Дело № 2-1478/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 апреля 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филипова В.А.,
при секретаре Михайловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО6 к МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО6 к МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что ФИО6 принят на работу МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» сторожем. В ходе прокурорской проверки по заявлению ФИО6, выявлено нарушение его трудовых прав, выразившееся в выплате ему заработной платы за период с января по июнь 2017 года, ниже минимального размера оплаты труда, с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия. В связи с чем, прокурор просит взыскать в пользу ФИО6 с ответчика задолженность по заработной плате в размере 7 844 руб. 57 коп.
В судебное заседание, материальный истец – ФИО6, не явился, извещался своевременно надлежащим образом, прокурор - Еланкова О.Н., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления образования администрации г. Канска, Министерства финансов Красноярского края, Финансового управления администрации г. Канска в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. От представителей Министерства финансов Красноярского края, Финансового управления администрации г. Канска, поступили возражения на исковое заявление, в которых просили оставить заявленные требования без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность начисления и выплаты работнику заработной платы и необходимостью применений разъяснений изложенных в Постановлении КС РФ № 38-п от 07.12.2017 после 07.12.2017.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав стороны, а также исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основе действовавшего на протяжении десятилетий правового регулирования Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ ( ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 500 рублей в месяц.
Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 800 рублей в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7500 руб. (с января по июнь 2017 года) и 7800 руб. (с июля по ноябрь 2017 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12 000 руб. (с января по июнь 2017 года) и 12 480 руб. (с июля по ноябрь 2017 года).
При этом ссылка представителя Министерства финансов Красноярского края, Финансового управления администрации г. Канска, о том, что указанный порядок расчета применим после 07.12.2017, суд находит несостоятельной, основанной на ошибочном толковании норм действующего трудового законодательства.
Как установлено в судебном заседании, ФИО6 осуществлял трудовую деятельность в спорный период в МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» сторожем, что подтверждается копией трудового договора и трудовой книжки.
В ходе прокурорской проверки по заявлению ФИО6 о нарушении его трудовых прав, выразившееся в выплате ему заработной платы за период с января по июнь 2017 года, ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические условия.
Поскольку судом установлено, что работодателем МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию:
1) за отработанные 136 часов в январе 2017 года в размере 1 408 руб., которая рассчитана по следующей схеме:
12 000 руб. / 136 час. (норма времени в январе 2017 г.) * 136 час. (отработано работником) =12 000 руб. (должно быть начислено) – 10 592 руб. (фактически начислено) = 1 408 руб. 13 коп. (недоначислено).
2) за отработанные 143 часа в феврале 2017 года в размере 1 408 руб., которая рассчитана по следующей схеме:
12 000 руб. / 143 час. (норма времени в феврале 2017 г.) * 143 час. (отработано работником) =12 000 руб. (должно быть начислено) – 10 592 руб. (фактически начислено) = 1 408 руб.(недоначислено).
3) за отработанные 175 час. в марте 2017 года в размере 1 408 руб., которая рассчитана по следующей схеме:
12 000 руб./ 175 час. (норма времени в марте 2017 г.) * 175 час. (отработано работником)= 12 000 (должно быть начислено) – 10 592 руб. (фактически начислено без учета отпускных) = 1 408 руб. (недоначислено).
4) за отработанные 160 час. в апреле 2017 года в размере 1 408 руб., которая рассчитана по следующей схеме:
12 000 руб./ 160 час. (норма времени в апреле 2017 г.) * 160 час. (отработано работником)= 12 000 (должно быть начислено) – 10 592 руб. (фактически начислено) = 1 408 руб. (недоначислено).
5) за отработанные 160 час. в мае 2017 года в размере 1 408 руб., которая рассчитана по следующей схеме:
12 000 руб. / 160 час. (норма времени в мае 2017г.) * 160 час. (отработано работником) = 6 857 руб. 14 коп.(должно быть начислено) – 6 052 руб. 57 коп. (фактически начислено без учета отпускных ) = 804 руб. 57 коп.(недоначислено).
6) за отработанные 96 час. в июне 2017 года в размере 804 руб. 57 коп., которая рассчитана по следующей схеме:
12 000 руб. / 168 час. (норма времени в июне 2017г.) * 96 час. (отработано работником) = 12 000 руб. (должно быть начислено) – 10 592 руб. (фактически начислено) = 1 408 руб. (недоначислено).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» подлежит взысканию заработная плата за период с января по июнь 2017 года, в размере 7 844 руб. 57 коп.
В соответствии со ст.ст.98,103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО6 к МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» в пользу ФИО6 задолженность по заработной плате, за период с января по июнь 2017 года, в размере 7 844 руб. 57 коп.
Взыскать с МБУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Филипов В.А.
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2018.