Решение по делу № 2-198/2024 (2-3495/2023;) от 02.11.2023

№ 2-198/2024

№ 64RS0044-01-2023-004458-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2024 г.                                     г. Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Апокина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Мельник А.В.,

с участием представителя истца Климычева И.В.,

представителей ответчика администрации МО «Город Саратов»
Абушаевой Г.А. и Аношкиной Е.А.,

представителя ответчика ООО «Концессии Водоснабжения – Саратов» и третьего лица МУПП «Саратовводоканал» Уткиной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в городе Саратове к обществу с ограниченной ответственностью «Концессии Водоснабжения – Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия и понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в г. Саратове (далее по тексту - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове) обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Концессии Водоснабжения – Саратов» (далее по тексту – ООО «КВС-Саратов»), администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту – администрации МО «Город Саратов») о признании незаконным бездействия и понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.

В процессе судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ.

Окончательно сформулированные требования истца мотивированы тем, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия плановой выездной проверки на основании решения от 12 октября 2021 г. № 263 14 ноября 2021 г. выявлено и установлено, что у ООО «КВС-Саратов» отсутствуют: санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны – водопроводной насосной станции № 3, 3А (г. Саратов, Дальний Затон), 1, 1Б (г. Саратов, Большая Затонская, д. 10), что является нарушением с. 11, 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения», п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; проекты зоны санитарной охраны (далее по тексту - ЗСО) – «Проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения ООО «КВС-Саратов» - водопроводный комплекс № 2 (г. Саратов, ул. Симбирская, д. 133), водопроводный комплекс № 3 (г. Саратов, Соколовая гора), насосная станция дополнительного подъема № 3 «Б» (г. Саратов, Дальний Затон), насосная станция дополнительного подъема № 3 «В» (г. Саратов, Дальний Затон), «Проект зоны санитарной охраны водопроводной насосной станции № 3, 3А ООО «КВС-Саратов» (г. Саратов, Дальний Затон) не утверждены в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что является нарушением ст. 11, 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения»; санитанрно-эпидемиологическое заключение ООО «КВС-Саратов» на использование водного объекта – Волгоградского водохранилища, в целях питьевого, хозяйственного – бытового водоснабжения, что является нарушением ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В связи с изложенным истец просит признать нарушающими требования санитарного законодательства действия (бездействия) администрации МО «Город Саратов», выразившиеся в непринятии мер по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны – водопроводной насосной станции № 3, 3А (г. Саратов, Дальний Затон 1, 1Б, г. Саратов, ул. Большая Затонская, д. 10) и обязать прекратить нарушения требований санитарного законодательства; обязать администрацию МО «Город Саратов» разработать проекты ЗСО – «Проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения - водопроводный комплекс № 2 (г. Саратов, ул. Симбирская, д. 133), водопроводный комплекс № 3 (г. Саратов, Соколовая гора), насосная станция дополнительного подъема № 3 «Б» (г. Саратов, Дальний Затон), насосная станция дополнительного подъема № 3 «В» (г. Саратов, Дальний Затон), «Проект зоны санитарной охраны водопроводной насосной станции № 3, 3А (г. Саратов, Дальний Затон, 1, 1Б); обязать администрацию МО «Город Саратов» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта – Волгоградского водохранилища, в целях питьевого, хозяйственного – бытового водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного – бытового водоснабжения в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Климычев И.В. поддержал заявленные уточненные исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика администрации МО «Город Саратов» Абушаева Г.А. и Аношкина Е.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель ответчика ООО «КВС – Саратов» и третьего лица МУПП «Саратовводоканал» Уткина М.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (т. 1 л.д. 49-53, 203-204).

Представители третьих лиц МУП «Водосток», Комитета по управлению имуществом г. Саратова, Комитета по жилищно–коммунальному хозяйству администрации МО «Город Саратов» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили. Представитель третьего лица МУП «Водосток» предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 1 л.д. 210).

