Дело № 2-882/2022
УИД: 91RS0022-01-2022-000452-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Г.А.,
при секретаре Шишеня Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности совершить определенные действия, третье лицо Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, -
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», в котором просит обязать ответчика принять меры по согласованию с органами Росрыболовства деятельности по сбросу сточных вод в Черное море в соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».
В обоснование требований указано, что <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения ООО «<данные изъяты>» требований природоохранного законодательства при осуществлении водоотведения. По результатам проверки было установлено, что согласно уставным и регистрационным документам основным видом деятельности ответчика является сброс и обработка сточных вод. С данной целью ООО «<данные изъяты>» использует комплекс очистных сооружений, в состав которых входит: установка №, воздуходувная станция, хлоридная, контактный резервуар, иловые площадки для обезвреживания и подсушки ила. Сброс ответчиком сточных вод после очистки сточных вод осуществляется в акваторию Черного моря через глубоководный выпуск протяженностью <данные изъяты> м. в точку сброса, расположенную в координатах: №. Для целей сброса сточных вод ООО «<данные изъяты>» на основании решения о предоставлении водного в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.№, выданного Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, использует вышеуказанный участок Черного моря. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение частей 2, 3 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» деятельность ответчика по сбросу сточных вод, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду не согласована с федеральным органом исполнительного органа в области рыболовства.
В судебном заседании старший помощник Керченского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3, действующий на основании служебного удостоверения, поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель ответчика директор ООО «<данные изъяты>» ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований, представил в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, причины неявки суду не сообщил.
Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку третье лицо в силу своего волеизъявления не воспользовалось своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав истца, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.
В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии с положениями части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 4 статьи 27, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Таким образом, иск предъявлен Керченским межрайонным природоохранным прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В преамбуле вышеуказанного нормативного правового акта указано, что он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Федерального Закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
В части 2 статьи 16 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (часть 1).
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (часть 2).
В силу части 1 статьи 67 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1).
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).
Пунктом 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания, помимо прочего являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (подпункт «б»); производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт «в»); предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов (подпункт «г»); выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (подпункт «е»); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт «ж»); проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (подпункт «з»).
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации издало постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» и Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В силу подпункта «б» пункта 3 Правил № территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Пункт 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, предусматривает необходимость предоставления при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил копии проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документа, содержащего сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
При рассмотрении дела судом установлено, что ООО «<данные изъяты>» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ с основным видом деятельности – сброс и обработка сточных вод (код по №).
Согласно уставу ООО <данные изъяты>» предметом его деятельности является, в том числе: удаление и обработка сточных вод, удаление и обработка твердых отходов, сбор и чистка воды, распределение воды.
Как следует из свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «<данные изъяты>» поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта – ООО «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, дата ввода объекта в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ, тип объекта – площадной; присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №П и III категория негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «<данные изъяты>» поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта - канализационная насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, дата ввода объекта в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ, тип объекта – площадной; присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №П и III категория негативного воздействия на окружающую среду.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «<данные изъяты>» выдано свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № №, которое подтверждает актуализацию сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду - очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, дата ввода в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ, тип объекта - площадной; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №П и III категория негативного воздействия на окружающую среду.
Решением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении водопользователя ООО «<данные изъяты>» установлен срок водопользования с даты регистрации решения в Государственном водном реестре по ДД.ММ.ГГГГ; сведения о водном объекте – <данные изъяты>; цель использования водного объекте или его части – сброс сточных вод; виды использования водного объекта или его части – совместное водопользование, водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Указанное решение зарегистрировано в Государственном комитете по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующий штамп.
В пункте 2.3 решения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.№ от ДД.ММ.ГГГГ указаны условия использования водного объекта или его части ООО «<данные изъяты>», в том числе:
- недопущении нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде (подпункт 1);
- ведении наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по программе, согласованной с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, а также представлении в установленные сроки бесплатно результатов таких регулярных наблюдений в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым (подпункт 5);
- осуществлении мер по охране водного объекта от загрязнения и засорения (подпункт 7);
- осуществлении сброса сточных вод в следующем месте (местах): <адрес>, <адрес>, <адрес> Обеззараженные сточные воды отводятся в море по глубоководному выпуску, протяженностью <данные изъяты> м; диаметр выпускного отверстия - <данные изъяты> м.; расстояние от выпуска до поверхности воды - <данные изъяты> м.; выпуск глубоководный, сосредоточенный (подпункт 8);
- осуществлении сброса сточных вод с использованием следующих водоотводящих сооружений: на КОС ООО «<данные изъяты>» для обезвреживания сточных вод принята полная биологическая очистка в искусственно созданных условиях. Полная производительность очистных сооружений составляет <данные изъяты> м3/сут. (подпункт 9);
- осуществлении сброса сточных вод в соответствии с графиками их выпуска (сброса), согласованными с органами, принявшими и выдавшими настоящее решение, при условии недопущения залповых сбросов сточных вод (подпункт 11);
- согласовании планируемой деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» (подпункт 28).
Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении водоотведения.
По результатам проверки было установлено, что ООО «<данные изъяты>» использует комплекс очистных сооружений, в состав которых входит: установка №, воздуходувная станция, хлоридная, контактный резервуар, иловые площадки для обезвреживания и подсушки ила. Сброс сточных вод после очистки сточных вод осуществляется в акваторию Черного моря через глубоководный выпуск протяженностью <данные изъяты> м. в точку сброса, расположенную в координатах: №. Для целей сброса сточных вод ООО «<данные изъяты>» на основании решения о предоставлении водного в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.№, выданного Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, использует вышеуказанный участок Черного моря. В нарушение частей 2, 3 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» деятельность ООО «<данные изъяты>» по сбросу сточных вод, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, с федеральным органом исполнительного органа в области рыболовства не согласована, мероприятия по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания не осуществляются. В частности, в нарушение пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, оценка воздействия планируемой деятельности на биологические водные ресурсы и среду их обитания не проведена, последствия негативного воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике утвержденной Федеральным агентством по рыболовству, не определены, мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов не проводятся. При этом, пунктами 25, 29 решения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.№ от ДД.ММ.ГГГГ указанные мероприятия являются условиями водопользования, невыполнение которых является нарушением статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ № № Керченским межрайонным природоохранным прокурором в адрес ООО «<данные изъяты>» внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, однако меры, направленные на устранение выявленных нарушений не предприняты.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» был дан ответ на предписание Керченского межрайонного природоохранного прокурора, в котором указывается, что очистные сооружения построены в 1981 году, модернизация очистных сооружений в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. не планировалась и не проводилась. В случае планирования модернизации канализационно-очистных сооружений ООО «<данные изъяты>» обязалось согласовать соответствующие изменения согласно законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из решения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.№ от ДД.ММ.ГГГГ, использование водного объекта (его части) - Черное море ООО «<данные изъяты>» возможно только при выполнении условия о согласовании планируемой деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» (подпункт 28 пункта 2.3).
Согласно письму Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № на требование Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Исорг№ в соответствии с пунктом 2 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласование деятельности по сбросу сточных вод в акваторию Черного моря осуществляется Федеральным агентством по рыболовству. В Управлении отсутствует информация о согласовании хозяйственной деятельности ООО «<данные изъяты>» по сбросу сточных вод в акваторию Черного моря.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, стороной ответчика не представлено.
Указанные обстоятельства приводят к нарушениям конституционных прав граждан на благоприятные условия жизни, не способствуют рациональному использованию природопользования и обеспечения экологической безопасности. Выявленные нарушения до настоящего времени ответчиком не устранены, что может в свою очередь привести к значительному ущербу прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Керченского межрайонного природоохранного прокурора.
В соответствии с положениями части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа Феодосия Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск Керченского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» принять меры по согласованию с органами Росрыболовства деятельности по сбросу сточных вод в Черное море в соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в бюджет муниципального образования городского округа Феодосия Республики Крым государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Ярошенко Г.А.