2а-3835/2019
24RS0013-01-2019-003276-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Оголихиной О.М.
при секретаре Шенкель А.О.
с участием: представителя административного истца- администрации Емельяновского района Красноярского края в лице уполномоченного ею органа – МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» - Павлинской М.А., действующей по доверенностям, представителя заинтересованного лица Харитонова А.А. - Шульгиной Е.С., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Емельяновского района Красноярского края в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» к УФССП по Красноярскому краю, Межрайонному ОСП УФССП по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Емельяновского района Красноярского края в лице уполномоченного ею органа- МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» обратилась в суд с иском к УФССП по Красноярскому краю, Межрайонному ОСП УФССП по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению № от ДД.ММ.ГГГГг.
В обоснование заявления указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГг. в отношении должника - администрации Емельяновского района Красноярского края на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГг. возбуждено исполнительное производство №-ип, предмет исполнения: обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края после вступления решения суда в законную силу, в установленный законом срок, рассмотреть заявление Харитонова А.А. о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, принять решение в соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ; ДД.ММ.ГГГГг. принято постановление о взыскании с администрации Емельяновского района исполнительского сбора №.
Вместе с тем, решение о взыскании исполнительского сбора принято без учета отсутствия вины администрации в неисполнении решения суда.
Так, решение суда по делу 2а-165/2019 было исполнено администрацией Емельяновского района, администрацией Емельяновского района подготовлено и подписано постановление № от ДД.ММ.ГГГГг. о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, на основании данного постановления уполномоченным органом – МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» были подготовлены экземпляры договоров купли-продажи вышеуказанного земельного участка в соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ. Вместе с тем, возникли обстоятельства, до устранения которых Управление не может продолжить работу по данному заявлению. ДД.ММ.ГГГГг. в Управление поступило представление прокурора Емельяновского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГг. об устранении нарушений земельного законодательства, в котором указывалось на то, что на испрашиваемом Харитоновым А.А. земельном участке расположено строение не отвечающее признакам жилого дома и отсутствия у администрации правовых оснований для предоставления земельного участка Харитонову А.А. в собственность бесплатно.
В течение всего времени администрацией в лице уполномоченного ею органа – МКУ «УправЗем» производились действия по исполнению решения суда.
Просили освободить администрацию Емельяновского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГг. №.
В судебном заседании представитель административных истцов - администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» Павлинская М.А. требования административного искового заявления поддержала.
Представители административных ответчиков - УФССП по Красноярскому краю, Межрайонному ОСП УФССП по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела были уведомлены.
Заинтересованное лицо Харитонов А.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен, его представитель Шульгина Е.С. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, указывая на то, что администрация Емельяновского района является должником по исполнительному производству, возбужденного в пользу взыскателя Харитонова А.А., решения судов являются обязательными и подлежат исполнению, исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа, выданного судом. Таким образом, у администрации Емельяновского района Красноярского края не имелось оснований не исполнять решение суда при наличии представления прокурора. Просила учесть, что подготовленные администрацией договоры купли-продажи земельного участка Харитонову А.А. не направлены, т.е. решение не исполнено.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 112 ФЗ РФ № 229 от 02 октября 2007г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительских сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. Исполнительских сбор по исполнительным документам неимущественного характера устанавливается в размере 50000 рублей.
В силу ч.2 ст. 112 ФЗ РФ № 229 от 02 октября 2007г. «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст. 112). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 данной статьи (часть 7).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30 июля 2001г. № 13-п, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона № 229.
Из материалов дела следует:
-ДД.ММ.ГГГГг. в отношении должника - администрации Емельяновского района Красноярского края на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГг. возбуждено исполнительное производство №-ип, предмет исполнения: обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края после вступления решения суда в законную силу, в установленный законом срок, рассмотреть заявление Харитонова А.А. о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, принять решение в соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в пользу взыскателя Харитонова А.А. Должнику установлен 5-ти дневный срок для исполнения требований исполнительного документа (л.д.14-15,21-22, 23-24);
-ДД.ММ.ГГГГг. администрацией Емельяновского района Красноярского края принято постановление № 1975 «О предоставлении Харитонову А.А. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Россия Красноярский край Емельяновский район п. Элита», согласно которому администрацией принято решение о предоставлении Харитонову А.А. в собственность за плату в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № (л.д.8);
-ДД.ММ.ГГГГг. за исх. № зам. прокурора в адрес главы Емельяновского района Ганиной Н.Н. внесено представление Об устранении нарушений земельного законодательства, которое поступило в адрес Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры ДД.ММ.ГГГГг. вх. №. В указанном представлении указывалось на незаконность действий должностных лиц по предоставлению земельных участков в собственность, несоответствии строения на земельном участке Харитонова А.А. строительным нормам и правилам, применяемым к жилым домам, отсутствие правовых оснований у администрации района для предоставления Харитонову А.А. в собственность земельного участка (л.д.9-11);
-ДД.ММ.ГГГГг. судебным приставом ОСП по Емельяновскому району УФССП по Красноярскому краю в отношении администрации Емельяновского района за неисполнение ею в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа ФС №, принято решение о взыскании исполнительского сбора- 50000 руб., о чем принято постановление № (л.д.12-13,25-26).
Не оспаривая законность принятого о постановления о взыскании исполнительского сбора административный истец просит об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГг. администрацией Емельяновского района принято постановление о предоставлении Харитонову А.А. в собственность земельного участка, после чего, ДД.ММ.ГГГГ. в адрес должника поступило представление прокурора «Об устранении земельного законодательства» при предоставлении земельного участка Харитонову А.А.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № N 2202-1 от 17 января 1992г. «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ч.1 ст. 24 ФЗ РФ № 2202-1 от 17 января 1992г. представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что должник, получив представление зам. прокурора, не исполнил в установленный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства требование исполнительного документа, при отсутствии с его стороны виновных действий в неисполнении решения суда. Указанное обстоятельство суд признает уважительной причиной, дающей основание для освобождения должника от взыскания с него исполнительского сбора, применяемого в качестве меры ответственности должника за допущенное им нарушение при исполнении требований исполнительного документа.
Согласно п.6 ч.1 ст.40 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях: принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Таким образом, решение о приостановлении взыскания исполнительского сбора подлежит разрешению судебным приставом-исполнителем.
Решение суда подлежит немедленному исполнению согласно положениям ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Поскольку судом принято решение об освобождении администрации Емельяновского района от взыскания исполнительского сбора, решение суда подлежит немедленному исполнению.
О На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Емельяновского района в лице уполномоченного органа МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» - удовлетворить.
Освободить администрацию Емельяновского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению № от ДД.ММ.ГГГГг.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (28 октября 2019г.), путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Судья О.М. Оголихина