Суд, с учетом мнения участников процесса, а также требований положения
ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся третьих лиц.

Суд, заслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков и третьего лица, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

В силу положений ст. ст. 2 и 42 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Закон № 52-ФЗ) главным государственным санитарным врачам предоставлено право предъявления заявлений в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Согласно п. 6.5 Постановления Правительства РФ № 322 от 30 июня 2004 г. «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» - федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

В соответствии с положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. №750, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области является структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области.

В силу п. 1 Положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Саратовской области, утвержденного Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 03 июня 2014 г. №104 Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области является структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области и осуществляет свою деятельность на административной территории г. Саратова, согласно подведомственности, установленной Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. № 750 (т. 1 л.д. 6-13).

Пунктом 11 данного Положения определено, что начальник Территориального отдела является главным государственным санитарным врачом по г. Саратову.

В соответствии со ст. 1 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

На основании ст. 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно положениям ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон № 416-ФЗ) установлено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Статьей 18 Закона № 52-ФЗ установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. №10 утвержден СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Как следует из пункта 105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ЗСО устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В силу пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений (пункт 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Согласно п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Как следует из п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

На основании п. 16 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть установлены такие виды зон с особыми условиями использования территорий, как зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны.

В силу п. 12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований (утв. Приказом Роспотребнадзора от 05 ноября 2020 г. № 747) государственная услуга предоставляется Роспотребнадзором.

Пунктом 11 данного Регламента установлено, что результатами предоставления государственной услуги являются: выдача санитарно-эпидемиологического заключения; отказ в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения; переоформление санитарно-эпидемиологического заключения; отказ в переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения.

Кроме того, исходя из требований ч. 1 ст. 55 Водного Кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 27 Водного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по охране таких водных объектов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ.

Пунктами 1, 2 ст. 23 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст.8 настоящего Федерального закона.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

К условиям, необходимым для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, относится и разработка необходимых в соответствии с законодательством документов, подтверждающих качество подаваемой воды.

В соответствии со ст. 15 Закона № 131-ФЗ организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 52-ФЗ одним из субъектов несения расходов на мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются органы местного самоуправления.

Из пунктов 3, 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалась сторонами, что согласно концессионному соглашению от 24 ноября 2017 г. в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности МО «Город Саратов» водопроводная насосная станция № 3, 3А (г. Саратов, Дальний Затон 1, 1Б, г. Саратов, ул. Большая Затонская, д. 10), водопроводный комплекс № 2 (г. Саратов, ул. Симбирская, д. 133), водопроводный комплекс № 3 (г. Саратов, Соколовая гора), насосная станция дополнительного подъема № 3 «Б» (г. Саратов, Дальний Затон), насосная станция дополнительного подъема № 3 «В» (г. Саратов, Дальний Затон) списаны с баланса комитета по управлению имуществом г. Саратова и переданы на баланс ООО «КВС-Саратов», МУПП «Саратовводоканал» (т. 1 л.д. 130-193).

Согласно выводам экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» № 1212 от 20 июня 2018 г. проект ЗСО водоисточника питьевого водоснабжения ООО «КВС-Саратов» не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения», а именно «Проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения - водопроводный комплекс № 2 (г. Саратов, ул. Симбирская, д. 133), водопроводный комплекс № 3 (г. Саратов, Соколовая гора), насосная станция дополнительного подъема № 3 «Б» (г. Саратов, Дальний Затон), насосная станция дополнительного подъема № 3 «В» (г. Саратов, Дальний Затон), «Проект зоны санитарной охраны водопроводной насосной станции № 3, 3А (г. Саратов, Дальний Затон, 1, 1Б) (т. 1 л.д. 54-59).

27 ноября 2018 г. и 05 июля 2019 г. ТО Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в адрес ООО «Институт Гипроводхоз» направлялись замечания по проекту ЗСО водоисточника ООО «КВС-Саратов» (т. 1 л.д. 85-90).

12 июля 2019 г. ООО «КВС-Саратов» направило в адрес Управления Роспотребнадзора по Саратовской области письмо о разработке проекта ЗСО (т. 1 л.д. 92-93).

20 августа 2019 г. ООО «КВС-Саратов» направило в адрес главы МО «Город Саратов» письмо о принятии решения по разработке проекта ЗСО (т. 1 л.д. 95-96).

19 сентября 2019 г. администрация МО «Город Саратов» направило ответ на обращение ООО «КВС-Саратов» от 20 августа 2019 г., в котором сообщает, что решением Саратовской городской Думы от 31 августа 2018 г. № 29-223 утверждена новая редакция генерального плана МО «Город Саратов», который содержит раздел по водоснабжению и водоотведению, где также отражены проекты границ ЗСО, а также что в настоящее время не имеется бюджетных средств на разработку проекта ЗСО (т. 1 л.д. 97-98).

21 октября 2019 г. ООО «КВС-Саратов» направило в адрес главы МО «Город Саратов» письмо о предоставлении информации о проектах границ ЗСО (т. 1 л.д. 115), на которое администрацией МО «Город Саратова» дан ответ 20 ноября 2019 г. (т. 1 л.д. 216-117).

Постановлениями ТО Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 22 октября 2019 г. ООО «КВС-Саратов» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 и ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ (т. 1 л.д. 76-84).

26 декабря 2019 г. ООО «КВС-Саратов» проведено совещание по вопросу устранения замечаний по проекту ЗСО источников питьевого снабжения, на котором принято решение разработать смету затрат на устранение нарушений в срок до 01 февраля 2020 г. (т. 1 л.д. 61-62).

08 июля 2020 г. ООО «КВС-Саратов» просило Комитет по строительству и инженерной защите администрации МО «Город Саратов» предоставить информацию об оценке стоимости проведения мониторинга сбрасываемых ливневых сточных вод (т. 1 л.д. 112), на указанное обращение Комитетом по строительству и инженерной защите администрации МО «Город Саратов» дан ответ, в котором указана общая стоимость по перечисленным показателям составляет 514 704 руб. (т. 1 л.д. 113-114).

06 августа 2020 г. ООО «КВС-Саратов» направило в адрес комитета по управлению имуществом г. Саратова и Отдел водных ресурсов по Саратовской области письма, в которых просило предоставить сведения о балансодержателях сооружений и объектов инженерной инфраструктуры, информацию о балансодержателях сооружений, объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории города, а именно 12 водовыпусков ливневой канализации: по ул. Московской – 800 мм, Глебучев овраг – 2500х4000мм, по ул. Малой Горной, в районе 2 проходной судоремзавода – 800 мм, по 2-м водовыпускам по ул. Большая Затонская в районе домов 67-89, по 2-м водовыпускам по ул. Большая Затонская в районе магазина (перед пляжем), по 2-м водовыпускам по ул. Большая Затонская в районе (пляж) 500 мм, 300 мм, по ул. Большая Затонская (район переправы), по ул. Большая Затонская (конечная остановка 25 автобуса) (т. 1 л.д. 108, 110).

01 сентября 2020 г. Отдел водных ресурсов по Саратовской области направил ответ на обращение в адрес ООО «КВС-Саратов», в котором сообщил, что указанной информацией не располагает (т. 1 л.д. 111).

02 сентября 2020 г. Комитет по управлению имуществом г. Саратова направил ответ на обращение в адрес ООО «КВС-Саратов», в котором сообщил, что объекты инженерной инфраструктуры по ул. Московской – 800 мм, Глебучев овраг – 2500х4000мм, по ул. Малой Горной, в районе 2 проходной судоремзавода – 800 мм, по 2-м водовыпускам по ул. Большая Затонская в районе (пляж) 500 мм, 300 мм закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Водосток», остальные объекты инженерной инфраструктуры, указанные в обращении, являются собственностью МО «Город Саратов» (т. 1 л.д. 109).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Саратова от 31 мая 2021 г. ООО «КВС-Саратов» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 68-72).

