УИД 63RS0040-01-2022-004400-81
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-28621/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
20 декабря 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д.
судей Бросовой Т.В., Трескуновой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 9 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 июля 2023 года по гражданскому делу № 2-18/2023 по иску Савченко В.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, войсковой части № Министерства обороны Российской Федерации о взыскании суммы недополученного инвестиционного дохода, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д., пояснения представителя истца Суркова Я.И., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Савченко В.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что между ним и Министерством обороны Российской Федерации заключен контракт о прохождении военной служебной службы.
15.01.2019 ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации был дан ответ в отношении Савченко В.А. согласно выгрузке реестра участников накопительно-ипотечной системы возникли основания включения в реестр по 15 категории с даты заключения нового контракта с 25.06.2013.
28.06.2019 Департаментом жилищного обеспечения Российской Федерации выдано уведомление о включении военнослужащего Савченко В.А. в реестр о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих с регистрационным номером №.
09.07.2020 ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» была выдана справка о том, что по состоянию на 01.01.2020 на именном накопительном счету участника накопительно-жилищной системы учтены накопления для жилищного обеспечения в сумме 2 050 191,67 руб.
Истец являлся военнослужащим по контрактам о прохождении военной службы с 19.07.2013 по 21.07.2021, именной накопительный счет был открыт 30.01.2006, однако в период с 19.07.2013 по 21.07.2021 доход от инвестирования накоплений на индивидуальный накопительный счет не начислялся, что повлекло собой утрату инвестиционного дохода.
На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации, Войсковой части № Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации упущенную выгоду в размере 3 003 721 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 637 821,09 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Самара от 09 января 2023г., были частично удовлетворены исковые требования Савченко В.А., с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Савченко В.А. взыскана сумма недополученного инвестиционного дохода в размере 720 478 рублей 14 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 июля 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Самара от 09 января 2023г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик в лице Министерства обороны Российской Федерации просит судебные акты по делу отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представителя истца Сурков Я.И. возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле в судебном заседании суда кассационной инстанции не присутствовали, извещены надлежащим образом.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по доводам жалобы не усматривается.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 15.11.2002 между Министерством обороны Российской Федерации и Савченко Владимиром Александровичем заключен контракт о прохождении военной службы.
15.08.2009 на основании приказа № от 24.07.2009, Савченко В.А. досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, что явилось основанием исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы без права на использование накоплений.
Из материалов дела следует, что Савченко В.А., проходивший службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 2002г., с 30 января 2006 г. по 15 августа 2009 г. являлся участником НИС, однако в связи с досрочным увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с 15 августа 2009 г. исключен из соответствующего реестра.
19.07.2013 между Министерством обороны Российской Федерации и Савченко В.А. заключен контракт о прохождении военной службы, что явилось основанием для включения истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
31.05.2019 Савченко В.В. повторно был включен в реестр участников НИС и на его имя открыт именной накопительный счет.
28.06.2019 выдано Уведомление о включении Савченко В.А. в реестр о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих с регистрационным номером № с 19.07.2013.
Решением Самарского гарнизонного военного суда от 23.07.2020 бездействия командира войсковой части № и Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непринятием мер по учету на именном накопительном счете Савченко В.А. суммы инвестиционного дохода, которая подлежала начислению за период с 19.07.2013 признаны незаконными. ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» суд обязал в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет и истребовать установленным порядком от Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, денежную сумму, равную сумме инвестиционного дохода, которая подлежала начислению за период с 19.07.2013 на именной накопительный счет Савченко В.А. при своевременном включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Министерство обороны Российской Федерации военный суд обязал в тридцатидневный срок со дня поступления расчета перечислить на именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Савченко В.А. денежные средства в размере не начисленного ему инвестиционного дохода за период с 19.07.2013, определенного ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».
Апелляционным определением Центрального окружного военного суда от 06.11.2020 решение Самарского гарнизонного военного суда от 23.07.2020 оставлено без изменения.
Кассационным определением кассационного военного суда от 17.05.2021 решение Самарского гарнизонного военного суда от 23.07.2020 и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 06.11.2020 оставлено без изменения.
09.07.2020 ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» выдана справка о том, что по состоянию на 01.01.2020 на именном накопительном счету Савченко В.А. участника накопительно-жилищной системы учтены накопления для жилищного обеспечения в сумме 2 050 191,67 руб.
Согласно ответу ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» № о предоставлении сведений о состоянии именных накопительных счетов военнослужащих № от 02.04.2021 о состоянии именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы на 01.01.2021 состояние именного накопительного счета Савченко В.А. составляет 2 472 515,06 руб.
21.07.2021 Савченко Владимир Александрович уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья (Выписка из Приказа № командира войсковой части № от 22.07.2021), что явилось основанием исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы.
29.10.2021 года именной накопительный счет на имя Савченко В.А. был закрыт.
Как следует из письменных пояснений ФГКУ «Росвоенипотека», на дату закрытия ИНС сумма накоплений, причитающаяся к выплате Савченко В.А., составила 2 729 481,96 руб.
Факт получения указанной суммы Савченко В.А. в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5.1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС участника НИС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на ИНС участников НИС осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами, которым в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1888 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации).
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Суд установил, что истец включен в число участников НИС только 31.05.2019 г. с датой возникновения основания для включения в него с 19.07.2013 г., в связи с чем только в мае 2019 г. ему был открыт ИНС, как следствие накопительные взносы, которые должны были поступить на него из федерального бюджета, в доверительное управление своевременно переданы не были, а поэтому доходы от их инвестирования до 2 квартала 2019 г. на ИНС не учитывались.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в связи с несвоевременным включением в реестр участников НИС накопления на его ИНС необоснованно учтены в меньшем размере, без учета доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на его ИНС после даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС, что является нарушением его права, гарантированного п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
С целью определения суммы инвестиционного дохода, подлежащего начислению на инвестиционный счет истца, определением суда от 23.09.2022 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ».
Как следует из экспертного эксперта ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ» № от 15.11.2022, сумма инвестиционного дохода, подлежащего начислению на инвестиционный накопительный счет Савченко В.А. за период с 28.11.2005 по 27.02.2020, с 19.07.2013 по 15.07.2021 составляет 3 449 960,10 руб.
Согласно справке от 09.07.2020 и письменных пояснений ФГКУ «Росвоенипотека» исх. № от 22.09.2022 после заключения контракта на прохождение военной службы 19.07.2013 накопительный счет на Савченко В.А. был открыт 31.05.2019, и в сумму накоплений по состоянию на дату увольнения 21.07.2021 вошли накопления за период с даты возникновения основания включения в реестр 28.11.2005 до даты возникновения основания для исключения его из указанного реестра 15.08.2009, а также накопительные взносы с 19.07.2013 - даты подписания контракта о прохождении военной службы до 21.07.2021 - даты увольнения, а также инвестиционный доход с даты передачи перечисленных выше сумм в доверительное управление 01.06.2019, начисления на которые производились со 2 квартала 2019 года.
При этом в соответствии с законодательством о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих при возникновении оснований для включения в реестр 19.07.2013 накопительный счет на имя Савченко В.А. должен быть открыт в 2013 году, на котором должны быть учтены накопительные взносы за период с 28.11.2005 до 15.08.2009 и доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям за данный период, далее с 19.07.2013 на счет должны были поступать накопительные взносы ежемесячно, а также доходы от инвестирования накопленных средств с даты передачи денежных средств в доверительное управление, начисляемые ежеквартально, до даты увольнения - 21.07.2021.
Эксперт пришел к выводу о том, что в сумме, указанной в письменных пояснений ФГКУ «Росвоенипотека» исх. № от 22.09.2022, не учтены доходы от инвестирования накопленных средств с 19.07.2013.
Экспертом произведен расчет сумм накопленных взносов за период с 28.11.2005 по 27.02.2020, с 19.07.2013 по 15.07.2021 и доходов от их инвестирования согласно фактической доходности управляющих компаний.
Установив, что выплаченная истцу при увольнении сумма инвестиционных накоплений в размере 2 729 481,96 рублей не учитывает в полной мере сумму инвестиционного дохода от размещения средств инвестиционных накоплений за указанные периоды, которые могли бы быть получены военнослужащим при правильном и своевременном включении его в число участников НИС, признав указанное экспертное заключение достоверным и допустимым доказательством, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, руководствуясь положениями статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. №449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», обосновано пришел к выводу о том, что с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации как главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации в пользу Савченко В.А. подлежит взысканию сумма недополученного инвестиционного дохода в размере 720 478,14 руб. (3 449 960, 10 руб. – 2 729 481,96 руб.).
Вопреки доводам жалобы суд правильно исходил из того, что реализация участником НИС права на формирование накоплений за счет инвестиционного дохода, установленного п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона, не зависит от своевременного исполнения должностными лицами обязанности по включению военнослужащего в реестр участников НИС.
При этом судом правомерно учтено при определении того, кто является надлежащим ответчиком, что решением Самарского гарнизонного военного суда от 23.07.2020 признано незаконным бездействие командира войсковой части № и Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непринятием мер по учету на именном накопительном счете Савченко В.А. суммы инвестиционного дохода, которая подлежала начислению за период с 19.07.2013.
Доводы жалобы о невозможности определения размера инвестиционного дохода, поскольку он является конкретным финансовым результатом по итогам деятельности управляющих компаний, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
В соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
В рассматриваемом случае, размер инвестиционного дохода который истец мог бы получить в случае надлежащего исполнения должностными лицами ответчика возложенных на них законом обязанностей установлен экспертным заключением ООО «Лаборатория судебной экспертизы ФЛСЭ» № от 15.11.2022 с разумной степенью достоверности.
Ссылки заявителя о том, что рассматриваемый спор является аналогичным спору, который был разрешен решением Самарского гарнизонного военного суда от 23.07.2020 и имелись основания для прекращения производства по делу судебной коллегией отклоняются, поскольку по настоящему делу установлено, что в сумме инвестиционных накоплений, внесенных на ИНС истца в соответствии с названным решением и впоследствии выплаченных истцу при увольнении не учтены доходы от их инвестирования с 19.07.2013 года по дату передачи их в доверительное управление 01.06.2019 года.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары от 9 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27 июля 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи Н.В. Бросова
Л.А. Трескунова