Дело № 2-2256/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«21» ноября 2018 года город Орел
Заводской районный суд города Орла
в составе председательствующего судьи Сандуляк С.В.,
с участием представителя истца администрации г. Орла – Зобковой И.В., действующей на основании доверенности № 149-Д от 04.03.2017,
представителя ответчика УФССП России по Орловской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. – Поцелуева А.В., действующей на основании доверенностей от 07.05.2018 и 20.03.2018 № 47,
при секретаре судебного заседания Лютиковой И.А.
рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г.Орла гражданское дело по исковому заявлению
администрации города Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.Орла обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее – УФССП России по Орловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование исковых требований указано, что решением Советского районного суда г. Орла от 21.03.2018 года на администрацию г. Орла возложена обязанность предоставить Горбунову Р.В. из специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение в г. Орле общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч. 3 ст. 3 закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ. Решение вступило в законную силу 30.05.2018 года.
02.07.2018 службой судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области (далее – МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области) возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП.
09.07.2018 службе судебных приставов должником сообщено о невозможности в 5-дневный срок исполнить требования исполнительного документа о предоставлении благоустроенного жилого помещения по независящим от него обстоятельствам.
09.07.2018администрация г. Орла обратилась в Советский районный суд г. Орла с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда до 31.05.2019, в удовлетворении которого определением Советского районного суда г. Орла от 21.08.2018 было отказано.
20.09.2018 судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам по Орловской области УФССП России по Орловской области вынесено постановление о взыскании с администрации города Орла исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Одновременно постановлением от 20.09.2018 установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 22.10.2018.
Обосновывая заявленные требования, истец ссылается на положения ст. ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об их принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», которыми предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет доставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов; органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных и финансовых средств.
В соответствии с абзацем 1 части 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ.
Законом Орловской области от 30.11.2017 № 2177-03 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на 2018 год для МО «Город Орел» предусмотрены субвенции из областного бюджета на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, и 09.01.2018 согласно письму заместителя руководителя Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Шайкина Г.Н. до администрации города Орла на 2018 год доведены лимиты бюджетных средств в размере 87254600рублей для исполнения судебных решений по искам лиц из числа детей сирот, в размере 28068500рублей на обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, которых достаточно для закупки 76 жилых помещений в 2018 году, но недостаточно для закупки квартиры в 2018 году для Горбунова Р.В., поскольку в списке вынесенных и неисполненных решений суда он значится под № 91.
Доведенные лимиты осваиваются должником в порядке, установленном федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Администрацией города Орла проведены электронные аукционы, по результатам которых 03.05.2018 заключен муниципальный контракт с ПАО«Орелстрой» на приобретение по договору участия в долевом строительстве жилья 67 однокомнатных квартир в (адрес обезличен) и муниципальный контракт от 17.08.2018, заключенный с ООО«ИНМЭЖСтрой» на приобретение по договору участия в долевом строительстве жилья 9 однокомнатных квартир в доме по адресу: (адрес обезличен).
Поскольку выделенных лимитов из бюджета Орловской области в 2018году оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией города Орла переданных государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, администрацией города Орла 21.06.2018 направлено обращение Члену Правительства Орловской области – Руководителю Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области БлохинуД.А. о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений для исполнения решений, вынесенных Советским районным судом города Орла в 2018 году, в том числе решения по иску Горбунова Р.В.
Указанные обстоятельства не позволяют должнику в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнить решение суда от 21.03.2018 о предоставлении Горбунову Р.В. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, по независящим от него объективным обстоятельствам при отсутствии вины.
Полагая, что администрацией г. Орла предпринимаются все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, ссылаясь на ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», истец просит суд освободить администрацию г. Орла от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя от 20.09.2018.
По ходатайству представителя ответчика УФССП России по Орловской области судом для участия по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены судебный пристав - исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котякова С.И., взыскатель по исполнительному производству
Горбунов Р.В.
В судебном заседании представитель администрации г. Орла Зобкова И.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика УФССП России по Орловской области и одновременно третьего лица судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. – по доверенности Поцелуева А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указывая, что те обстоятельства, на которые ссылается администрация г. Орла, не могут быть признаны достаточным основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора. Должником не было исполнено в установленный законом срок решение суда, ввиду чего в отношении него вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Поскольку администрацией г. Орла не было совершено своевременных действий по предотвращению наступления неблагоприятных для себя последствий в виде взыскания исполнительского сбора, что свидетельствует о наличии в его действиях вины, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Горбунов Р.В., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования администрации города Орла подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «Одополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области (далее - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 9 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Судом установлено, что решением Советского районного суда г. Орла от 21.03.2018 года удовлетворены исковые требования прокурора Северного района г. Орла в интересах Горбунова Р.В. к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения. Данным решением на администрацию г. Орла возложена обязанность Горбунову Р.В. предоставить благоустроенное жилое помещение в г. Орле из специализированного жилищного фонда на состав семьи один человек по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 05.05.2017, с изм. от 30.11.2017) (л.д. 9-10).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 30.05.2018 года указанное решение суда оставлено без изменения (л.д. 49-52).
02.07.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. на основании исполнительного листа ФС (номер обезличен), выданного 14.06.2018 Советским районным судом г.Орла, возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП, предмет исполнения: обязать администрацию г.Орла предоставить Горбунову Р.В. благоустроенное жилое помещение в г.Орле из специализированного жилищного фонда на состав семьи один человек по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 05.05.2017, с изм. от 30.11.2017), с установлением должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней (л.д. 12).
Как следует из представленных сторонами по делу доказательств, постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником – администрацией г. Орла 05.07.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции ответчика (л.д. 12).
09.07.2018, то есть в пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, администрация г. Орла обратилась к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. с сообщением о невозможности исполнения должником требований исполнительного документа в отношении Горбунова Р.В. по независящим от него обстоятельствам (л.д. 15).
09.07.2018 администрация г. Орла обратилась в Советский районный суд г.Орла с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения Советского районного суда г. Орла до 31.05.2019 (л.д. 53-54).
Определением Советского районного суда г. Орла от 21.08.2018 данное заявление администрации г. Орла оставлено без удовлетворения (л.д. 57-58).
Поданная администрацией г. Орла на указанное определение суда частная жалоба определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 26.09.2018 г. оставлена без удовлетворения, определение Советского районного суда г. Орла от 21.08.2018 г. – без изменения. (л.д. 59-61).
20.09.2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И., в рамках исполнительного производства № 29494/18/57024-ИП, в связи с неисполнением должником – администрацией города Орла исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено постановление в отношении администрации г. Орла о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д. 13-14).
В тот же день постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. администрации г. Орла установлен новый срок исполнения требования исполнительного документа – до 22.10.2018 (л.д. 35).
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Обращаясь в суд с настоящим иском, администрация г. Орла ссылается на то, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа обусловлено отсутствием в том вины администрации города Орла, поскольку ею были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и решение суда от 21.03.2018 по иску Горбунова Р.В. не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок по причине отсутствия бюджетных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из бюджета Орловской области, что, по мнению истца, является основанием для освобождения его от взыскания исполнительского сбора.
Проверяя обоснованность заявленных администрацией города Орла требований и доводов, на которых они основаны, суд полагает, что представленными истцом доказательствами, оцененными по правилам ст.67ГПКРФ, бесспорно подтверждается, что должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе ФС (номер обезличен) от 14.06.2018, выданном Советским районным судом г. Орла, предметом исполнения по которому является предоставление благоустроенного жилого помещения в г. Орле из специализированного жилищного фонда Горбунову Р.В.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что администрация городаОрла как орган местного самоуправления действует в рамках переданных государственных полномочий на основании закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделения органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Орловской области от 05.05.2017, с изм. от 30.11.2017).
Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий администрацией города Орла осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, общий объем которых и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливается законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 5 статьи 126 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законом (пункт 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 01.01.2014 приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.
Судом установлено, что на 2018 год для МО «Город Орел» на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доведены лимиты бюджетных средств в общем размере 115323100 рублей, в том числе в размере 87254600рублей для исполнения судебных решений по искам лиц из числа детей сирот, в размере 28068500рублей на обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, что подтверждается уведомлением по расчетам между бюджетами от 18 декабря 2017 года № 1 (л.д. 18).
Доведенные на 2018 год лимиты бюджетных средств являются достаточными для закупки 76 жилых помещений, но не достаточны для закупки квартиры в 2018 году для Горбунова Р.В., поскольку в Списке вынесенных и неисполненных администрацией г. Орла решений суда Горбунов Р.В. значится под № 91. Соответственно, в 2018 году решение суда по иску Горбунову Р.В. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения не могло быть исполнено по причине недостаточности выделяемых из бюджета Орловской области денежных средств для надлежащего и своевременного исполнения вынесенного судебного решения.
Как установлено судом, все доведенные лимиты бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в 2018 г. администрацией г. Орла были освоены, дополнительных финансовых средств муниципальному образованию «Город Орёл» в 2018 г. выделено не было.
При разрешении спора суд также учитывает, что в рамках исполнения решения Советского районного суда г. Орла от 21 марта 2018 г. по гражданскому делу № 2-585/2018 по иску Горбунова Р.В. к администрации г. Орла о предоставлении благоустроенного жилого помещения, в связи с недостаточностью выделяемых из бюджета Орловской области денежных средств для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией г. Орла переданных государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, заместителем главы администрации г. Орла 21.06.2018 года было подготовлено и направлено в адрес Члена Правительства Орловской области – руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Орловской области Блохина Д.А. обращение о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений для исполнения 56 судебных решений, в том числе и решения суда по гражданскому делу по иску прокурора Северного района г. Орла в интересах Горбунова Р.В. (л.д. 16-17).
Согласно сообщению руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 03.07.2018 на обращение главы администрации г.Орла Муромского А.С. в адрес Департамента финансов Орловской области было направлено ходатайство об увеличении лимитов бюджетных обязательств необходимых для реализации законных прав на имущество и жилое помещение детей-сирот в муниципальном образовании «Город Орел» (л.д. 66).
Разрешая заявленные требования, суд так же учитывает, что исполнение решения суда, которым на администрацию г. Орла возложена обязанность по предоставлению Горбунову Р.В. благоустроенного жилого помещения возможно только при соблюдении процедуры заключения муниципальных контрактов, обусловленной требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которая включает в себя определенные этапы и требует значительного времени.
В целях освоения предусмотренных на 2018 год финансовых средств администрацией г. Орла подготовлены документы и проведены электронные аукционы, по результатам которых:
- 03.05.2018 между Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла и ПАО «Орелстрой» заключен муниципальный контракт № 4 стоимостью 98 173 927,20 руб., на приобретение по договору участия в долевом строительстве жилья 67 однокомнатных квартир в доме, расположенном по адресу: (адрес обезличен), корпус 1, согласно которому застройщик обязался передать объект не позднее 01.12.2018 (л.д. 67-68);
- 17.08.2018 между Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла и ООО «ИНМЭЖСтрой» заключен муниципальный контракт № 17 стоимостью 11687 083 руб. на приобретение по договору участия в долевом строительстве жилья 9 однокомнатных квартир в доме, расположенном по адресу: (адрес обезличен) с кадастровым номером 57:25:0031010:10, согласно которому застройщик обязался передать объект не позднее 01.12.2018 (л.д. 70-71).
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.
На основании ч. 12 ст. 30 указанного закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 105 вышеуказанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Как следует из ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007
№ 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007
№ 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», положения статьи 401 Гражданского кодекса РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд исходит из того, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора. Для применения данного вида ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец не уклонялся от исполнения решения суда. В предоставленный
5-дневный срок реально исполнить решение суда администрация г. Орла не могла вследствие объективных причин, вызванных отсутствием финансирования в необходимом объеме и тем, что администрация г. Орла не может влиять на объем выделяемого субъектом РФ финансирования для осуществления переданных государственных полномочий, а также необходимостью соблюдения порядка приобретения жилья, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Кроме того, администрация г. Орла своевременно принимала меры по надлежащему исполнению решения Советского районного суда г. Орла от 21.03.2018 по гражданскому делу по иску Горбунова Р.В. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения, обращалась в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда, направляла обращения о выделении необходимых денежных средств, в том числе еще до возбуждения исполнительного производства, своевременно проводила конкурсные процедуры по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
При таких обстоятельствах требования администрации города Орла об освобождении от взыскания исполнительского сбора суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации города Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить администрацию города Орла от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от 20 сентября 2018 года в рамках исполнительного производства (номер обезличен)-ИП в размере 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 26 ноября 2018 года.
Судья С.В. Сандуляк