УИД 11RS0001-01-2022-014367-28 Дело № 2а-10039/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Смолевой Ю.В.,
с участием прокурора Бондарева Г.И.,
представителя административного истца ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Волова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 05 октября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об установлении административного надзора в отношении Шиханову Ивану Евгеньевичу,
установил:
ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Шиханова И.Е. административного надзора до погашения судимости за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Прилузского районного суда Республики Коми от 11.04.2022, с административными ограничениями в виде: обязательной явки 3 (три) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22 часов вечера до 06 часов утра, кроме времени нахождения на работе; запрещения пребывания в определенных местах, а именно в барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив. Ссылаясь на фактические обстоятельства, совершение осужденным Шихановым И.Е. тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, административный истец указывает о наличии правовых оснований для установления в отношении административного ответчика административного надзора.
При разрешении дела по существу в судебном заседании представитель ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Коми Волов Д.А. на удовлетворении заявленных требований об установлении в отношении Шиханова И.Е. административного надзора настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Шиханов И.Е., будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ознакомившись с административным исковым заявлением, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Прокурор в своем заключении просил исковые требования удовлетворить в полном объеме с установлением в отношении поднадзорного лица выбранных ограничений.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, суд, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
В соответствии с требованиями статей 1, 3 Федерального надзора от 06.04.2011 №64-ФЗ административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом, устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 указанного Закона, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 указанного Федерального закона определено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Согласно требованиям названной статьи в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
Судом установлено, что Шиханов И.Е. ранее судим:
02.11.2013 приговором Прилузского районного суда Республики Коми по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса РФ к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на один год. Освободился 01.12.2017 условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 9 месяцев. Дополнительное наказание отбыто 29.01.2018.
21.05.2020 Сыктывкарским городским судом Республики Коми по пункту «в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса РФ к 1 году лишения свободы. 25.03.2021 постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми Шиханов И.Е. переведен для дальнейшего отбытия наказания из исправительной колонии строгого режима в колонию – поселение. Освободился 20.05.2021 по отбытию наказания.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31.05.2021 в отношении Шиханова И.Е. установлен административный надзор до погашения судимости сроком на 10 лет за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания по приговору Прилузского районного суда Республики Коми от 02.12.2013 с административными ограничениями.
В настоящее время административный ответчик отбывает наказание по приговору Прилузского районного суда Республики Коми от 11.04.2022, по которому осужден по пункту «г» части 3 статьи 158, части 3 статьи 158, части 3 стать 68 Уголовного кодекса РФ к 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока – 22.04.2022, конец срока – 10.12.2022.
Согласно представленной характеристике на осужденного за период отбывания уголовного наказания административный ответчик администрацией характеризуется положительно. За период содержания под стражей в следственном изоляторе ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми нарушений режима содержания до вступления приговора в законную силу не нарушал, поощрений не имел. По прибытию в исправительное учреждение с 11.05.2022 нарушений установленного порядка отбывания не допускал, поощрялся 1 раз. Содержится в обычных условиях отбывания наказания. На профилактическом учете не состоит. К разъяснению норм правового законодательства относится удовлетворительно. На проводимые беседы индивидуально-воспитательного и профилактического характера реагирует внешне правильно. К работам по благоустройству территории учреждения в соответствии со статьей 106 Уголовно-исполнительного кодекса РФ относится удовлетворительно, требует контроля со стороны администрации. Воспитательные мероприятия посещает, из бесед старается делать соответствующие выводы. К разъяснению норм законодательства относится удовлетворительно. По прибытию ФКУ ИК – 1 УФСИН России трудоустроен не был в виду отсутствия у осужденного специальностей, востребованных на производстве. Прошел обучение в ФКП ОУ № 23, по профессии был трудоустроен. В общении с администрацией старается быть вежливым, тактичным. В среде осужденных уживчив, отношения поддерживает с различными категориями осужденных. Социальные связи не утратил. Вред, причиненный преступлением по приговору суда, не установлен. Вину в совершенном преступлении по приговору признал полностью, в содеянном раскаивается.
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение, установлены на основании исследованных судом доказательств.
Разрешая заявленные требования, суд применительно к установленным требованиям закона, руководствуясь тем, что административный ответчик совершил тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления в отношении административного ответчика административного надзора с учетом предусмотренных законом ограничений.
В соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости установить в отношении административного ответчика административный надзор на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Прилузского районного суда Республики Коми от 11.04.2022.
В соответствии со статьей 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, перечисленные в Федеральном законе от 06.04.2011 № 64-ФЗ, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Руководствуясь тем, что административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел, является обязательным, суд с учетом личности административного ответчика, устанавливает ему обязательную явку 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно указанному пункту Пленума Верховного Суда Российской Федерации с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
По смыслу закона и разъяснений его применения при определении судом административных ограничений, помимо обстоятельств совершения преступления, учету подлежат образ жизни, поведение лица, в том числе после отбытия наказания, в данном случае, по приговору Прилузского районного суда Республики Коми от 11.04.2022.
В силу установленных предписаний, руководствуясь тем, что согласно установленным вышеназванным приговором суда от 11.04.2022 обстоятельствам преступление совершено Шихановым И,Е. в ночное время в состоянии алкогольного опьянения, суд также считает необходимым установить в отношении Шиханова И.Е. административные ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22 часов вечера до 06 часов утра, а также в виде запрета на пребывание в определенных местах, а именно барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив.
По убеждению суда, установленные административные ограничения отвечают поставленным в законе целям административного надзора с учетом юридически значимых при их установлении обстоятельств, направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушения, а также оказание воспитательного воздействия на поднадзорного лица в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Принимая решение по делу, суд исходит из того, что административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляют собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона).
С учетом данных о личности, характера совершенного преступления, фактических обстоятельств, установление поднадзорному лицу административных ограничений согласуется с нормой статьи 55 части 3 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых вводится (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 597-О-О, от 24.09.2012 № 1741-О, от 22.11.2012 № 2064-О).
Срок административного надзора в отношении административного ответчика следует исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об установлении административного надзора в отношении Шиханова Ивана Евгеньевича удовлетворить.
Установить за освобождаемым из мест лишения свободы Шихановым Иваном Евгеньевичем, ... года рождения, уроженца ..., административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, по приговору Прилузского районного суда Республики Коми от 11.04.2022, со следующими административными ограничениями:
- обязательная явка 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания в определенных местах, а именно барах, ресторанах, и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив;
- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22 часов вечера до 06 часов утра, кроме времени нахождения на работе.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Шиханова И.Е. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На решение может быть подана апелляционные жалоба, принесен протест в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Л.А. Печинина
<данные изъяты>