дело № 2а-5216/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2016 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Тихомировой У.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Денисова Д. В. об оспаривании предписания администрации Пушкинского муниципального района Московской области,
У С Т А Н О В И Л :
Денисов Д.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным предписания от <дата> по делу № от <дата>, выданного Комитетом по управлению имущества администрации Пушкинского муниципального района, о приведении границ земельного участка в соответствие с правоустанавливающими документами на земельный участок.
В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка площадью 232 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. <дата> административным ответчиком в адрес истца вынесено указанное выше предписание. С указанным предписанием истец не согласен, поскольку границы его земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством. С момента предоставления земельного участка в собственность границы земельного участка им не изменялись. Площадь земельного участка по фактическому пользованию составляет 302 кв.м. Превышение площади является допустимым и позволяет оформить ему право собственности на земельный участок по фактическому пользованию.
Административный истец Денисов Д.В. и его представитель по ордеру адвокат Больдюсова Г.Ю. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности Чистякова О.А. в судебном заседании возражала удовлетворению заявленных требований, указав, что вынесенное предписание является законным и прав административного истца не нарушает.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материала дела, находит административный иск Денисова Д.В. подлежащим удовлетворению.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 22 КАС РФ, ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Земельным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Денисов Д.В. на основании постановления Главы администрации <адрес> от <дата> № (л.д. 7) и договора купли-продажи земельного участка от <дата> (л.д. 8) является собственником земельного участка площадью 232 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Денисову Д.В. выдано свидетельство о праве собственности на землю (л.д.10-14).
Земельный участок истца поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый № (л.д. 15-16). Однако, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Постановлением Главы администрации <адрес> от <дата> Денисову Д.В. на принадлежащем ему земельном участке разрешено строительство гаража (л.д. 9).
<дата> муниципальным инспектором администрации Пушкинского муниципального района <адрес> Дворцевой Е.Н. проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по указанному выше адресу. В ходе проверки установлено, что фактическая площадь земельного участка по указанному выше адресу составляет 302 кв.м. Указанная проверка была проведена на основании обращения в администрацию жителя <адрес>.
По результатам проведенной проверки Денисову Д.В. выдано предписание (л.д. 21-22) о приведении границ земельного участка в соответствие с правоустанавливающими документами на земельный участок.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ 1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> № утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования "Пушкинский муниципальный район" <адрес>", утвержденного решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> № (далее Положение)
В соответствии с Положением: 1.2. Основными задачами муниципального земельного контроля являются:
- соблюдение юридическими и физическими лицами установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
- соблюдение юридическими и физическими лицами сроков освоения земельных участков, если таковые сроки установлены действующим законодательством;
- недопущение самовольного занятия земель;
- своевременный возврат земель, предоставляемых на условиях аренды;
- защита муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в области использования земель;
- выполнение требований наличия и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
- другие задачи в соответствии с действующим законодательством.
1.3. Муниципальный земельный контроль может проводиться как самостоятельно, так и во взаимодействии с территориальными отделами по <адрес> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, природоохранными, правоохранительными и другими заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации и <адрес> в соответствии с их компетенцией.
1.4. Объектом земельного контроля являются все земли (земельные участки), находящиеся в границах Района, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (далее - Объект контроля).
1.5. Земельный контроль осуществляется в форме проверок надлежащего использования земель организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при реализации прав на землю.
1.6. Земельный контроль включает в себя:
- учет, анализ, оценку и прогноз состояния земельных участков на основании комплекса данных государственных, муниципальных органов и организаций и хозяйствующих субъектов, а также соблюдение земельного законодательства (требований охраны и использования земель) собственниками, пользователями, арендаторами земельных участков: организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, а также гражданами (далее - Землепользователи);
- контроль за выполнением Землепользователями обязанностей по использованию земель, установленных законодательством;
- контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
- контроль за использованием земель в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием;
- контроль за своевременным освоением земельных участков;
- контроль за выполнением арендаторами условий договоров аренды земельных участков;
- контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками;
- контроль за своевременным освобождением земельных участков по окончании сроков действия договоров аренды земельных участков;
- контроль за своевременным и полным внесением арендаторами арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности;
- контроль за своевременным выполнением Землепользователями обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, ведущихся с нарушением почвенного слоя, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных надобностей;
- контроль за исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами;
- контроль за своевременным и качественным выполнением Землепользователями обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;
- контроль за выполнением Землепользователями требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и употребления;
- контроль за исполнением Землепользователями предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами;
- контроль за наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
- контроль за выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
3.1. Инспектор, осуществляющий земельный контроль, имеет право:
а) посещать и обследовать в установленном порядке Объекты контроля, в том числе земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения), в соответствии с действующим законодательством;
б) составлять по результатам проведенных контрольно-инспекционных мероприятий акты проверок использования земель с обязательным ознакомлением с ними землепользователей;
в) запрашивать и получать в порядке, установленном действующим законодательством, сведения и материалы об использовании и состоянии земель, необходимые для осуществления земельного контроля;
г) при необходимости инициировать проведение соответствующих измерений и обследований с целью определения фактических данных о характеристиках и разрешенном использовании Объекта контроля и их соответствия данным, содержащимся в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на него;
д) обращаться в установленном порядке в органы внутренних дел за оказанием содействия в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению их деятельности по земельному контролю, а также в установлении личности граждан и должностных лиц, виновных в нарушении установленных требований по использованию земель;
е) направлять в соответствующие надзорные и правоохранительные государственные органы материалы по выявленным нарушениям в использовании земель для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством;
ж) в целях устранения выявленных нарушений направлять материалы по результатам проведенных проверок в специально уполномоченные государственные органы контроля в области использования и охраны земель, природных ресурсов, градостроительной деятельности и ходатайства:
- о привлечении нарушителей к ответственности;
- о вынесении предупреждения о возможном принудительном прекращении права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования земельным участком за его ненадлежащее использование в случаях, предусмотренных земельным и гражданским законодательством;
- о приостановлении строительства и эксплуатации объектов различного назначения, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, проведения агрохимических, лесозаготовительных, мелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных видов работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных надобностей, ведущихся с нарушением гражданских прав третьих лиц или создающих угрозу возникновения таких нарушений.
3.2. Инспектор по земельному контролю обязан:
- принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по устранению выявленных земельных правонарушений;
- проводить профилактическую работу по устранению обстоятельств, способствующих совершению земельных правонарушений;
- оперативно рассматривать поступившие заявления и сообщения о нарушениях в использовании земель и принимать меры;
- строго выполнять требования законодательства по защите прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий по земельному контролю;
- разъяснять лицам, виновным в совершении земельных правонарушений, их права и обязанности;
- руководствоваться при осуществлении земельного контроля действующим законодательством и настоящим Положением.
С учетом Положения о муниципальном контроле инспектор по результатам проверки, в случае выявления нарушений земельного законодательства, направляет материалы проверки в уполномоченный орган для принятии им соответствующего решения.
При этом, положением не предусмотрена возможность выдачи предписаний физическим лицам по результатам проведенной муниципальным инспектором проверки.
Положением предусмотрена только возможность проверки раннее выданных предписаний и только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В рассматриваемом случае для установления законности оспариваемого предписания необходимо установить, что фактические границы земельного участка истца не соответствуют установленным в соответствии с действующим законодательством границам его земельного участка.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от <дата> N 78-ФЗ "О землеустройстве" и постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 688 установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству <дата> (далее - Инструкция), межевание земель включает, в том числе согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежеваемых земельных участков, определение координат пунктов опорной межевой сети и межевых знаков, определение площади земельного участка, составление чертежа границ земельного участка, контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ, государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков, формирование межевого дела.
Пунктом 16 Инструкции установлено, что межевое дело должно содержать акт о сдаче пунктов опорной межевой сети на наблюдение за сохранностью. Названной инструкцией установлены основные типы опорных межевых знаков: бетонный пилон, бетонный монолит, железная труба, деревянный столб, штырь в пне, марка (штырь, болт).
Вместе с тем, границы земельного участка истца не установлены. Кроме того, должностным лицом при проведении проверки также
не установлено, какие именно границы земельного участка истца подлежат приведению в соответствии с его правоустанавливающими документами.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от <дата> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу пункта 3 Методических рекомендаций по проведения межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром <дата>, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закрепление таких границ межевыми знаками и определению их координат.
При определении границ объекта землеустройства на местности, их согласовании и закреплении межевыми знаками рекомендуется принимать во внимание, что:
- Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей (пункт 14.1).
- Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями (пункт 14.2).
- Согласованные границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства (пункт 14.6).
Таким образом, без установления границ земельного участка невозможно установить факт их нарушения.
В данном случае не доказан сам факт нарушения границ истцом.
Из оспариваемого предписания невозможно установить каким образом Денисов Д.В. должен устранить вменяемое ему правонарушение, заключающееся в самовольном занятии земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
При вынесении оспариваемого предписания должностным лицом административного органа не было учтено, что на земельном участке истца расположено строение – гараж, одна из стен которого проходит вдоль границы земельного участка истца по левой меже, граничащей с муниципальным проездом. Также не было учтено, что размеры длины границы земельного участка вдоль границы проезда в одном из планов к свидетельству указаны как 4м 80см (л.д. 14).
Также суд учитывает, что определением Пушкинского отдела Государственного земельного надзора Управления Росреестра по <адрес> – уполномоченным органом на выдачу предписаний и принятию соответствующих решений по результатам проверки в рамках муниципального контроля, от <дата> в действиях истца не установлено наличие указанных в предписании нарушений, в связи с чем в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении истца отказано.
Кроме того, Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Аналогичная позиция изложена в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от <дата> N ВК/1699 «Об уточнении площади и границ земельного участка и выдаче кадастрового плана земельного участка для целей межевания», где разъяснено, что в случае если уточненная площадь земельного участка в документах о межевании (описании земельного участка), представленных для проведения государственного кадастрового учета или учета текущих изменений характеристик земельного участка, отличается от площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, на величину, не превышающую минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то государственный кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района № от 18.02.2009г. во исполнение ст. 33 ЗК РФ установлены нормы предоставления гражданам земельных участков, на территории Пушкинского муниципального района, в соответствии с которым минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам для ведения личного подсобного хозяйства 0,03 га, для индивидуального жилищного строительства: в городах и поселках городского типа - 0,04 га; в сельских населенных пунктах - 0,05 га.
Фактическая площадь земельного участка истца составляет 302 кв.м, что на 70 кв.м больше зарегистрированной, что находится в допустимых пределах, установленных земельным законодательством на территории Московской области.
В силу п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Пунктом 2 этой статьи установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
До настоящего времени на территории <адрес> градостроительные регламенты в действие не введены, в связи с чем предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков должны определяться в соответствии с приведенными выше нормами.
С учетом изложенного, у ответчика отсутствовали основания для вынесения оспариваемого предписания.
Оценив, представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу о том, что выданное истцу предписание вынесено в нарушение приведенных выше норм действующего законодательства и нормативного правового акта и нарушает права административного истца на уточнение площади и границ принадлежащего ему земельного участка, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.84 КАС РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Денисова Д. В. об оспаривании предписания администрации Пушкинского муниципального района Московской области удовлетворить.
Признать незаконным предписание № от <дата>, выданное Денисову Дмитрию В. К. по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: