Войсковая часть ТОФ и не может быть основанием для обращения взыскания расходов на ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» и филиал . Приказом командира войсковой части указано на необходимость в срок до ДД.ММ.ГГГГ завершить проведение вакцинации против новой короновирусной инфекции первым компонентом вакцины, в срок до ДД.ММ.ГГГГ- вторым компонентом вакцины всех военнослужащих м гражданский персонал войсковой части , уведомив работников том, что на основании абз. 8 ч. ч. 1-2 ст. 76 ТК РФ, в случае отказа от вакцинации без уважительных причин к установленному сроку, работники будут отстранены без сохранения заработной платы на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки или после отмены Постановления от 18.06.2,21 Главного государственного врача Минобороны РФ. Случаи, когда работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, названы в ч. 1 ст. 76 ТК РФ. Абзацем 8 данной части предусмотрено, что отстранение возможно в случаях, предусмотренных не только Трудовым кодексом и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ. Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" в полном объеме. Приказом командира войсковой части 25030-18. в связи с отказом от вакцинации без уважительных причин, в соответствии со ст. 76 ТК РФ истец не допущен к исполнению трудовой функции без сохранения заработной платы до момента предоставления сертификата о вакцинации. ДД.ММ.ГГГГ решением ВОЗ эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения. Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издало Постановление , в соответствии с которым коронавирусная инфекция (2019-nCoV) отнесена к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих. Главным санитарным врачом Министерства обороны РФ в связи с осложнением эпидемической ситуации в Вооруженных Силах РФ ДД.ММ.ГГГГ принято постановление , которым постановлено руководителям органов военного управления, командирам соединений, воинских частей и начальникам организаций обеспечить проведение обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой короновирусной инфекции, в частности (п. 1.3) федеральным государственным гражданским служащим Минобороны России и гражданскому персоналу органов управления Минобороны и подведомственных им воинских частей и организаций. Истец в соответствии с условиями трудового договора является гражданским персоналом войсковой части Министерства обороны РФ. Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, а также то, что Главный врач Министерства обороны РФ является заместителем главного санитарного врача РФ и вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ), которые являются обязательными для круга сотрудников, указанных в данных постановлениях. Таким образом, у командира войсковой части имелись правовые основания для отстранения истца от работы в связи с отказом без уважительных причин от вакцинации против новой короновирусной инфекции, в связи с чем требования истца необоснованны и не подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 76 ТК РФ, в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В соответствии с п. 4 ст. 46 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абз. 4 п. 2 ст. 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию. Кроме того, в силу пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах РФ могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Данные полномочия подтверждаются п. 1,2 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ: профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи регионов. Просит в удовлетворении исковых требований Матросова В.С. к войсковой части , Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о признании приказа командира войсковой части об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время отстранения от работы и компенсации морального вреда, отказать.

    Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

    Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Матросов В.С. принят на работу в войсковую часть на должность стрелка военизированной охраны, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. Истец относится к лицам гражданского персонала войсковой части.

Войсковая часть является структурным подразделением ФКУ «Войсковая часть », за которым она поставлены на учет в налоговых органах в качестве обособленного структурного подразделения, что следует из уведомления налогового органа.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Министерства обороны РФ от 18.06.2021г. «О проведении профилактических прививок новой коронавирусной инфекции в Вооруженных Силах РФ по эпидемическим показаниям» с целью предотвращения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции установлено руководителям органов военного управления, командирам соединений, воинских частей и начальникам организаций обеспечить проведение обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе, федеральным государственным гражданским служащим Минобороны России и гражданскому персоналу органов военного управления Минобороны России и подведомственных им воинских частей и организаций (п. 1, 1.3 Постановления). Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинации против COVID-19 (п. 2 Постановления). Согласно п. 3 Постановления установлено в срок до ДД.ММ.ГГГГг. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до ДД.ММ.ГГГГг. – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации не менее 65% от общей численности личного состава (сотрудников).

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Министерства обороны РФ от 18.06.2021г. командирам подразделений указано в срок до 15.07.2021г. провести вакцинацию подчиненному личному составу, командирам воинских частей, в том числе указано в срок до 15.07.2021г. провести вакцинацию подчиненному личному составу, военнослужащим и гражданскому персоналу первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.08.2021г. вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в РФ.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ОРГ, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача МО РФ от 18.06.20221 , указаниями командующего ТОФ от ДД.ММ.ГГГГ, ТЛГ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции указано в срок до 15.07.2021г. организовать проведение профилактически прививок первым компонентом ли однокомпонентной вакциной, а в срок до ДД.ММ.ГГГГ – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции. Лиц, не имеющих медицинских противопоказаний и отказывающихся от проведения вакцинации: из числа гражданского персонала отстранять от работы без сохранения заработной платы, из числа военнослужащих – представлять к увольнению по невыполнению условий контракта. Данный приказ указано довести до военнослужащих и гражданского персонала части.

Согласно представленным листам ознакомления с данными указаниями, а также приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ОРГ, истец был ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ, что также не оспаривалось истцом в ходе рассмотрения дела.

ДД.ММ.ГГГГ Матросов В.С. написал заявление об отказе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Матросов В.С. отстранен от работы без сохранения заработной платы, в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции СOVID-19 на период с ДД.ММ.ГГГГ до момента ее прохождения.

В обоснование приказа названы Постановление Главного государственного санитарного врача МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ , пункт 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», указания Командующего ТОФ от ДД.ММ.ГГГГ, ТЛГ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации проведения обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID-19, приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ОРГ «Об организации проведения обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции», абзац 8 ст. 76 ТК РФ.

С указанным приказом Матросов В.С. ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 37, ч.3 ст. 55 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст. 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.8 ч. 1, ч. 2 ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из нормативного содержания, указанной нормой устанавливается обязанность работодателя отстранять работника от работы в определенных случаях.

Такая возможность отстранения от работы, в частности, предусмотрена положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", согласно п. 2 ст. 5 которого отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", согласно которому работа истцов в утвержденный этим актом перечень не входит.

Вместе с тем, указанное Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 825 не является единственным основанием применения предусмотренных п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" положений. Указанное Постановление Правительства РФ принято в период ранее действовавшей редакции п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ. В действующей редакции указанная норма предоставляет право определения такого перечня уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти.

Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020г. коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1307н (утратил силу, в настоящее время действует Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок").

Указанные положения п. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" о полномочиях главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ о возможности принятия решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям конкретизированы в подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которому Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Таким образом, Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены правом определять группы граждан, подлежащие профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям.

Согласно положениям п. 2, 3 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1100 "О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)" система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя, в том числе, осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства. Должностным лицом, уполномоченным на организацию государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), наделен руководитель структурного подразделения Министерства обороны Российской Федерации - главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача РФ по вопросам, входящим в их компетенцию.

Согласно п. 5 Инструкции о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369 "О порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации", основными задачами структурных подразделений и федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, входящих в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) личного состава Вооруженных Сил, предупреждение вредного воздействия на него факторов среды обитания.

Согласно п. 8 указанной Инструкции главный государственный санитарный врач Министерства обороны РФ является должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах от имени структурных подразделений и федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, входящих в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.

С учетом указанных положений законодательства, Главный государственный санитарный врач Министерства обороны РФ (являющийся по своим функциональным обязанностям заместителем Главного государственного санитарного врача РФ) в пределах своей компетенции (осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах РФ) наделен правом в отношении личного состава Вооруженных Сил РФ (в который включается гражданский персонал) определять группы граждан, подлежащие профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям. При вынесении таких постановлений эти граждане, подлежащие вакцинации, в силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" вправе отказаться от профилактической прививки, но в этом случае в отношении них применяются положения п. 2 ст. 5 указанного Федерального закона, в т.ч. они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.

Постановление Главного государственного санитарного врача Министерства обороны РФ от 18.06.2021г. «О проведении профилактических прививок новой коронавирусной инфекции в Вооруженных Силах РФ по эпидемическим показаниям» реализует предоставленные подп. 6 п.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указанному должностному лицу полномочия по определению подлежащих обязательной вакцинации групп граждан личного состава Вооруженных Сил РФ по эпидемическим показаниям, устанавливает сроки проведения вакцинации.

Доводы истца о противоречии Постановления Главного государственного санитарного врача Министерства обороны РФ от 18.06.2021г. нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку таких обстоятельств с учетом изложенного не усматривается, указанное постановление не отменено и в установленном порядке незаконным не признано, в связи с чем в силу ч.1 ст. 11 ГПК РФ подлежит применению судом при разрешении споров.

Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» закреплено право граждан на отказ от профилактических прививок. Вместе с тем реализация такого права гражданином не исключает согласно п. 2 ст. 5 этого Федерального закона последствий в виде отстранения его от работы, что допускается вышеуказанными положениями ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 37, ч.3 ст. 55 Конституции РФ в целях защиты прав иных лиц.

На основании изложенного, суд к выводам о том, что невыполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Министерства обороны РФ от 18.06.2021г. о прохождении вакцинации в установленные сроки указанными в нем лицами, подлежащими обязательной вакцинации, влечет последствия, предусмотренные п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", в т.ч. обязанность работодателя согласно п. 8 ч.1 ст. 76 Трудового кодекса РФ отстранить работника, не имеющего обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и медицинских противопоказаний к вакцинации.

Поскольку до отстранения от работы истцу заблаговременно доводилась информация о необходимости проведения обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Министерства обороны РФ от 18.06.2021г. либо о предоставлении документа о наличии медицинских противопоказаний, а также доводилась информация о возможных последствиях непрохождения вакцинации в виде отстранения от работы, истцом заявлен работодателю отказ от вакцинации, вакцинация истцом в установленные сроки не пройдена и сведений о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации работодателю не представлено, работодатель мог отстранить истца согласно п. 8 ч.1 ст. 76 Трудового кодекса РФ от работы без сохранения заработной платы до устранения причин отстранения, соответственно, имелись правовые основания для принятия приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ «Об отстранении гражданского персонала от работы в связи с отказом от вакцинации от COVID-19» в отношении Матросова В.С. об отстранении на основании ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ с ДД.ММ.ГГГГ. от работы без сохранения заработной платы. Порядок отстранения истца от работы не нарушен, с нарушения трудовых прав истца отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований о признании незаконным приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ , а также для удовлетворения производных требований о взыскании среднего заработка за период незаконного отстранения от работы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, отсутствуют.

Проверяя доводы истца о выплате премии по приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и выплаты за счет средств экономии фонда оплаты труда в меньшем объеме, чем иным сотрудникам, суд приходит к выводу, что при определении размера материального стимулирования нарушения трудовых прав истца также не допущено.

Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 данного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Согласно пункту 6 издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащими и лицами гражданского персонала в воинских частях производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) приказов.

В силу пункта 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в виде ежемесячной премии не является гарантированной выплатой, поскольку осуществляется только при наличии экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил и в пределах, доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных средств.

Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала воинской части относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в квартале, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Поскольку минимальный размер премии Порядком не определен, то в данном случае конкретный (окончательный) размер премии был определен работодателем исходя из оценки исполнения Матросовым В.С. своих должностных обязанностей работы, в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, и в рамках полномочий, предоставленных работодателю.

При этом решением Министра обороны РФ определен расчетный размер суммы дополнительного материального стимулирования на одного работника, а не размер премии, подлежащий к выплате каждому работнику.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате истцу дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1010 в размере заявленных исковых требований.

Согласно приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации», выплаты за счет средств экономии фонда оплаты труда не учитываются при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, соответственно обязательными и безусловными не являются.

Данным положением установлен порядок определения премиальных выплат гражданскому персоналу по итогам работы за расчетный период за счет экономии фонда оплаты труда.

В соответствии с п. 4 Положения при наличии экономии фонда заработной платы за соответствующий период работникам, управления, добросовестно исполняющим свои должностные обязанности, может быть установлена дополнительная премия по результатам работы за месяц, квартал и год. Выплата дополнительной премии по результатам работы за месяц, квартал и год осуществляется по приказу начальника управления.

В соответствии с п. 4.2 Положения не представляются к дополнительному премированию работник управления, в том числе допустившие нарушения трудовой дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, дисциплинарные проступки, в периоде, за который производится премирование. Показатели премирования, позволяющие оценить результативность и качество работы, работника установлены п. 3.1.1 Положения.

Из изложенного следует, что данная премиальная выплата является не обязательной и может выплачиваться только тем работникам, которые выполнили условия показателей и критерии оценки эффективности деятельности, а также при обеспеченности лимитами бюджетных обязательств на выплату заработной платы на соответствующий период, при наличии экономии фонда заработной платы и строго в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы.

При этом оценка итогов работы лиц гражданского персонала возложена на начальников (руководителей) соответствующих учреждений (организаций) Вооруженных Сил РФ, являющихся работодателями указанных лиц.

Ввиду изложенного оснований для удовлетворения требований истца в указанной части, также не имеется.

Поскольку нарушений трудовых прав истца судом не установлено, оснований для взыскания согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ компенсации морального вреда суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                              Р Е Ш И Л:

Исковые требования Матросова В.С. к командиру войсковой части Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть » о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за период незаконного отстранения от работы, премии, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края, со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья                                                                                         В.А. Анохина

Мотивированное решение

изготовлено 24.03.2022

2-62/2022 (2-1427/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Матросов Виталий Сергеевич
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ФКУ ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 62665
Командир в/ч 25030/18 МО РФ
ФКУ "ОСК ВВО"
Суд
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края
Судья
Анохина Виктория Александровна
Дело на странице суда
s-gavansky.hbr.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2021Передача материалов судье
13.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2022Подготовка дела (собеседование)
08.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2022Дело оформлено
21.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее