Решение по делу № 33-9890/2024 от 25.09.2024

Судья: Логвинова О.В.                                             Дело № 33-9890/2024(2-943/2024)

    Докладчик: Калашникова С.А.                                               УИД 42RS0001-01-2024-001188-22

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2024 года                                                                           г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Акининой Е.В.,

судей Калашниковой С.А., Сумарокова С.И.,

при секретаре судебного заседания Марченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Калашниковой С.А. гражданское дело по апелляционной жалобе А.Т.Н, А.С.А.

на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 23.07.2024

              по иску А.Т.Н, А.С.А. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛА:

    А.Т.Н, А.С.А. обратились в суд с иском к ответчику о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания, и предоставлении социальной выплаты.

     Исковые требования обоснованы тем, что А.Т.Н и ее сын А.С.А. проживают и зарегистрированы в доме по адресу: <адрес> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

        Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности А.А.И. на основании Типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

        В указанном жилом доме также зарегистрированы и проживают А.А.И. с ДД.ММ.ГГГГ и А.И.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ.

        Дом по <адрес>, расположен на горном отводе ликвидированного ОАО «Шахтоуправление Анжерское», согласно заключению эксперта ДД.ММ.ГГГГ процент износа дома составляет 69 %, рекомендуется к сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

        Истцы обращались в администрацию Анжеро-Судженского городского округа с вопросом о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ и предоставления социально выплаты. А.А.И. и А.И.А. включают в список, а истцов А.Т.Н и А.С.А. отказывают, мотивируя тем, что у А.Т.Н было в собственности жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 44,8 кв.м, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ. Истец переоформила квартиру на внучку по Договору дарения.

        У А.С.А. в собственности была комната в общежитии, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 18,7 кв.м, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ. Указанная комната была в критическом санитарном состоянии, на стенах была плесень, промерзание. Проживать там был невозможно. Он долго пытался ее продать, но не было покупателей.

        Истцы считают отказ во включении в список на переселение и предоставлении социальной выплаты незаконным, поскольку действующее законодательство не содержит условия отсутствия в собственности или пользовании иных жилых помещений. Помимо этого, на момент ликвидации шахты у истцов отсутствовало иное жилое помещение в пользовании или собственности. Они постоянно были зарегистрированы в спорном доме и не выезжали на другое место жительства.

        Поскольку на момент ликвидации ОАО «Шахтоуправление Анжерское», а также в настоящее время у истцов отсутствует жилое помещение на праве собственности или пользования, они подлежат включению в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и с ними должен быть заключен договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.

    На основании изложенного истцы просили суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности для проживания в результате ведения горных работ на ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и предоставить им социальную выплату из расчета 18 кв. метров на каждого члена семьи, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на момент исполнения решения суда.

Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 23.07.2024 в удовлетворении исковых требований А.Т.Н, А.С.А. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе А.Т.Н, А.С.А. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым их исковые требования удовлетворить в полном объеме.

    В жалобе ее автор указывает, что основание для отказа в удовлетворении заявленных требований является то обстоятельство, что у апеллянтов в собственности имелись жилые помещения, которые впоследствии были отчуждены.

    Считают отказ апеллянтам о включении в список на переселение и предоставлении социальной выплаты незаконным, поскольку действующее законодательство не содержит условия отсутствия в собственности или пользовании претендентов на получение социальной выплаты иных жилых помещений. Помимо этого, на момент ликвидации шахты у подателей жалобы отсутствовало иное жилое помещение в пользовании или собственности. Апеллянты постоянно были зарегистрированы в <адрес> и не выезжали на другое место жительства.

Указывают, что суд в мотивированном решении ссылается на Постановление Правительства РФ от 13.07.2005 №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков». Однако Постановлением Правительства России от 22.12.2023 № 2252 настоящий документ признан утратившим силу с 26.12.2023.

    Сведения о времени и месте рассмотрения дела размещены на официальном сайте суда (http://oblsud.kmr.sudrf.ru). О времени и месте судебного заседания, назначенного в суде апелляционной инстанции на 31.10.2024, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.

    А.Т.Н в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

    Иные лица в судебное заседание не явились.

    В соответствии с ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

    Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании Типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.л. 8-9), брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56-59) А.А.И. и А.Т.Н являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Право зарегистрировано в ЕГРН (л.д. 10-13).

Согласно данным паспортов (л.д.26-29), в доме по <адрес>, зарегистрированы: А.Т.Н с ДД.ММ.ГГГГ, А.С.А. с ДД.ММ.ГГГГ, А.А.И. с ДД.ММ.ГГГГ, А.И.А. с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению СФ ОАО «ВНИМИ» от 06.12.2013 № 154 дом по <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Шахтоуправление Анжерское», имеет отметку НПН – неподработанные не ветхие (л.д.49).

