Решение по делу № 33-817/2016 от 08.08.2016

Председательствующий – Шатина С.Н.                                                 № 33-817

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 августа 2016 года                                                                  г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Шинжиной С.А.,

судей – Антуха Б.Е., Черткова С.Н.,

при секретаре – С,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе АТВ на решение Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от 14 июня 2016 года, которым

оставлены без удовлетворения в полном объеме исковые требования АТВ к администрации муниципального образования «<адрес>», муниципальному унитарному предприятию «ТепловодстройСервис» о признании отказа в приватизации жилого помещения незаконным, признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, в порядке приватизации.

Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

АТВ обратилась в суд с иском к администрации МО «<адрес>», МУП «ТепловодстройСервис» о признании отказа в приватизации жилого помещения незаконным, признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что <дата> между МУП «ТепловодстройСервис» и АТВ был заключен договор найма вышеуказанного жилого помещения ввиду отсутствия у истца иного жилого помещения для проживания. Жилое помещение было предоставлено истцу как молодому специалисту в связи с трудоустройством в БУЗ РА «<адрес> больница» в качестве врача-хирурга. Плата за жилое помещение не устанавливалась, истец должна была оплачивать только коммунальные услуги. Таким образом, жилое помещение предоставлено истцу на условиях социального найма. <дата> истец в целях реализации своего права на приватизацию спорного жилого помещения обратилась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением об этом, с приложением необходимых документов. <дата> администрацией МО «<адрес>» в приватизации было отказано, поскольку жилое помещение не было предоставлено истцу на условиях социального найма. Решение об отказе в передаче жилого помещения нарушает право истца на приватизацию, поскольку спорное жилое помещение включено в жилищный фонд социального использования, ранее право на приватизацию жилого помещения истцом не использовалось.

Поскольку собственником спорной квартиры является администрация МО «<адрес>», которая передала ее в хозяйственное ведение МУП «ТепловодстройСервис», ответчики должны принять согласованное решение о ее приватизации.

Не согласившись с решением суда, АТВ подала апелляционную жалобу, в которой просит в полном объеме отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования. В обоснование жалобы указывает, что обстоятельства снятия истца <дата> с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий после заключения договора найма жилого помещения <дата> не могут иметь правового значения. Предметом спора не является проверка законности принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и снятия с учета. Указанные обстоятельства могли иметь значение, если бы рассматривались исковые требования об оспаривании договора найма жилого помещения и применении соответствующих последствий, таковые исковые требования судом не рассматривались. Судом не дана оценка доводам истца о незаконности придания статуса служебного жилья в отношении спорной квартиры. В судебном заседании было установлено, что <дата> заключен договор дарения спорной квартиры, при этом государственная регистрация перехода права собственности администрации <адрес> проведена лишь <дата>, то есть спустя 5 месяцев. В день заключения договора дарения квартиры <дата> администрацией района принято распоряжение об отнесении указанной квартиры в разряд служебных жилых помещений. Оснований, предусмотренных ст. 83 ЖК РФ, позволяющих расторгнуть договор социального найма жилья от <дата>, не имеется. Данный договор по своей юридической природе в силу его содержания, а именно отсутствия существенных условий о стоимости аренды, не может быть признан договором коммерческого найма. Условие о сроке договора является ничтожным, поскольку в договоре социального найма не может быть указан срочный его характер.

Выслушав АТВ и ее представителя КАК, поддержавших доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ч.ч.1,2 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.49 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, <дата> между МУП «ТепловодстройСервис» в лице директора СМВ и АТВ были заключены: договор найма спорной <адрес>, договор оказания услуг по теплоснабжению и договор водоснабжения жилого помещения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>, на квартиру по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности за МО «<адрес>» Республики Алтай, которая по акту от <дата> была передана в хозяйственное ведение МУП «ТепловодстройСервис».

Распоряжением главы МО «<адрес>» -р от <дата> квартира, расположенная по адресу: <адрес>11, включена в состав муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, отнесена в разряд служебных.

<дата> истец обратилась с заявлением в администрацию МО «<адрес>» с просьбой заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

<дата> истцу был дан ответ за об отказе в заключении договора социального найма, поскольку она не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, заявителю рекомендовано обратиться в жилищную комиссию о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

<дата> АТВ обратилась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о ее постановке и членов ее семьи из 3 человек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

<дата> решением жилищной комиссии администрации АТВ и члены ее семьи: супруг АМВ, дочь АРМ, сын АДМ были признаны нуждающимися в жилых помещениях, согласно п. 1 ст. 51 ЖК РФ, и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью дальнейшего участия в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2010 г.».

<дата> АТВ обратилась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о приватизации данного жилого помещения.

<дата> ей был дан письменный ответ об отказе в удовлетворении заявления, так как решение о предоставлении заявителю спорного жилого помещения по договору социального найма не принималось, договор найма жилого помещения с МУП «ТепловодстройСервис» был заключен с ней без согласия собственника – администрации МО «<адрес>».

Разрешая заявленные требования, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для признания недействительным отказ в приватизации и признании права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации, поскольку спорное помещение имеет статус служебного, предоставлено АТВ на период трудовых отношений, в связи с чем, к правоотношениям сторон не применимы нормы жилищного законодательства, регулирующие отношения по договору социального найма, так же как и статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, также исходит из отсутствия оснований считать, что истица пользовалась спорным жилым помещением на условиях социального найма, поскольку истица к категории граждан, которым может быть предоставлено жилье на условиях социального найма, не относится, соответственно, на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истица не стояла, решение о предоставлении жилого помещения истице по договору социального найма ответчиком не принималось. На учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истица поставлена <дата> с целью дальнейшего участия в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2010 г.». В рамках указанной программы предоставление жилья на условиях социального найма не предусмотрено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что договор найма жилого помещения от <дата> , по направленности воли сторон, сроку действия, правовому статусу спорного жилого помещения и иным условиям, является договором социального найма, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае истцу спорное жилое помещение на условиях договора социального найма в установленном порядке не предоставлялось. Истец и члены его семьи в администрацию с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, до заключения вышеуказанного договора, не обращались, не признавались малоимущими, решение о предоставлении им квартиры на условиях социального найма в порядке очередности, исходя их времени принятия на учет не принималось.

Довод апелляционной жалобы о незаконности придания статуса служебного жилья в отношении спорной квартиры также не влечет отмену решения суда ввиду следующего.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируются Федеральным законом N 122-ФЗ от 21.07.1997 года, положения которого не предусматривают необходимости после принятия решения о присвоении жилому помещению статуса служебного государственной регистрации данного статуса жилого помещения.

Согласно абз. 3 пункта 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года N 42, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Вместе с тем, государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, в связи с чем, отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как служебного, не может свидетельствовать о недействительности его присвоения.

Проанализировав иные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований к отмене решения суда они не содержат, и в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, кроме того, направлены на иное толкование действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от 14 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АТВ – без удовлетворения.

Председательствующий                                                     С.А. Шинжина

Судьи                                       Б.Е. Антух

      С.Н. Чертков

33-817/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Апитова Т.В.
Ответчики
МУП "ТепловодстройСервис"
администрация МО "Усть-Коксинский район"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Шинжина Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
17.08.2016Судебное заседание
17.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее