Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 «января» 2023 года г. Мытищи, Московская область
Мытищинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Захаренко Ю.В., при секретаре Лариной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 50:12:0020204:198.
В обоснование иска указала, что на основании договора аренды от 18.12.2013 г. № она является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:12:0020204:198, площадью 900 кв.м., предоставленного из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для огородничества». Кроме того, в отношении участка установлено обременение без права строительства. Истец также указал, что на арендуемом участке им возведен объект капитального строительства, являющийся нежилым зданием (хозяйственный блок), разрешение на которое в установленном порядке не ручалось.
Истец полагает, что поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Мытищи, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Мытищи № 36/1 от 28.12.2017 (в редакции от 29.03.2022), земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-2», градостроительным регламентом которой в качестве основного вида разрешенного использования предусмотрен такой вид как «ведение личного подсобного хозяйства», то вид разрешенного использования участка подлежит изменению.
Однако, обратившись к ответчику по вопросу внесения изменения в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:12:0020204:198 в части вида разрешенного использования с «для огородничества» на «для ведения личного подсобного хозяйства» был получен отказ, поскольку предоставление земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» предусмотрен специальный порядок, предусматривающий проведение конкурсных процедур.
Данный отказ истец считает незаконным, в связи с чем, вынужден обратиться в суд, и просит установить вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» в отношении земельного участка с кадастровым номером №; обязать Администрацию городского округа Мытищи Московской области в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в договор аренды ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером № в части указания вида разрешенного использования земельного участка, указав его как «для ведения личного подсобного хозяйства».
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности ФИО5, который в судебном заседании поддержал исковые требования, просил данные требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика Администрации городского округа Мытищи Московской области в судебное заседание не явился, ранее представил письменные возражения на иск, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований ссылаясь на то, что арендатор в отличие от собственника, при использовании земельного участка ограничен не только актами, определяющими правовой режим этого участка, но и, являясь стороной договора аренды, должен выполнять его условия, в том числе в части целевого использования участка, кроме того указала, что земельный участок, находящийся у истца в аренде, предоставлялся без проведения аукциона для целей, не предусматривающих жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, изменение вида разрешённого использования земельного участка приведёт к обходу процедуры, предусмотренной законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства. Своего согласия ответчик на изменение вида разрешенного использования не давал. Одновременно с этим, просила о рассмотрении дела без участия представителя Администрации городского округа Мытищи.
Заслушав представителя стороны истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 на основании договора аренды земельного участка № 9033 от 18.12.2013 г. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «для огородничества», расположенного по адресу: <адрес>. На участок установлены следующие ограничения: без права строительства, 2-ой пояс (ограничений) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. На момент заключения договора строения на участке отсутствуют.
Истец обращался в Администрацию городского округа <адрес> с заявлением о получении согласия на изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 50:12:0020204:198 с «для огородничества» на «для ведения личного подсобного хозяйства». Однако решением ответчика истцу было в этом отказано со ссылкой на то, что участок был предоставлен заявителю с видом разрешенного использования, не подразумевающем размещение жилого дома. Для предоставления земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» предусмотрен специальный порядок, предусматривающий проведение аукциона по продаже такого участка. Изменение вида разрешённого использования земельного участка приведёт к обходу процедуры, предусмотренной законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства.
Согласно п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) продажа земельных участков для жилищного строительства осуществлялась на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктами 2.1 и 2.4 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса, пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 3 ст. 30.1 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, который предусматривает проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 81 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставлялись в соответствии с настоящим Кодексом, федеральном законе о личном подсобном хозяйстве.
В силу статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.
Разрешённое использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объёма прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определённых процедур зонирования территорий.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешённого использования.
В статье 37 ГрК РФ перечислены виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 указанной статьи разрешённое использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешённого использования; 2) условно разрешённые виды использования; 3) вспомогательные виды разрешённого использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ виды разрешённого использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 ГрК РФ, а виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 ГрК РФ.
В ч. 4 ст. 37 ГрК РФ закреплено, что основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Виды разрешённого использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территории (ст. 30 ГрК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 5 ЗК РФ правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешённого использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
При этом, согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 1 января 2021 г. орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешённого использования земельных участков в соответствие с видами разрешённого использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешённого использования земельных участков. При этом, проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (ч. 12 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Кроме того, в силу ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешённого использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешённым использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешённого использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешённого использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешённом использовании земельного участка.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. № П/0412 утверждён классификатор видов разрешённого использования земельных участков, согласно которому на земельном участке с видом разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) допускается размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешённого использования <данные изъяты> производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Согласно п. 2 ст. 13 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Мытищи Московской области, утверждённых постановлением администрации городского округа Мытищи Московской области от 18.03.2021 № 857 (в редакции от 22.12.2021), основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Арендаторы земельных участков и объектов капитального строительства вправе изменять вид разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства с согласия собственника земельного участка и объекта капитального строительства.
Судом установлено, что рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 50:12:0020204:198 входит в границы территориальной зоны - «зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами» (Ж-2) и находится в границах населённого пункта.
Между тем, согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Как следует из ст. 5 ЗК РФ арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Пунктом 3 практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года разъяснено, что самостоятельное изменение арендатором вида разрешённого использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 ГрК РФ следует, что разрешённое использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
ЗК РФ установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Из систематического анализа приведённых правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.
Согласно сведениям из ЕГРН разрешённое использование спорного земельного участка - "для огородничества".
При этом предоставление земельного участка истцу в аренду было обусловлено обязанностью его использования исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть для огородничества без права строительства.
Поскольку земельный участок предоставлен истцу для определённых целей без проведения специальных процедур (торгов), изменение существующего вида его разрешенного использования на вид "для ведения личного подсобного хозяйства" без соблюдения особенностей, предусмотренных законом, недопустимо.
Таким образом, приняв на себя права и обязанности по вышеуказанному договору аренды, истец как арендатор выразил свое согласие на использование спорного земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное п. 3 ст. 85 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:12:0020204:198 «для ведения личного подсобного хозяйства» и обязании ответчика внести соответствующие изменения в договор аренды участка не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> об установлении вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» в отношении земельного участка с кадастровым номером №; обязании Администрации городского округа <адрес> в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в договор аренды ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером № в части указания вида разрешенного использования земельного участка, указав его как «для ведения личного подсобного хозяйства» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.В. Захаренко