Предписанием Управления Роспотребназдзора по Саратовской области № 263 от 14 ноября 2021 г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований на ООО «КВС-Саратов» возложена обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение на «проект зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения водопроводная насосная станция № 3, № 3 А, ( г. Саратов, Дальний Затон)» и «Проект зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения водопроводная насосная станция № 1-1Б (г. Саратов, ул. Большая Затонская, д. 10); утвердить в установленном порядке в органах исполнительной власти субъекта – «Проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения - водопроводный комплекс № 2 (г. Саратов, ул. Симбирская, д. 133), водопроводный комплекс № 3 (г. Саратов, Соколовая гора), насосная станция дополнительного подъема № 3 «Б» (г. Саратов, Дальний Затон), насосная станция дополнительного подъема № 3 «В» (г. Саратов, Дальний Затон), «Проект зоны санитарной охраны водопроводной насосной станции № 3, 3А (г. Саратов, Дальний Затон, 1, 1Б); получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта – Волгоградского водохранилища, в целях питьевого, хозяйственного – бытового водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного – бытового водоснабжения; разработать проекты СЗЗ и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты санитарно-защитных зон на объекты зон на объекты ООО «Концессии водоснабжения-Саратов» в срок до 01 июля 2022 г. (т. 1 л.д. 17-18).

10 декабря 2021 г. Управление Роспотребназдзора по Саратовской области направило в адрес ООО «КВС-Саратов» письмо с требованием о необходимости установления санитарно-защитных зон (т. 1 л.д. 21).

Постановлениями ТО Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 09 декабря 2021 г. ООО «КВС-Саратов» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ (т. 1 л.д. 73-75).

09 ноября 2022 г. ООО «КВС-Саратов» направило в адрес главного государственного санитарного врача ТО Управления Роспотребнадзора по Саратовской области Качкаевой Е.М. письмо с отчетом о проделанной работе по предписанию № 263 от 14 ноября 2021 г. В 2021-2022 годах разработаны проекты «Оценка химического и физического воздействия за контурами объекта» для КНС № 21, 22, 5, 6, 7, 8, 9 ООО «КВС-Саратов». На проекты получены экспертные заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области». При этом с администрацией МО «Город Саратов» вопрос по установлению ЗСО для источника водоснабжения урегулирован, осуществляется по подготовке закупочной документации для проведения конкурсных процедур на оказание услуг в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ (т. 1 л.д. 21 (оборотная сторона)-23).

14 марта 2023 г. ООО «КВС-Саратов» направило в адрес Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству письмо о предоставлении информации (т. 1 л.д. 100-103).

04 июля 2023 г. ООО «КВС-Саратов» направило в адрес главного государственного санитарного врача ТО Управления Роспотребнадзора по Саратовской области Качкаевой Е.М. письмо с отчетом о проделанной работе по предписанию № 263 от 14 ноября 2021 г., а также требованием о продлении срока устранения нарушений до 01 января 2024 г. (т. 1 л.д. 19-20).

23 августа 2023 г. ООО «КВС-Саратов» направило в адрес администрации МО «Город Саратов» претензию, в которой требовало в течение 30 дней с момента получения претензии устранить препятствия в получении ООО «КВС-Саратов» положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны водопроводных насосных станций, в части приведения в соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 режим трех поясов ЗСО (т. 1 л.д. 66-67).

Соглашением от 15 декабря 2023 г. принято решение о прекращении концессионного соглашения от 24 ноября 2017 г. в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности МО «Город Саратов» (т. 1 л.д. 123-179).

22 декабря 2023 г. постановлением администрации МО «Город Саратов» № 5849 «Об определении гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению и зоны ее деятельности на территории МО «Город Саратов» статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения г. Саратова, п. Тепличный наделен МУПП «Саратовводоканал».

Из ответа Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 29 февраля 2024 г. следует, что объекты инженерной инфраструктуры: водопроводная насосная станция № 3, 3А (г. Саратов, Дальний Затон 1, 1Б, г. Саратов, ул. Большая Затонская, д. 10), водопроводный комплекс № 2 (г. Саратов, ул. Симбирская, д. 133), водопроводный комплекс № 3 (г. Саратов, Соколовая гора), насосная станция дополнительного подъема № 3 «Б» (г. Саратов, Дальний Затон), насосная станция дополнительного подъема № 3 «В» (г. Саратов, Дальний Затон) значатся в реестре муниципальной собственности МО «Город Саратов» и закреплены на праве хозяйственного ведения за МУПП «Саратовводоканал» в соответствии с распоряжением председателя Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 25 декабря 2023 г. № 2310-р.

Согласно приложения к Распоряжению Комитета по управлению имущества г. Саратова от 25 декабря 2023 г. № 2310-Р спорные объекты поименованы как Комплекс № 3, Саратовская область, г. Саратов, ул. Советская, д. 10, кадастровый № 64:48:050303:604, общей площадью 704589 кв.м (реестровый № 485317), подающая станция № 1, Саратовская область, г. Саратов, ул. Советская, д. 10, кадастровый № 64:48:050303:603, общей площадью 4 536 кв.м (реестровый № 485318), комплекс № 2, 64:48:050303:602, общей площадью 111093 кв.м (реестровый № 485316), Падающая станция № 2 Сооружение, предназначенное для получения и передачи сырья по назначению, ул. Советская, д. 10, кадастровый № 64:48:050303:605, общей площадью 35 565 кв.м (реестровый № 485319), склад сырья площадь застройки 1337,6 кв.м. г. Саратов, ул. Советская, д. 10, кадастровый № 64:48:000000:212922, корпусные объекты (реестровый № 485320).

Как следует из свидетельств о государственной регистрации права от 23 января 2013 г. № 64-АГ 825193, № 64-АГ 825192, № 64-АГ 825191, № 64-АГ 825190, № 64-АГ 825189, указанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «Город Саратов» на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3220-1.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на указанные выше объекты инженерной инфраструктуры отсутствуют ЗСО – «Проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения - водопроводный комплекс № 2 (г. Саратов, ул. Симбирская, д. 133), водопроводный комплекс № 3 (г. Саратов, Соколовая гора), насосная станция дополнительного подъема № 3 «Б» (г. Саратов, Дальний Затон), насосная станция дополнительного подъема № 3 «В» (г. Саратов, Дальний Затон), «Проект зоны санитарной охраны водопроводной насосной станции № 3, 3А (г. Саратов, Дальний Затон, 1, 1Б), также не разработаны санитарно-эпидемиологическое заключения на проекты ЗСО.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. № 67-649, к вопросам местного значения города относится, в том числе, организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из приведенных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны действующих источников водоснабжения, а также получения санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны и использование водных объектов, лежит на муниципальном образовании, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация, осуществляющая полномочия собственника указанных выше объектов недвижимости, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

Передача объектов водоснабжения на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию (наделение статусом гарантирующей организации) не освобождает уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения возложенных на него законодательством обязанностей по обеспечению надлежащей эксплуатации систем водоснабжения, а также осуществлению муниципального контроля, и не может служить основанием для освобождения администрации МО «Город Саратов» от ответственности за неисполнение данных обязанностей.

В связи с вышеизложенным подлежат отклонению доводы ответчика о том, что администрация МО «Город Саратов» является ненадлежащим ответчиком, потому суд приходит к выводу об удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии мер по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны – водопроводной насосной станции № 3, 3А (г. Саратов, Дальний Затон 1, 1Б, г. Саратов, ул. Большая Затонская, д. 10). Возложении обязанности администрацию муниципального образования «Город Саратов» разработать проекты зоны санитарной охраны – «Проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения - водопроводный комплекс № 2 (г. Саратов, ул. Симбирская, д. 133), водопроводный комплекс № 3 (г. Саратов, Соколовая гора), насосная станция дополнительного подъема № 3 «Б» (г. Саратов, Дальний Затон), насосная станция дополнительного подъема № 3 «В» (г. Саратов, Дальний Затон), «Проект зоны санитарной охраны водопроводной насосной станции № 3, 3А (г. Саратов, Дальний Затон, 1, 1Б); получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта – Волгоградского водохранилища, в целях питьевого, хозяйственного – бытового водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного – бытового водоснабжения.

Судом также учитывается длительный период бездействия администрации МО «Город Саратов», не принимавшей мер для организации безопасного водоснабжения жителей муниципального района, нарушая тем самым требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также права потребителей услуг водоснабжения, и создавая реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки, и заболеваемости населения.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования к администрации МО «Город Саратов» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в городе Саратове к обществу с ограниченной ответственностью «Концессии Водоснабжения – Саратов» о признании незаконным бездействия и понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства отказать в полном объеме, поскольку обязанность по организации водоснабжения и водоотведения возложены на органы местного управления.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (часть 1).

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок (часть 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", исполнительные листы выдаются на основании судебных актов, возлагающих обязанность по передаче другим лицам денежных средств и иного имущества либо совершение в их пользу определенных действий или воздержание от совершения определенных действий, например, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 206 ГПК РФ (части 1 и 3 статьи 1 Закона об исполнительном производстве).

Решением Саратовской городской Думы от 14 декабря 2023 г. № 44-439 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Таким образом, судом при установлении срока исполнения решения суда учитываются принципы правовой определенности и исполнимости судебного акта, характер возникших правоотношений, имплементирующий достижение результата, направленного на прекращение нарушений прав неопределенного круга лиц, с учетом требований бюджетного законодательства и объема планируемых работ, принимая во внимание принцип разумности, достаточным сроком для исполнения решения является 1 год и 6 месяцев (18 месяцев) со дня вступления решения суда в законную силу.

руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Саратовской области в городе Саратове к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия и понуждении
к выполнению обязательных требований санитарного законодательства удовлетворить.

Признать нарушающими требования санитарного законодательства действия (бездействие) администрации муниципального образования «Город Саратов» (ИНН 6450011003, ОГРН 10364005000280), выразившееся в непринятии мер по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны – водопроводной насосной станции № 3, 3А (г. Саратов, Дальний Затон 1, 1Б, г. Саратов, ул. Большая Затонская, д. 10).

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» (ИНН 6450011003, ОГРН 10364005000280) разработать проекты зоны санитарной охраны – «Проект зон санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения - водопроводный комплекс № 2 (г. Саратов, ул. Симбирская, д. 133), водопроводный комплекс № 3 (г. Саратов, Соколовая гора), насосная станция дополнительного подъема № 3 «Б» (г. Саратов, Дальний Затон), насосная станция дополнительного подъема № 3 «В» (г. Саратов, Дальний Затон), «Проект зоны санитарной охраны водопроводной насосной станции № 3, 3А (г. Саратов, Дальний Затон, 1, 1Б).

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов»
(ИНН 6450011003, ОГРН 10364005000280) получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта – Волгоградского водохранилища,
в целях питьевого, хозяйственного – бытового водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного – бытового водоснабжения в течение
1 года и 6 месяцев (18 месяцев) со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья             /подпись/             Д.В. Апокин

Мотивированный текст решения изготовлен 08 апреля 2024 г.

Подлинник решения находится в деле № 2-198/2024

2-198/2024 (2-3495/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Ответчики
Администрация муниципального образования "Город Саратов"
ООО "Концессии водоснабжения - Саратов"
Другие
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
Муниципальное унитарное предприятие "Водосток"
МУПП «Саратовводоканал»
Комитет по управлению имуществом города Саратова
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
02.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.11.2023Передача материалов судье
03.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2023Судебное заседание
14.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
08.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее