УИД: 11RS0018-01-2023-000008-25
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от 13 февраля 2023 года по делу № 2-90/2023
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Чачиновой Т.С.,
с участием прокурора Москалевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми Игнатова Б.А., в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Вочевская средняя общеобразовательная школа» об обеспечении доступа и открытости информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района Республики Коми обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Вочевская средняя общеобразовательная школа» об обязании обеспечить доступ и открытость информации об условиях питания обучающихся на официальном сайте https://shkolavochevskaya-r11.gosweb.gosuslugi.ru путем размещения на нем меню ежедневного горячего питания, информации о наличии диетического меню в общеобразовательной организации, перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации и перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательную организацию.
В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой района в рамках проверки исполнения законодательства об образовании в деятельности МОУ «Вочевская средняя общеобразовательная школа» установлены нарушения в части возложенных обязанностей по ведению официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет», а именно обеспечения доступа к информации. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации. Проверкой установлено, что МОУ «Вочевская средняя общеобразовательная школа» вышеуказанные требования законодательства не соблюдаются, прокуратурой района проанализирован официальный сайт образовательной организации на предмет наличия информации, затрагивающей вопросы организации и условий питания учащихся. Установлено, что на официальном сайте МОУ «Вочевская средняя общеобразовательная школа» информация размещена не в полном объеме, вследствие чего открытость информационного ресурса не обеспечена: отсутствует информация о наличии диетического меню в образовательной организации, перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации и перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательную организацию. Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку необеспечение размещения в сети «Интернет» обязательной информации ограничивает права неопределенного круга лиц на общедоступность образования, получение необходимой информации о деятельности образовательного учреждения.
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика - директор МОУ «Вочевская средняя общеобразовательная школа» ФИО6, представляя интересы ответчика, представила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Начальник Управления образования ФИО7, представляя интересы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, с учетом мнения прокурора, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела без участия ответчика и третьего лица.
Заслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Усть-Куломского района произведено исследование веб-страниц официального сайта МОУ «Вочевская СОШ», электронный https://shkolavochevskaya-r11.gosweb.gosuslugi.ru. Перейдя с основной страницы сайта во вкладку «Сведения об образовательной организации», затем «Организация питания в образовательной организации» установлено, что отсутствует меню ежедневного горячего питания, информация о наличии диетического меню в образовательной организации, перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательных организациях и перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательные организации. Факт отсутствия на официальном сайте образовательного учреждения вышеуказанной информации подтверждено актом осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ и скриншотами страниц.
Из выписки ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МОУ «Вочевская СОШ» осуществляет основной вид деятельности – образование основное общее; дополнительные виды деятельности – образование начальное общее, образование среднее общее, образование дополнительное детей и взрослых, деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления.
В силу части 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется общедоступность и бесплатность получения дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно пункту 21 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».
На основании части 1 статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Частью 2 статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ определен конкретный перечень сведений, открытость и доступность которых должна обеспечить образовательная организация.
Согласно пункту «и» части 2 статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации об условиях питания обучающихся.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1802 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации (далее - постановление Правительства РФ № 1802).
Пунктом 13 названного постановления установлено, что государственные и муниципальные общеобразовательные организации при размещении информации об условиях питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования размещают, в том числе меню ежедневного горячего питания, информацию о наличии диетического меню в образовательной организации, перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательных организациях, перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательные организации, формы обратной связи для родителей обучающихся и ответы на вопросы родителей по питанию.
Информация, указанная в пункте 13 постановления Правительства РФ № 1802, не отнесена к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению не позднее 10 рабочих дней их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Несоблюдение образовательной организацией вышеуказанного законодательства затрагивает права несовершеннолетних, родителей, педагогов и иных лиц на получение информации об образовательной организации, создает барьеры к доступу информации в сети «Интернет» о деятельности образовательной организации, в частности об условиях и организации питания обучающихся.
До судебного заседания от ответчика или третьего лица сведений об устранение нарушений законодательства не представлено, директор школы в заявление отношение к иску не указал.
В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о наличии нарушений со стороны ответчика, иного в ходе рассмотрения дела не добыто, сторонами не представлено, связи с этим, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования прокурора.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу подпункта 9 пункта 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, а судом заявленный иск удовлетворен, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец как физическое лицо.
Ответчиком представлено ходатайство об освобождении от уплаты госпошлины, в обоснование чего приложен план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 – 2025 годы, указано на дефицит денежных средств на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в размере 580 000 рублей. Оснований для удовлетворения заявленного ходатайства и освобождения ответчика от уплаты госпошлины суд не усматривает; её размер незначительный для юридического лица, поскольку составляет 300 рублей. Представленные материалы не свидетельствуют о наличии основания для освобождения ответчика от уплаты госпошлины.
При установленных обстоятельствах и учитывая, что исковые требования направлены в защиту неопределенного круга лиц, а именно в основном жителей сельского поселения, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Куломского района Республики Коми Игнатова Б.А. удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное общеобразовательное учреждение «Вочевская средняя общеобразовательная школа» <данные изъяты>) обеспечить доступ и открытость информации об условиях питания обучающихся на официальном сайте https://shkolavochevskaya-r11.gosweb.gosuslugi.ru, путем размещения на нем меню ежедневного горячего питания, информации о наличии диетического меню в общеобразовательной организации, перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации и перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательную организацию.
В удовлетворении ходатайства ответчика об освобождении от уплаты госпошлины отказать.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Вочевская средняя общеобразовательная школа» <данные изъяты>) в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья – Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 14 февраля 2023 года.