№ 2-767/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2021 г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Корнева П.И.,
при секретаре Шильненковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску САО «РЕСО - Гарантия» к ответчику Запольских Екатерине Юрьевне о признании договора страхования недействительным и взыскании государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
В Нытвенский районный суд Пермского края поступило исковое заявление САО «РЕСО - Гарантия» к ответчику Запольских Екатерине Юрьевне о признании договора страхования недействительным и взыскании государственной пошлины.
Представитель истца просит рассмотреть дело без его участия, на иске настаивает.
В исковом заявлении указано, что 01.11.2019 г. между САО «РЕСО-Гарантия» и ФИО1 был заключен договор комплексного ипотечного страхования №, предметом которого является страхование имущественных интересов страхователя, связанных с причинением вреда жизни и здоровью застрахованного лица в результате несчастного случая и/или болезни (заболевания). Однако застрахованным лицом не были указаны сведения о наличии заболеваний при заключении договора, а 25.07.2020 года наступила смерть ФИО1, в результате имеющихся заболеваний. Наследником ФИО1( ответчиком), в страховую компанию направлено заявление о выплате страховки, однако при проведении проверки было установлено, что оснований для её выплаты не имеется.
Ответчик надлежащим образом извещенный, о дне, времени и месте рассмотрения дела в суд не прибыл, телефонограммой и сведениями почтовой организации, подтверждается факт его надлежащего извещения, возражений и ходатайств об отложении процесса, Запольских Е.Ю. не представила.
Согласно ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Ответчице почтовые извещения неоднократно направлялись по почте заказными письмами, по всем известным адресам, однако были возвращены в связи с тем, что срок их хранения истек. Ответчица при заключении договора займа взяла на себя обязательство извещать кредитное учреждение о всех изменениях касающихся анкетных данных. В соответствие со ст. 117 ГПК РФ, при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных правах.
По смыслу статей 35 и 48 ГПК РФ личное участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью стороны.
На основании ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права своей волей и в своем интересе.
В связи с этим, суд считает, что неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Суд, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
1 ноября 2019 года истцом и ФИО1 заключен договор страхования ( л.д. 12-59).
18.12.2020 АО «Россельхозбанк» направить истцу документы для рассмотрения заявления о выплате страхового случая ( л. д. 60-70).
Истцом направлены запросы в лечебное учреждение в целях проверки оснований выплаты страховки ( л. д. 71-80).
В адрес Запольских Е.Ю. направлены ответы на обращение по страхованию ( л.д.81-84).
В соответствии с наследственным делом 2/2021, наследником после смерти ФИО1, является Запольских Е.Ю.
В силу п. 1 ст. 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются, во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Согласно ч. 3 ст. 944 ГК РФ, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в п. 1 ст. 944 ГК РФ, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных п. 2 ст. ст. 179 ГК РФ.
Из ч. 2 ст. 179 ГК РФ следует, что сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Условиями договора страхования, пунктами 10.6.,10.7. Правил страхования, (далее Правила) предусмотрена обязанность страхователя сообщать страховщику при заключении договора страхования достоверную информацию, имеющую значение для определения вероятности наступления страхового случая.
В соответствии с пунктом 17.1. Правил, договор страхования может быть признан недействительным с момента его заключения по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также, если он заключен после наступления страхового случая.
Согласно пункта 17.2. Правил, признание договора страхования недействительным осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Пунктами 4.3.5. Правил регламентировано, что «под «болезнью» следует понимать любое нарушение состояния здоровья застрахованного лица, не вызванное несчастным случаем, впервые диагностированное врачом после вступления договора страхования в силу, либо заявленное застрахованным лицом (в заявлении на страхование) и принятое страховщиком на страхование, и которое (нарушение состояния здоровья) повлекло смерть или утрату трудоспособности застрахованного лица».
В п. 10 Обзора практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019г.) указано, что сообщение заведомо недостоверных сведений о состоянии здоровья застрахованного при заключении договора добровольного личного страхования является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, а также для признания такого договора недействительным.
Судом установлено, что 01.11.2019г. между САО «РЕСО-Гарантия» и ФИО1 был заключен договор комплексного ипотечного страхования №, предметом которого является страхование имущественных интересов страхователя, связанных с причинением вреда жизни и здоровью застрахованного лица в результате несчастного случая и/или болезни (заболевания). Однако застрахованным лицом не были указаны сведения о наличии заболеваний при заключении договора.
25.07.2020 года наступила смерть ФИО1 в результате имеющихся заболеваний.
Наследником ФИО1, в страховую компанию направлено заявление о выплате страховки, однако при проведении проверки было установлено, что оснований для её выплаты не имеется.
Так, в договоре страхования № имеется указание на то, что Правила ипотечного страхования от 07.05.2019г., являются неотъемлемой частью договора страхования, также имеется запись о получении страхователем Правил и его согласии с Правилами.
Договором страхования застрахован риск смерти застрахованного лица в результате несчастного случая и/или болезни (заболевания), произошедших в период действия договора страхования (п. 3.1.1.).
25.07.2020г. наступила смерть страхователя, что подтверждается свидетельством от 28.07.2020г. №.
11.01.2021г. от выгодоприобретателя по договору страхования (Пермский региональный филиал АО «Россельхозбанк») в САО «РЕСО-Гарантия» поступило заявление о выплате возмещения по указанному выше страховому случаю.
19.03.2021г. от наследницы страхователя Запольских Е.Ю. в САО «РЕСО-Гарантия» также поступило заявление о выплате страхового обеспечения по договору страхования.
Из справки о смерти № следует, что смерть ФИО1 наступила по причине <данные изъяты>
В ходе проверки проведенной истцом, по поступившим заявлениям на выплату страхового возмещения было установлено, что при заключении договора ФИО1 сообщила не соответствующие действительности сведения о состоянии своего здоровья, не указала о наличии у нее заболеваний <данные изъяты>
В соответствии с выпиской из амбулаторной карты из ГБУЗ «Нытвенская районная больница» от 01.09.2020г, ФИО1 неоднократно обращалась за медицинской помощью в период с 2017г. по 2020г. включительно. ФИО1 ставили диагнозы <данные изъяты>
При подписании заявления на страхование от 01.11.2019г. страхователь ФИО1 была проинформирована о том, что представленная в заявлении на страхование информация является исчерпывающей и верной и понимает, что она может иметь решающее значение при заключении договора страхования и при осуществлении страховых выплат. Также в заявлении указано на то, что заявитель принимает на себя полную ответственность за точность указанных в заявлении сведений.
Таким образом, при заключение договора страхования, ФИО1 сообщила заведомо недостоверные сведения о состоянии здоровья, что суд расценивает, как недобросовестное поведение застрахованного лица, которое нарушает имущественные права истца.
Иных доказательств материалы дела не содержат.
В связи с этим, иск следует удовлетворить в полном объеме.
С ответчика, следует взыскать государственную пошлину уплаченную истцом за подачу иска в соответствии со ст.332.21 НК РФ, ( л.д.9).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать договор комплексного ипотечного страхования № от 01.11.2019 г. заключенный САО «РЕСО-Гарантия» и ФИО1, недействительным в части личного страхования.
Взыскать с Запольских Екатерины Юрьевны в пользу САО «РЕСО-Гарантия» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья П.И. Корнев