Решение по делу № 12-617/2021 от 08.04.2021

Дело № 12-617/2021

УИД 75RS0001-02-2021-003218-90

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

31 мая 2021 года                 город Чита

Судья Центрального районного суда г. Читы Маркова О.А., при секретаре Верховод Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» Комарова В.В. на постановление Главного Государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Климиной А.И.. от 01 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении главного врача ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» Комарова В.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Климиной А.И.. от 01 апреля 2021 года главный врач ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» Комаров В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения. Не согласившись с указанным постановлением, главный врач ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» Комаров В.В. подал жалобу, в которой просит суд прекратить производство по делу об административном правонарушении. В жалобе заявитель ссылается на то, что учреждение не нарушало трудовое законодательство при оплате труда работника, так как дежурство медицинских работников сверх месячной нормы работы по графику не является сверхурочной работой, оплата должна производиться за фактические отработанные часы, исходя из должностного оклада в одинарном размере.

В судебном заседании защитник Комарова В.В. – Перфильева М.Г. доводы жалобы поддержала, кроме того, указала, что в постановлении указаны только табели рабочего времени за период с февраля по март 2020 года, в то время как вменяется совершение правонарушения с февраля по декабрь 2020 года. На этом основании полагает, что срок привлечения к административной ответственности истек до 1 апреля 2021 г, и постановление вынесено за пределами срока привлечения к административной ответственности. Также пояснила, что стационар относится к учреждениям с непрерывным режимом работы, медицинская помощь оказывается круглосуточно. Для всех медицинских работников устанавливаются дежурства в соответствии с утвержденным графиком работы. Данные дежурства не являются сверхурочной работой, дежурства могут быть сверхурочными, если они выполнены за пределами графика. У работника Т.Т.П. сверхурочных дежурств не было.

Представитель Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Климина А.И. по доводам жалобы возражала. Пояснила, что в постановлении сделан вывод о том, что работа, выполняемая Т.Т.П. в период с января по декабрь 2020 года по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, является сверхурочной, а приведенные в постановлении переработанные часы в феврале, марте, апреле 2020 лишь подтверждают данный вывод.

Т.Т.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена.

Выслушав участников, исследовав материалы дела и материалы проверки, прихожу к следующему.

Анализируя доводы защитника Комарова В.В. об истечении срока привлечения к ответственности, прихожу к выводу об их несостоятельности. Несмотря на указание в постановлении по делу об административном правонарушении переработанных часов в феврале, марте, апреле 2020, вывод о переработке должностным лицом сделан за весь проверяемый период - с февраля по декабрь 2020 года, что подтверждается материалами дела. Таким образом, срок привлечения к ответственности на момент принятия постановления по делу об административном правонарушении не истек.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или Законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы закона - административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Часть 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает привлечение к административной ответственности за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, в ходе проведенной по обращению работника Т.Т.П. внеплановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права в ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае установлены следующие нарушения:

05 февраля 2014 года между Т.Т.П. и ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» заключен трудовой договор. По данному трудовому договору Т.Т.П. осуществляла трудовую деятельность в гастроэнтерологическом отделении в должности санитарки палатной.

Продолжительность рабочей недели медицинских работников определяется в соответствии со ст. 350 Трудового кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 года N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательными актами бывшего Союза СССР, согласно которого Т.Т.П. установлена продолжительность рабочей недели не более 39 часов в неделю.

Из представленных табелей учета рабочего времени, графика учета использования рабочего времени установлено, что Т.Т.П. отработала: в феврале 2020 – 140,4 часов по графику, 99,6 час – дежурство; в марте 2020 года – 163,8 час по графику, 44,2 час – дежурство; в апреле 2020 года – 170,60 по графику, 53,4 час – дежурство.

Установив, что согласно графику дежурств, табелям учета рабочего за период с января 2020 года по сентябрь 2020 года помимо основной работы на основании графиков дежурств Т.Т.П. осуществляла дежурства сверх нормы рабочего времени, должностным лицом сделан вывод о том, что данная работа является сверхурочной.

В нарушение требований ст. 99, ст. 152 ТК РФ оплата Т.Т.П. сверхурочной работы за отработанные сверх установленной нормы рабочего времени часы с февраля 2020 года по декабрь 2020 произведена в одинарном размере, что подтверждается расчетными листками и реестрами перечисления денежных средств.    

В нарушение требований ст. 236 ТК РФ денежная компенсация за задержку причитающейся Т.Т.П. в рамках трудовых отношений выплаты за сверхурочные часы не начислена и не выплачена.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного врача к административной ответственности по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Вместе с тем, с выводами должностного лица согласиться нельзя.

В соответствии с положениями части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частями 5 и 6 данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исходя из особенностей и специфики работы медицинских работников, оплата их труда регулируется не только трудовым законодательством, но и иными нормативными актами.

Согласно Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» не является совместительством дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику.

Данное Постановление является действующим, вопреки мнению должностного лица, трудовому законодательству не противоречит, поскольку лишь освобождает работодателя от заключения трудового договора по совместительству, вместе с тем, указывает, что дежурства медицинских работников сверх месячной нормы осуществляются по графику, соответственно график дежурств подлежит согласованию с работником.

Как установлено материалами дела и пояснениями представителей заявителя, согласование работы в виде ночных дежурств производится на основании заявления работника, которое подается в начале календарного года, затем с работником ежемесячно согласовываются графики дежурств на календарный месяц.

Как установлено материалами дела, 10.01.2020 работник Т.Т.П. подала заявление на имя главного врача с просьбой разрешить дежурства в должности санитарки палатной гастроэнтерологического отделения с 01.01.2020 по 31.12.2020. Приказом от 22.01.2020 дежурства на основании личного заявления Т.Т.П. разрешены.

Из коллективного договора следует, что учитывая специфику работы стационара, для работников устанавливаются дежурства (работа) в вечернее и ночное время, в воскресные и праздничные дни в соответствии с утвержденным графиком работы.

С учетом представленных руководителям учреждений здравоохранения прав в решении вопросов установления штатов и рациональной организации труда работников, в том числе в ночное время, в воскресные и праздничные дни, эти вопросы должны решаться исходя из конкретных условий, в том числе и путем выделения специального фонда для оплаты работы (дежурств), выполняемой работниками сверх месячной нормы рабочего времени.

Согласно п.8.3. коллективного договора 2012-2015 г. при решении вопросов об оплате работы (дежурства) медицинского персонала в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни следует учитывать, что:

-    оплата всех видов работ (дежурств), предусмотренных графиками, осуществляется в одинарном размере.

В двойном размере оплачивается работа (дежурства) по графику в праздничный день;

-    в тех случаях, когда дежурства, осуществляемые в пределах месячной нормы рабочего времени, приходятся на воскресный день выходной день работнику предоставляется по графику в любой день недели.

Несмотря на истечение срока действия коллективного договора, правила являются сложившимися, действуют на данный момент.

Согласно действующему Положению об оплате труда работников ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» (п.6.3.2) работникам ГУЗ КДКБ доплата за работу в ночное время производится в размере 50% часовой ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время с учетом выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда:

работникам - из расчета часовой ставки (оклада) с учетом выплаты Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда:

медицинским и фармацевтическим работникам из расчета должностного оклада по занимаемой должности с учетом квалификационной категории и выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

специалистам и служащим — из расчета должностного оклада по занимаемой должности с учетом выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу скорой медицинской помощи доплата за работу в ночное время производится в размере 100% часовой ставки (должностного оклада) с учетом квалификационной категории и выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и или опасными и иными особыми условиями труда.

Ночным считается время с 22 часов до 6 часов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 554 "О минимальном размере оплаты повышения оплаты труда за работу в ночное время" минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 час. до 6 час.) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, (должностного оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Таким образом, установленная учреждением доплата за каждый час работы в ночное время, соответствует требованиям закона.

Из представленных сведений об оплате работы работника Т.Т.П. следует, что оплата дежурств ей произведена в соответствии с нормативными документами.

Вывод должностного лица, что указанная работа была работой, выполняемой работником по инициативе работодателя, то есть сверхурочной, а оплата за этот труд произведена в одинарном размере, не соответствуют требованиям трудового законодательства, предъявляемым к сверхурочной работе.

В соответствии со ст. 97 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени отнесены сверхурочные работы и совместительство. Согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа - это работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смена), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. При этом, привлечение работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия и без его согласия в случаях, перечисленных в ст. 99 ТК РФ. В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, а продолжительность сверхурочной работы для каждого работника не должна превышать 4 часов в течение 2-х дней подряд и 120 часов в год.

Выполнение работы по осуществлению ночных дежурств не отвечает требованиям статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющим само понятие сверхурочной работы и порядок привлечения к ней, а доводы должностного лица об обратном основаны на ошибочном понимании и толковании положений закона.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что работа Т.Т.П. по осуществлению ночных дежурств не является сверхурочной, так как осуществлялась в пределах графика дежурств, за пределами графика дежурств работа не выполнялась.

При таких обстоятельствах, с учетом соответствия заработной платы работника трудовому законодательству, суд полагает, что отсутствует объективная сторона правонарушения, постановление должностного лица подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

жалобу главного врача ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» Комарова В.В. удовлетворить.

Постановление Государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Климиной А.И. от 01 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении главного врача ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» Комарова В.В. отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья               О.А.Маркова

12-617/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Комаров Владимир Владимирович
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Маркова Ольга Александровна
Статьи

5.27

Дело на странице суда
centr.cht.sudrf.ru
09.04.2021Материалы переданы в производство судье
09.04.2021Истребованы материалы
14.04.2021Поступили истребованные материалы
18.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Судебное заседание
04.06.2021Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее