Решение по делу № 3а-15/2020 от 20.12.2019

дело а-15/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Майкоп    17.02.2020

Верховный Суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Мейстер В.М.,

при секретаре –Хаджемуковой Д.К.,

с участием прокурора – Яриджанова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об оспаривании в части нормативного правового акта

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился с административным иском к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующими со дня принятия пунктов 33,34,35 приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2017 № 332 в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества объектов с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: ФИО2, <адрес>, налоговая база в отношении которых определяется из кадастровой стоимости.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является собственником объектов недвижимости: жилого помещения – квартиры, площадью 193,6 кв.м кадастровый , нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м кадастровый , <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м кадастровый , являющихся частью объекта недвижимости кадастровый .

Приказами административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость на 2018 год.

В названный Перечень под порядковыми номерами включены объекты с кадастровыми номерами

Административный истец полагает, что указанные объекты капитального строительства включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, необоснованно, поскольку объекты не соответствуют критериям, изложенным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, так как ранее судебным решением в отношении объектов установлено, что они включены в Перечень незаконно.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1ФИО3 поддержал требования административного истца, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям – ФИО7 полагал административный иск неподлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, спорные объекты обоснованно включены в Перечень, так как родительский объект с кадастровым номером имеет наименование «хозяйственный магазин» и состоит из трех помещений с кадастровыми номерами 01:03:0500026:41, . Вид разрешенного использования земельного участка кадастровый , на котором расположен объект кадастровый определен для размещения объектов предпринимательской деятельности и индивидуального жилого дома. Все три помещения включены в Перечень в соответствии с нормами ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

Прокурор Яриджанов А.В. в судебном заседании полагал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, так как внесение спорных объектов в Перечень не соответствует требованиям закона.

Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2017 № 332 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год", объекты недвижимости с кадастровыми номерами включены пунктами .

Названный Приказ принят Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям в пределах полномочий Комитета с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие. Приказ размещен на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru. 29.12.2017.

Как следует из представленных в суд выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, объекты недвижимости с кадастровыми номерами 01:03:0500026:41, 01:03:0500026:42, 01:03:0500026:43 расположены на земельном участке с кадастровым номером 01: 03:0500026:40, который относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – для размещения объектов предпринимательской деятельности и индивидуального жилого дома.

Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ имеет на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, который является жилым помещением, имеет наименование – квартира (л.д.13).

Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ имеет на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, который является нежилым, имеет наименование – нежилое помещение (л.д.15).

Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 имеет на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, который является нежилым, имеет наименование – нежилое помещение (л.д.17).

Все три помещения согласно данным ЕГРН расположены в пределах объекта с кадастровым номером . Сведения о видах разрешенного использования в ЕГРН отсутствуют. Здание с кадастровым номером имеет назначение – нежилое, наименование – хозяйственный магазин.

Согласно техническому паспорту здания, расположенного в <адрес>, составленному по состоянию на 05.04.2011, паспорт составлен на здание «хозяйственный магазин» площадью <данные изъяты>, фонд – нежилой. Также из техпаспорта следует, что собственником здания является на дату ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).

В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, которая в подпункте 6 пункта 1 в качестве такового называет иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 402 поименованного Кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого Кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).

Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ предписывает уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, то есть административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).

При этом федеральный законодатель указал критерии, при наличии которых нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость.

В статье 378.2 Налогового кодекса РФ указано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового (подпункт 2 пункта 1).

Как следует из пояснений представителя административного ответчика объекты с кадастровыми номерами 01:03:0500026:41, 01:03:0500026:42, 01:03:0500026:43 включены в Перечень на 2018 год как торговые объекты.

Между тем, оспариваемые пункты 33,34,35 Перечня не соответствуют положениям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п.4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ – отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 марта 2015 года № 45 "О некоторых вопросах Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям" уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определен Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям.

Постановлением Кабинета Министров РА от 14.04.2017 № 59 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" предусмотрено, что проведение обследования осуществляется Комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в следующем порядке:

1) принятие решения о проведении обследования;

2) проведение обследования;

3) составление акта обследования;

4) принятие решения об определении вида фактического использования объекта недвижимости.

Между тем, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 01:03:0500026:41, 01:03:0500026:42, 01:03:0500026:43 мероприятия по обследованию помещений с целью определения вида их фактического использования на момент включения в Перечень на 2018 год Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям не проводились.

В процессе проведения подготовки по делу определением суда от 10.01.2010 на административного ответчика возложена обязанность провести мероприятия по обследованию фактического использования названного объекта недвижимости.

Согласно актам обследования фактического использования трех объектов от 27.01.2010: помещение кадастровый площадью <данные изъяты> кв.м является жилым, состоящим из коридора, жилой комнаты, зала, кухни, сан.узлов, подсобного помещения; помещение кадастровый площадью <данные изъяты> кв.м используется для хранения зерна, находится в полуразрушенном состоянии (часть стены и входная дверь отсутствуют. В отношении помещения кадастровый площадью 421,9 кв.м определить фактическое использование нежилого помещения невозможно, так как идет ремонт.

Как следует из решения Верховного суда Республики Адыгея от 05.12.2017, оставленного без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2018 в рамках рассмотрения административного иска, которым признан незаконным пункт Перечня объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, к правоотношениям, возникшим с 01.01.2017 в отношении здания с кадастровым номером , в 2017 году также по названным помещениям составлялся акт обследования фактического использования и было установлено, что помещение в кадастровым номером являлось жилым помещением. Помещение с кадастровым номером находилось в полуразрушенном состоянии и не использовалось. По помещению с кадастровым номером определить вид фактического использования невозможно.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик данными, достоверно свидетельствующими о фактическом использовании здания для целей связанных с торговлей, не располагал.

На налоговый период 2018 года жилое помещение и два нежилых помещения включению в Перечень не подлежали. То есть административный иск подлежит удовлетворению.

Пункты «Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определена как кадастровая стоимость», утвержденных Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2017 № 332, подлежат признанию недействующими со дня его принятия.

Довод представителя административного ответчика о том, что по сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости здание в котором находятся названные помещения носит наименование – хозяйственный магазин, площадь которого превышает 500 кв.м., то есть является торговым объектом, который расположен на земельном участке, видом разрешенного использования которого является – для размещения объектов предпринимательской деятельности, несостоятелен.

Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес>, территориальная зона, в которой находятся помещения с кадастровыми номерами относится к ЖЗ-101- для индивидуальной застройки индивидуальными жилыми домами и личного подсобного хозяйства. Фактическое использование помещений для целей, связанных с торговлей, не установлено.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующими со дня принятия пунктов «Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определена как кадастровая стоимость», утвержденных Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2017 № 332 в отношении объектов недвижимости – с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: ФИО2, <адрес>, удовлетворить.

Признать пункты «Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определена как кадастровая стоимость», утвержденных Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2017 № 332, недействующими со дня его принятия.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании – газете «Советская Адыгея», а также на официальном интернет – сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции (третий апелляционный суд общей юрисдикции, 354 000, г. Сочи, ул. Советская, д.26-а) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 21.02.2020.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея – Мейстер В.М.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея    В.М. Мейстер

3а-15/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Республики Адыгея
Хунагов Батыр Ахмедович
Ответчики
Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям
Другие
Представитель административного истца - Муращенко Петр Дмитриевич
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Мейстер Вера Михайловна
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
20.12.2019Регистрация административного искового заявления
20.12.2019Передача материалов судье
24.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2020Подготовка дела (собеседование)
30.01.2020Подготовка дела (собеседование)
30.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2020Судебное заседание
17.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
08.07.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.07.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
17.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее