Председательствующий: Табакова Е.А. № 33-5268/2022
55RS0007-01-2021-009173-14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 21 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Магденко И.Ю.,
судей Перфиловой И.А., Сковрон Н.Л.,
при секретаре Речута Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-789/2022
по апелляционной жалобе истца Левицкого О.А.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 11 мая 2022 года
по иску Левицкого О.А. к акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №11» о признании приказов незаконными, обязании допустить к работе, взыскании заработной платы за период отстранения от работы, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Левицкий О.А. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №11» (далее – АО «ТГК-11»), в обоснование указав, что с 17 июля 1987 года работает в АО «ТГК-11» структурном подразделении ТЭЦ-5 (ранее наименование предприятия - РЭУ «Омскэнерго» Омская ТЭЦ-5, далее – АО «ТГК-11» СП ТЭЦ-5), в настоящее время занимает должность машиниста компрессорных установок. 15 октября 2021 года на основании пункта 3 приказа № <...> от 1 октября 2021 года «О сохранении здоровья сотрудников» и приказа № <...> от 12 октября 2021 года «Об отстранении работников АО «ТГК-11» от работы» он был отстранен от работы без сохранения заработной платы за не предоставление персональных данных по вакцинации от SARS-CoV-2 (COVID-19) или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации от SARS-CoV-2 (COVID-19) до окончания периода эпидемиологического неблагополучия, либо до предоставления копий сертификата о вакцинации от SARS-CoV-2 (COVID-19) или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации от SARS-CoV-2 (COVID-19). Не согласившись с приказом 9 ноября 2021 года он в адрес работодателя направил претензию. 17 декабря 2021 года получил ответ, содержание которого его не удовлетворило, в связи с чем, полагая свои права нарушенными, обратился в суд.
С учетом уточнений заявленных требований, просил признать приказы АО «ТГК-11» № <...> от 1 октября 2021 года «О сохранении здоровья сотрудников» и № <...> от 12 октября 2021 года по личному составу «Об отстранении работников АО «ТГК-11» от работы» в отношении Левицкого О.А. неправомерными; обязать АО «ТГК-11» допустить его к работе; взыскать с АО «ТГК-11» компенсацию за время вынужденного отстранения от работы в размере 220 581 рублей (с учетом НДФЛ), компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании истец Левицкий О.А. уточненные исковые требования поддержал, указал на то, что изданные работодателем в отношении него приказы не правомерны, оснований для отстранения его от работы не имелось.
Представители ответчика АО «ТГК-11» Видякин В.В., Марковиченко Н.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и времени рассмотрения дела.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец Левицкий О.А. выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отметить. Полагает, что решение суда основывается на ложных заявлениях ответчика о его добровольном отказе от вакцинации и посещения терапевта для обоснованного получения медицинского отвода. Указывает, что работодателем не была представлена информация о месте и времени прохождения медицинского осмотра, предварительного обследования для получения медицинского отвода или согласия на вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. В соответствии с чем указывает на то, что работодатель должен был издать соответствующий приказ, в котором было бы указано, в какой день работник должен явиться к врачу, сколько дней отводится на медицинский осмотр, как будет произведена оплата в эти дни. Отсутствие письменного согласия или отказа Левицкого О.А. от прохождения медицинского осмотра, а также отсутствие приказа работодателя о направлении на медицинской осмотр свидетельствует о том, что работодателем не было организовано прохождение работниками медицинских осмотров. Также ссылается на то, что у работодателя в момент его отстранения от работы отсутствовали правовые основания для истребования у работника сведений, составляющих врачебную тайну, поскольку работодателем согласие на получение, хранение, обработку персональных данных Левицкого О.А., а также права на и передачу, работодатель получил только 10 июня 2022 года, в связи с чем работодатель не имел право отстранять его от работы в связи с неполучением информации о вакцинации. Кроме того, ссылается на то, что в статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность работодателя отстранять работника от работы за непредставление персональных данных. Полагает, что работодатель имел право отстранить его от работы только с сохранением за ним на весь период отстранения заработной платы. Указывает, что работодатель игнорирует наличие у него с 1 марта 2022 года медицинского отвода к вакцинации от новой коронавирусной инфекции на основании теста на антитела. Также по совету представителя ответчика 9 июня 2022 года им был получен медицинский отвод от вакцинации против новой коронавирусной инфекции на один год.
В дополнениях к апелляционной жалобе истец ссылается на то, что работодателем не была произведена оплата за прохождение им медицинской комиссии, назначенной работодателем на 29 ноября 2021 года.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Марковиченко Н.В. полагала решение суда законным и обоснованным, поддержала ранее представленные возражения на апелляционную жалобу
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 6 марта 2006 года между ОАО «Омская электрогенерирующая компания» (после реорганизации – в настоящее время АО «ТГК-11») и Левицким О.А. был заключен трудовой договор № <...>, согласно которому последний был принят в структурное подразделение ТЭЦ-5 в котельный цех на должность машиниста центрального теплового щита управления котлами 7 разряда (л.д. 57 том 1).
В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от 5 июля 2021 года Левицкий О.А. был переведен на должность машиниста компрессорной установки 3 разряда (л.д. 56, 61 том 1).
1 октября 2021 года генеральным директором АО «ТГК-11» издан приказ № <...> «О сохранении здоровья сотрудников», согласно которому сотрудникам общества приказано в срок до 4 октября 2021 года обеспечить предоставление руководителям структурных подразделений/структурных единиц, а последними – в управление по работе с персоналом информацию с подтверждающими документами об исполнении пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 года N 65 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (копия сертификата о вакцинации или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации) (пункт 1).
Начальнику управления по работе с персоналом Н.В. Ермоленко по итогам исполнения пункта 1 настоящего приказа работников, работающих по графику 8ми часового рабочего дня (дневной персонал) и не предоставившим копию сертификата о вакцинации или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации, отстранить от выполнения трудовых обязанностей без сохранения заработной платы, до предоставления сертификата о вакцинации или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации; установлен срок 4 октября 2021 года (пункт 3).
Аналогичные положения установлены в пункте 4 приказа для работников, работающих в сменном режиме с установлением срока исполнения данного пункта до 15 октября 2021 года.
С указанным приказом истец был ознакомлен 4 октября 2021 года, что подтверждается листом ознакомления работников структурного подразделения котельного цеха СП «ТЭЦ-5» АО «ТГК-11»
Приказ и.о. генерального директора от 12 октября 2021 года № <...> по личному составу «Об отстранении работников АО «ТГК-11» от работы предусматривал в соответствии с пунктом 3 приказа АО «ТГК-11» от 1 октября 2021 года № <...> отстранение от работы с 15 октября 2021 года работников АО «ТГК-11» согласно Приложению №1 к приказу, не предоставивших копию сертификата о вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19) или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации, до окончания периода эпидемиологического неблагополучия, либо до предоставления копии сертификата о вакцинации или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации.
В списке сотрудников АО «ТГК-11», не предоставивших копию сертификата о вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19) или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации (приложение №1) помимо прочих указан Левицкий О.А.
Из листа ознакомления работников с указанным приказом следует, что истец 13 октября 2021 года ознакомившись с данным приказом, выразил несогласие с ним.
В связи с чем, 9 ноября 2021 года Левицким О.А. в адрес АО «ТГК-11» была направлена претензия, в которой указывалось на отсутствие оснований для его отстранения от работы без сохранения заработной оплаты на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, просил допустить к работе и выплатить ему заработную плату за время вынужденного отстранения.
В ответе на данную претензию от 13 декабря 2021 года, работодатель, отказывая Левицкому О.А. в допуске к работе и оплате заработной платы за период отстранения, дал разъяснения о правомерности его отстранения от работы в связи с отсутствием сведений о факте его вакцинации либо о наличии у него медицинских противопоказаний.
Левицкий О.А. полагая, что приказ работодателя о его отстранении от работы не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы как работника, обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришёл к выводу о законности и обоснованности действий работодателя.
Судебная коллегия с указанными выводами соглашается исходя из следующего.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон N 52) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 1,2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 52 санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзацем 2 статьи 11 Федерального закона N 52 на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возложена обязанность по выполнению требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пункт 1 статьи 29 Федерального закона N 52 предусматривает в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) своевременное проведение предусмотренных санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, в том числе мероприятий по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон N 157) профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ (пункт 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Федеральный закон N 52 при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50); выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Пунктом 66 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 4 и действующих с 1 сентября 2021 года (далее - СанПиН 3.3686-21), предусмотрено, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Согласно пункту 67 СанПиН 3.3686-21 внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715, дополнен пунктом 16: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Согласно пункту 1.2 санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года № 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 N 1307н в вышеуказанный Календарь внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Приказом Минздрава России от 3 февраля 2021 года № 47н внесены изменения в категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня были отнесены граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более (к каковым относится город Омск), к приоритету 2-го уровня - работники организаций транспорта и энергетики.
С учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены (пункт 8).
Согласно статье 35 Федерального закона N 52 профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Статья 10 Федерального закона N 52 обязывает граждан выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как предусмотрено абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 157 отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абзац 5 пункта 2 статьи 5 указанного закона).
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации, а отказ от вакцинации в отсутствие медицинских противопоказаний является основанием для отстранения от работы.
Аналогичная позиция приведена в письме Роструда от 13 июля 2021 года № 1811-ТЗ, а также в Разъяснениях Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных вместе с "Рекомендациями действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан)" (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года № 14-4/10/П-5532).
Распоряжением Губернатора Омской области от 17 марта 2020 года N 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области» в целях предотвращения распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории Омской области введен режим повышенной готовности.
В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Омской области Главным государственным санитарным врачом по Омской области 4 июля 2021 года принято Постановление N 65 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (в первоначальной редакции) (далее – Постановление Главного государственного санитарного врача по Омской области N 65).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области N 65 определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в числе которых поименованы работники жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Пунктом 2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области N 65 на руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, возложена обязанность:
- организовать в срок до 31 июля 2021 года проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 26 августа 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников;
- представить не позднее 7 июля 2021 года в медицинские организации по месту расположения объекта списки работающих, подлежащих иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019);
- усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.
Пункт 1 указанного постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19 (пункт 3).
Уставом АО «ТГК-11», утверждённым решением годового Общего собрания акционеров общества от 14 мая 2021 года, предусмотрено, что деятельность общества связана, в том числе с поставкой и получением электрической и тепловой энергии, мощности, ее производством, обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов и пр.
Из выписки из ЕГРЮЛ также следует, что основным видом деятельности общества является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций.
Следовательно, АО «ТГК-11» осуществляет деятельность в сфере энергетики, работники которого относятся к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а в случае отказа от такой вакцинации работодатель на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации обязан отстранить от работы (не допускать к работе) своего работника.
Часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает отстранение работника от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В связи с чем отстранение истца от работы по причине отказа от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 15 октября 2021 года без сохранения заработной платы является правомерным, порядок отстранения от работы работодателем был соблюден.
Доводы истца о не организации со стороны работодателя прохождения медицинского осмотра для получения медицинского отвода или согласия на вакцинацию от новой коронавирусной инфекции судебной коллегией отклоняются, поскольку такая обязанность не была возложена на работодателей Постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области N 65.
Как было указано выше, подпунктом 2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области N 65 на руководителей организаций помимо прочих возложена обязанность усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.
Из материалов дела следует, что АО «ТГК-11» 21 июля 2021 года во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области N 65 и Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были направлены списки работников АО «ТГК-11» для обеспечения возможности организации бесплатного консультирования и вакцинации работников по месту жительства, в том числе в БУЗОО <...> - список работников структурного подразделения ТЭЦ-5 АО «ТГК-11», среди которых указан и истец (л.д. 178, 179 том 1).
Кроме того, в рамках заключенного между АО «ТГК-11» и <...> договора добровольного медицинского страхования граждан № <...> от 30 марта 2020 года, работодателем организовано консультирование работников терапевтом и вакцинация желающих в <...> (л.д. 199-201 том 1).
Указанные доказательства подтверждают факт исполнения работодателем возложенных на него Постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области N 65 обязанностей в полном объеме, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части судебной коллегий не могут быть приняты во внимание.
Трудовым законодательством на работодателей возложена обязанность по защите персональных данных своих работников.
Требования по защите персональных данных работника, их обработке, хранению и использованию, а также передаче установлены главой 14 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 86 Трудового кодекса Российской Федерации обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.
Работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (пункт 4).
Статьей 88 Трудового кодекса Российской Федерации при передаче персональных данных работника работодателю запрещается сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Вместе с тем, в пункте 2.2. Постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области N 65 закреплена возложенная на работодателей обязанность по предоставлению в медицинские организации по месту расположения объекта списков работающих, в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
На основании изложенного, ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие у работодателя правовых оснований для истребования у истца сведений, составляющих врачебную тайну, по причине отсутствия согласия на получение, хранение, обработку персональных данных Левицкого О.А. судебная коллегия находит необоснованной.
Наличие у истца с 1 марта 2022 года в медицинском сертификате о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), сформированном посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", информации о положительных результатах исследований на наличие антител к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не свидетельствуют о наличии оснований для допуска его к работе.
Во-первых, данный медицинский сертификат в отсутствие в нем информации о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции или сведений о медицинских противопоказаний к вакцинации не относится к числу документов, предусмотренных приказом работодателя от 12 октября 2021 года № <...>, предоставляющих возможность допуска работника к работе после его отстранения в целях обеспечения безопасных условий труда, сохранение здоровья работников.
В данном приказе прямо указано на отстранение работника от трудовых обязанностей без сохранения заработной платы до предоставления сертификата о вакцинации или документа, подтверждающего противопоказания к проведению вакцинации.
В постановлении Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021года № 65 (в редакции от 2 декабря 2021 года, действующей до настоящего времени) также не содержится каких-либо исключений для лиц, у которых в медицинских сертификатов имеется информации о положительных результатах исследований на наличие антител к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19): обязательной вакцинации не подлежат лишь лица, имеющие противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19».
В соответствии с Порядком проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (письмо Минздрава России от 22 декабря 2021 года N 30-4/И/2-21694) (раздел 12) само по себе наличие антител к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не включено в перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Наличие медицинских противопоказаний к проведению вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и решение о выдаче документации о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации определяется лечащим врачом или врачом той специальности, который определяет противопоказания против вакцинации (пункт 12.6 Порядка).
Решение о выдаче справки о наличии медицинского отвода от вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 принимает врачебная комиссия той медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию, являющимся противопоказанием (пункт 12.7. Порядка).
Во-вторых, истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт предъявления работодателю данного медицинского сертификата с просьбой допустить его до работы.
Доводы истца о том, что в судебном заседании суда первой инстанции 15 марта 2022 года он предъявлял данный документ, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку сертификат в установленной законом форме, а не QR-код, был представлен истцом только в суд апелляционной инстанции (л.д. 150 том 1).
Кроме того, как следует из пояснений сторон, с 13 июня 2022 года после представления Левицким О.А. работодателю документа, оформленного в установленной форме, о наличии у него медицинских противопоказаний к вакцинации, он приказом от 10 июня 2022 года № <...> был допущен к работе.
Требования об оплате работодателем времени прохождения медицинского осмотра 29 ноября 2021 года истцом в суде первой инстанции не заявлялись, соответственно, судом первой инстанции в качестве предмета спора не рассматривались, в связи с чем рассмотрению и разрешению в суде апелляционной инстанции не подлежат.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Омска от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2022 года.