Дело № 2а-1021/2022
УИД 18RS0005-01-2022-000209-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2022 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Храмова А.В., единолично, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Устиновского района города Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устиновского района г. Ижевска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на сайте https://izhevsk1.doc-avto.info, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требование мотивировано тем, что в ходе осуществления прокуратурой мониторинга сети «Интернет» выявлен указанный сайт, на странице которого по адресу: https://izhevsk1.doc-avto.info/, содержится информация о приобретении водительских удостоверений вне установленного законодательством порядка, без сдачи экзаменов, предоставления необходимых документов. Вход на данный сайт является свободным и не требует регистрации или специального пароля. Таким образом, предоставление возможности доступа к информации по указанному в иске электронному адресу нарушает публичные интересы, сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения водительских удостоверений, побуждают неопределенный круг лиц к совершению уголовных преступлений и административных правонарушений и способствуют их совершению, влекут негативные социальные и экономические последствия. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем, административный истец обратился в суд с указанным административным иском.
В судебное заседание представитель административного истца - прокурора Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики, не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, при этом направил в адрес суда заявление о том, что заявленные прокурором Интернет-ресурсы в Едином реестре доменных имен указателей страниц сайтов в сети интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.
Поскольку лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ, ст.291 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Рассмотрев материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается в ряде случав установление ограничений права на свободное получение информации в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборон страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в редакции от 28.07.2012 (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 статьи 10 Федерального закона N 149-ФЗ в Российской Федерации запрещается информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть "Интернет" является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ сайтом в сети "Интернет" признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет".
Судом установлено, что прокуратурой Устиновского района г. Ижевска в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен Интернет-сайт: https://izhevsk1.doc-avto.info, на страницах которого размещена информация о возможности покупки водительских удостоверений, то есть вне установленного законодательством порядка, без сдачи экзаменов, предоставления необходимых документов. Вход на данный сайт является свободным. Сведения, размещенные на указанных выше интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения водительских удостоверений, побуждают неопределенный круг лиц к совершению уголовных преступлений и административных правонарушений и способствуют их совершению, влекут негативные социальные и экономические последствия.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра и скриншотом сайта, представленными в дело.
Так, отношения, возникающие в области дорожного движения, регулируются, в том числе, Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ).
В соответствии со ст. 24 указанного Федерального закона, участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ч.ч. 2 - 5 ст. 25 Федерального закона № 196-ФЗ право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097.
Согласно п.2 правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи российских удостоверений проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.
Частями 1, 2 ст. 12.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, а также водителем, лишенным права управления транспортными средствами.
Подделка паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях их использования или сбыт таких документов образует состав уголовно наказуемого преступления, предусмотренного п. 2 ст. 327 УК РФ.
В силу ст. ст. 9, 10, 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Использование размещенных на указанной Интернет-странице услуг нарушает общественные интересы.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних.
По мнению суда, установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети интернет, запрещенной.
В силу ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено является основанием для включения страницы сайта в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В соответствии с п. 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Создание, формирование и ведение "Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" осуществляется Роскомнадзором. Ведение реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме. Процедура взаимодействия Роскомнадзора и оператора реестра с провайдерами хостинга, у которых размещаются сайты с информацией, признанной запрещенной регламентирована.
В связи с этим, требования административного истца основаны на законе и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что распространение информации на странице сайта https://izhevsk1.doc-avto.info/ противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 265.5, 294 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Устиновского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению не территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать, информацию, размещенную в сети "Интернет" на электронной странице по адресу https://izhevsk1.doc-avto.info/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) для включения интернет-ресурса в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Судья А.В. Храмов