Согласно заключению СФ АО «ВНИМИ» № 094-2/з от 25.05.2023 (л.д.19-23) жилой дом по <адрес>, рекомендуется к сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское», ввиду расположения в опасной зоне по выходу провалов, так как нахождение в таких зонах угрожает жизни и здоровью проживающих в нем лиц. Жилые дома, подлежащие сносу, не подлежат повторному заселению. После переселения жителей должны быть разобраны.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахтоуправление Анжерское» создано 29.12.2003 для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, 06.11.2018 ликвидировано.

Решением Арбитражного суда по делу А27-16816/2012 ОАО «Шахтоуправление Анжерское» 14.08.2014 признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, о чем внесены сведения в ЕГРЮЛ 26.08.2014.

Как указывает Межрайонная ИФНС России № 9 по Кемеровской области-Кузбассу в информационном письме от 25.03.2024, ликвидация юридического лица ОАО «Шахтоуправление Анжерское» начиналась с принятия решения Арбитражного суда о признании несостоятельным и открытии конкурсного производства.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, 03.12.2013 судом было принято решение о ликвидации юридического лица.

Согласно сведениям Росреестра (л.д.46,47) истец А.Т.Н имела в собственности, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию с 09.03.2021 по 08.11.2022 благоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 44,8 кв.м., истец А.С.А. имел в собственности, на основании договора купли-продажи, с 09.10.2020 по 14.03.2023, жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 18,7 кв.м.

    Разрешая требования истцов о включении их в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское», и предоставлении им социальной выплаты для приобретения жилья из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, исходя из того, что удовлетворение заявленных истцами требований возможно при наличии совокупности следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанная выше совокупность условий, необходимых для признания за истцами права на участие в программе переселения из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания по критериям безопасности, отсутствует, истцов нельзя признать нуждающимися, поскольку они добровольно ухудшили свои жилищные условия, соответственно, утратили право на предоставление социальной выплаты на приобретение другого жилья.

    Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда с указанными выводами в полной мере соглашается.

Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности", ст. 2 которого предусматривает, что законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, а также принятыми в его развитие Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 и от 13.06.2005 N 428.

В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации (ст. 5).

В частности, п. п. "б" п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Названное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 N 2252.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики", в Приложении N 36 к которой утверждены Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

В соответствии с п. п. 5, 8 Правил, действующих в 2023 году, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 01.01.2012 угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 01.01.2012 шахтах в г. г. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.

Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности. Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Получателями социальной выплаты являются граждане-собственники жилых помещений или наниматели и члены их семей, зарегистрированные вместе с ним в жилом помещении, расположенном в ветхом жилье, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности на момент ликвидации шахт. Указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, которые сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты и предоставления социальной льготы.

Из толкования указанных норм права усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, истцы указанным требованиям не соответствуют.

Как уже было указано выше, судом достоверно установлено, что истец А.Т.Н имела в собственности, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию с 09.03.2021 по 08.11.2022 благоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 44,8 кв.м., истец А.С.А. имел в собственности, на основании договора купли-продажи, с 09.10.2020 по 14.03.2023, жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 18,7 кв.м.

Таким образом, судом достоверно установлено, что спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, не являлось для истцов единственным и постоянным местом жительства, истцы являлись собственниками иных жилых помещений, пригодных для проживания, однако распорядились данным недвижимым имуществом по своему усмотрению, то есть добровольно ухудшили свои жилищные условия, доказательств обратному истцами не представлено.

Оценив представленные сторонами доказательства и отказывая в удовлетворении заявленных истцами требований, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия совокупности условий, необходимых и достаточных для получения социальной выплаты, которая является формой социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющих иного жилого помещения, выплачиваемой с целью обеспечения указанной категории граждан жилым помещением.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт проживания и регистрации по месту жительства сами по себе не порождают возникновение каких-либо титульных прав на жилое помещение у истцов.

Указание в решении суда на Постановление Правительства РФ от 13.07.2005 №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков» не повлекло принятие неверного решения.

Все доводы апелляционной жалобы были предметом проверки и оценки суда первой инстанции. Каких-либо новых данных, не учтенных судом первой инстанции при разрешении спора, жалоба не содержит, выводы суда они не опровергают.

В целом доводы жалобы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, а также иному толкованию норм материального и процессуального права, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергает их.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328, ст. 329ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 23.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Т.Н, А.С.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:      Е.В. Акинина

Судьи: С.А. Калашникова

                                                                               С.И. Сумароков

        Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 31.10.2024.

33-9890/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Архипова Татьяна Николаевна
Архипов Сергей Александрович
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
Архипов Илья Александрович
Министерство угольной промышленности Кузбасса
Правительство Кузбасса
Министерство энергетики РФ
Архипов Александр Ильич
ФГБУ ГУРШ
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Калашникова Светлана Александровна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
02.10.2024Передача дела судье
31.10.2024Судебное заседание
06.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2024Передано в экспедицию
31.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее