УИД 92RS0003-01-2020-002756-09 Судья Фисюк О.И. Дело №2-2256/2020
(первая инстанция)
№33-1256/2021
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Сулеймановой А.С., Анашкиной И.А.,
при секретаре Осколович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе по докладу судьи Сулеймановой А.С. апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Севастополе на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 09 ноября 2020 года
по гражданскому делу по иску Купельской Л. В. к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Севастополе о признании решения незаконным, понуждении к перерасчету пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Купельская Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе, просила признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, признать право истца на перерасчет страховой пенсии по старости на основании представленных в пенсионный орган документов, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости на основании архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной архивным отделом Хмельницкого городского совета.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в клиентскую службу № Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации г. Севастополя с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ №, выданную архивным отделом Хмельницкого городского совета, и письмо Национального банка Украины от ДД.ММ.ГГГГ № о перерасчете денежной единицы Украины. Данная справка подтверждала факт работы истца в Хмельницкой городской станции скорой помощи и размер ее заработной платы за период с 1991 по 1995 год. Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости со ссылкой на рекомендации Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», поскольку в представленной справке не указана денежная единица, в которой выплачивалась заработная плата.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 09 ноября 2020 года исковые требования Купельской Л.В. удовлетворены. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № в оценке пенсионных прав Купельской Л. В. по архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной архивным отделом Хмельницкого городского совета. На Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе возложена обязанность принять к зачету справку о заработной плате и произвести Купельской Л. В. перерасчет пенсии по старости с учетом архивной справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной архивным отделом Хмельницкого городского совета, за период с мая 1991 года по декабрь 1996 года, исключив из подсчета суммы заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, используя при этом данные по заработной плате за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в российских рублях, с ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь 1996 года в карбованцах, с сентября по декабрь 1996 года в гривнах.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Севастополе просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что периоды стажа после ДД.ММ.ГГГГ на территории государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения» требуют обязательного документального подтверждения, кроме того, документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств – бывших республик Союза ССР должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, в частности – указание на денежные единицы измерения. В связи с тем, что ответ на запрос о проведении проверки справки о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ не поступил, апеллянт считает, что законные основания для перерасчета размера пенсии истца на основании сведений о заработной плате за 1991-1996 года без указания денежных единиц – отсутствуют.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика - Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с положениями Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном и общедоступном сайте Севастопольского городского суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Истец Купельская Л.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила отказать в ее удовлетворении.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив указанные доводы, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Районным судом установлено и из материалов дела следует, что Купельская Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г.№400-ФЗ «О страховых пенсиях».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, предоставив справку архивного отдела Хмельницкого городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № о заработной плате за период с 1991 по 1996 годы, выданную на добрачную фамилию истца «Дзиодзин».
Вместе с тем, решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в принятии к зачету названной справки для перерасчета пенсии поскольку в справке не указана денежная единица, в которой выплачивалась заработная плата.
Судом установлено, что в справке о заработке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной архивным отделом Хмельницкого городского совета, отражен заработок истца за период работы с мая 1991 по декабрь 1996 года без указания наименования валюты, в качестве основания выдачи справки указаны лицевые счета по заработной плате.
Удовлетворяя исковые требования Купельской Л.В. о признании незаконным решения ГУ – УПФ России в г. Севастополе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №, обязывая ответчика принять к зачету справку о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № и произвести Купельской Л.В. перерасчет пенсии по старости с учетом данной справки, районный суд, руководствуясь Соглашением от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Указаниями Минсоцзащиты РФ от 20.08.1992 №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», применив нормативные акты государства Украины, действовавшие в периоды, отраженные в справке, исходил из того, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства. При этом суд установил периоды действия во времени денежных единиц (купона, карбованца, рубля, гривны) на территории государства Украины, в состав которого входил город Севастополь в спорный период, и исключил из подсчета суммы заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого на территории Украины действовала переходная денежная единица купон, курс которого Центральным Банком России не установлен.
Выводы районного суда судом апелляционной инстанции признаются правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ). Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением либо перерасчетом страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй статьи 102, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (часть 3 статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Из приведенного правового регулирования порядка подтверждения среднемесячного заработка для исчисления размера трудовых пенсий по старости, действовавшего в период работы Купельской Л.В. фельдшером выездной бригады Хмельницкой станции скорой медпомощи с мая 1991 г. по декабрь 1996 г. до регистрации ее в системе государственного пенсионного страхования, следует, что среднемесячный заработок подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с Указаниями Минсоцзащиты РФ от 20.08.1992 г. №1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» утверждена форма справки о заработке для рекомендации ее всем предприятиям, учреждениям, организациям. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций. В рекомендуемой Указанием №1-68-У форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы отражаются с обязательным указанием денежных единиц.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец.
На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года №762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть – копейка.
Исключение судом сумм заработной платы, указанных в справке №15870-15-2 за период действия на территории Украины денежной единицы – купона является обоснованным, ввиду того, что его курс Центробанком РФ не устанавливался, что препятствует его конвертации в российский рубль в целях перерасчета размера пенсии.
Информация о национальной валюте Украины является официальной и общеизвестной, и могла быть использована ответчиком при оценке представленной истцом справки. В связи с чем довод апеллянта о несоответствии справки установленным требованиям, судебной коллегией отклоняется.
Иных доводов в апелляционной жалобе не заявлено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 09 ноября 2020 г. соответствует установленным обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 09 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Севастополе – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий судья: Ж.В. Григорова
Судьи: А. С. Сулейманова
И.А. Анашкина