ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 77-791/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 8 февраля 2022 года
Судебная коллегия по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Колесника А.В.,
судей Ляшева С.С. и Лоншакова Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания
Антиповой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы защитника-адвоката Семенова Н.П. и осужденного Лазарева Д.А. на приговор Белоглинского районного суда Краснодарского края от 30 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 13 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ляшева С.С., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы кассационных жалоб, выступления осужденного Лазарева Д.А., защитника-адвоката Минченко Е.А., поддерживавших доводы жалоб и просивших их удовлетворить, мнение прокурора Барзенцова К.В., просившего судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
по приговору Белоглинского районного суда Краснодарского края от 30 июля 2021 года
Лазарев Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин Российской Федерации, ранее судимый приговором Белоглинским районным судом Краснодарского края от 23 ноября 2015 года по ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к 5 годам лишения свободы с ограничением свободы сроком на 1 год, дополнительное наказание не отбыто,
осужден по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год с установлением предусмотренных ст. 53 УК РФ ограничений и обязанностей.
Судом решены вопросы о мере пресечения, зачете в срок отбытия наказания времени содержания под стражей, начале срока отбывания наказания и судьбе вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 13 октября 2021 года приговор Белоглинского районного суда Краснодарского края от 30 июля 2021 года в отношении Лазарева Д.А. оставлен без изменения, апелляционная жалоба адвоката - без удовлетворения.
Приговором Лазарев Д.А. признан виновным и осужден за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества с банковского счета.
Преступление совершено в сроки и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационных жалобах защитник-адвокат Семенов Н.П. и осужденный Лазарев Д.А., не оспаривая фактических обстоятельств дела, выражают несогласие с вынесенным приговором. Считают приговор несправедливым вследствие чрезмерной суровости назначенного наказания.
Ссылаясь на собственный анализ материалов дела и действующего законодательства, авторы жалоб утверждают, что суд хотя и привел в приговоре совокупность смягчающих наказание обстоятельств, однако не в полной мере учел их при назначении наказания, а также не учел хронические заболевания осужденного.
Полагают, что суд необоснованно не применил положения ч. 6 ст. 15, ст. 64 и ч. 3 ст. 68 УК РФ.
Кроме того, осужденный Лазарев Д.А. указывает на неправильное применением судом уголовного закона, поскольку, по его мнению, его противоправные действия надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 159.3 УК РФ.
Просят приговор и апелляционное определение изменить, переквалифицировать его деяние, смягчить наказание.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
В силу ст. 297 УПК РФ приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
Судебное разбирательство и постановление приговора в отношении Лазарева Д.А. проводилось в общем порядке судопроизводства и по результату рассмотрения дела по существу суд признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ.
Обвинительный приговор соответствует требованиям ст. 303, 304, 307 – 309 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства преступного деяния, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном, и мотивированы выводы относительно квалификаций преступления и назначения наказания. Какие-либо противоречия в выводах судом не допущены.
Виновность осужденного Лазарева Д.А. в инкриминируемом ему преступлении подтверждена совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, анализ и оценка которых осуществлены в приговоре в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ. Выводы суда в этой части не вызывают сомнений в своей объективности и правильности.
В приговоре нашли оценку как доказательства, представленные стороной обвинения, так и доказательства, на которые ссылалась сторона защиты, а выводы суда о виновности осужденного основаны на их совокупности. Суд надлежаще мотивировал в приговоре свое решение по каждому исследованному доказательству.
Из материалов не видно, что судебное следствие проводилось предвзято и с обвинительным уклоном, а председательствующий отдавал предпочтение стороне обвинения.
Основания полагать, что в ходе предварительного следствия и при рассмотрении дела судом допущены нарушения процессуальных прав участников судопроизводства, которые могли повлиять на вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора, отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы осужденного о необходимости переквалификации его действий на ч. 1 ст. 159.3 УК РФ основаны на неверном толковании положений уголовного закона.
Статьей 159.3 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием с использованием электронных средств платежа.
По смыслу уголовного закона, хищение денежных средств, совершенное с использованием виновным электронного средства платежа, образует состав данного преступления в тех случаях, когда изъятие денег было осуществлено путем обмана или злоупотребления доверием их владельца или иного лица.
Однако, как следует из материалов уголовного дела, Лазарев Д.А., найдя банковскую карту потерпевшей, оплачивал ею товары бесконтактным способом. Работники торговых организаций не принимали участия в осуществлении операций по списанию денежных средств с банковского счета в результате оплаты товаров. Соответственно осужденный ложные сведения о принадлежности карты сотрудникам торговых организаций не сообщали и в заблуждение их не вводили.
Действующими нормативными актами на уполномоченных работников торговых организаций, осуществляющих платежные операции с банковскими картами, обязанность идентификации держателя карты по документам, удостоверяющим его личность, не возлагается.
Ссылка осужденного на разъяснения, содержащиеся в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», является необоснованной. Эти разъяснения были даны применительно к ранее действовавшей редакции ст. 159.3 УК РФ. Однако Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в ст. 159.3 УК РФ были внесены изменения: из диспозиции данной статьи исключено указание на то, что под таким мошенничеством понимается «хищение чужого имущества, совершенное с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации». Этим же законом введена уголовная ответственность по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ за кражу с банковского счета.
В связи с этим оснований не согласиться с квалификаций действий Лазарева Д.А., данной в приговоре, судебная коллегия не усматривает.
Наказание Лазареву Д.А. назначено с соблюдением требований ст.ст. 6, 43, 60, 61, ч. 2 ст. 68 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности преступления, данных о его личности, смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств, которые были известны суду при постановлении приговора, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
В качестве смягчающего наказание обстоятельства суд признал наличие малолетнего ребенка у виновного, признание вины, активное способствование расследованию преступления, добровольное возмещение ущерба, причиненного в результате преступления.
Суд правильно установил наличие отягчающего наказание обстоятельства - рецидива преступлений.
Указание в кассационных жалобах на возможность назначения более мягкого наказания необоснованно, поскольку, назначая наказание, суд учел требования ч. 2 ст. 68 УК РФ, согласно которой срок наказания при любом виде рецидива преступлений не может быть менее 1/3 части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, а также разъяснений, изложенных в п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», согласно которым при рецидиве преступлений лицу, совершившему преступление, за которое предусмотрены альтернативные виды наказаний, назначается только наиболее строгий вид наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Назначение менее строгого вида наказания, как предусмотренного, так и не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ, а также менее 1/3 части максимального срока допускается лишь при наличии исключительных обстоятельств, указанных в ст. 64 УК РФ (ч. 3 ст. 68 УК РФ), которые суд при назначении наказания Лазареву Д.А. справедливо не усмотрел.
Необходимость назначения наказания в виде лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима и невозможность применения положений ст. 73 УК РФ суд в приговоре мотивировал.
Суд правомерно не усмотрел какие-либо основания, которые позволили бы применить ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Выводы о назначении вида и размера наказания являются обоснованными и мотивированными, наказание осужденному Лазареву Д.А. назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 158 УК РФ с учетом требований ч. 2 ст. 68 УК РФ.
Изложенные в кассационных жалобах обстоятельства, касающиеся состояния здоровья Лазарева Д.А., не свидетельствуют о неверном применении Общей части УК РФ или несправедливости при назначении ему наказания, при этом в случае ухудшения состояния здоровья осужденный вправе обратиться с ходатайством в суд по месту отбывания им наказания в порядке п. 6 ст. 397 УПК РФ.
Таким образом, все заслуживающие внимания обстоятельства, известные суду на момент постановления приговора, были надлежащим образом учтены при решении вопроса о виде, размере и месте отбывания наказания. Оснований для смягчения назначенного Лазареву Д.А. наказания судебная коллегия не усматривает, полагая, что назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному, соответствующим общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, закрепленным в уголовном законодательстве РФ принципам гуманизма и справедливости, полностью отвечающим задачам исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.
При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке суд апелляционной инстанции проверил законность, обоснованность и справедливость приговора, дал надлежащую оценку всем доводам, изложенным в апелляционной жалобе защитника-адвоката Семенова Н.П., изложив мотивы принятого решения в соответствии с требованиями ст. 389.28 УПК РФ, не согласиться с выводами которого основания отсутствуют.
Нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных законом прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем могли бы повлиять на вынесение законных, обоснованных судебных постановлений по делу, не допущены.
Руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Белоглинского районного суда Краснодарского края от 30 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 13 октября 2021 года в отношении Лазарева Д.А. оставить без изменения, а кассационные жалобы защитника-адвоката Семенова Н.П. и осужденного Лазарева Д.А. - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 401.3 УПК РФ кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи