Судья: Шутьева Л.В. | дело № 33-16178/2024 УИД: 50RS0046-01-2024-000637-60 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 13 мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Волковой Э.О., Мизюлина Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюшиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-453/2024 по иску ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москва и Московской области о признании незаконным решения в части не включения в специальный стаж периодов работы, об установлении факта принадлежности справки, об обязании включить в специальный стаж периоды работы,
по апелляционной жалобе ОСФР по г. Москва и Московской области на решение Ступинского городского суда Московской области от 16 февраля 2024 года,
заслушав доклад судьи Волковой Э.О.,
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к ОСФР по г. Москва и Московской области, Филиалу №4 ОСФР по г. Москва и Московской области о признании незаконным решения в части не включения в специальный стаж периодов работы, об установлении факта принадлежности справки, об обязании включить в специальный стаж периоды работы.
В обоснование требований указал, что 23.03.2022 обратился в Филиал № 4 ОСФР по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» как лицо, достигшее возраста 60-65 лет, однако ответчиком ему отказано в назначении такой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. В бесспорном порядке ответчиком было принято 10 лет 10 месяцев 15 дней страхового стажа. Ответчиком на 23.03.2022 не были приняты к зачету период службы в рядах советской армии, учеба в Вузе, а так же период работы с 01.01.1991 года по 27.05.1996 год. Период работы не вошел в страховой стаж, по причине того, что в формуляре от 07.12.2022 г., поступившего из Армении в Архивной справке №с-6884 от 09.09.2022г. не правильно указано отчество. С учетом изложенного просил: признать незаконным решение Филиала № 4 ОСФР по г. Москве и Московской области <данные изъяты> б/д об отказе в установлении пенсии; установить факт принадлежности Архивной справки от 09.09.2022 года №с-6864; об обязании включить в общий страховой стаж период работы: в должности мастера /главного инженера/ директора Талинского комбината строительных материалов изделий «Армстройматериалы» Армянской ССР с 01.01.1991 г. по 27.05.1996 г.; об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 23.03.2022 года.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании просила исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решением Ступинского городского суда Московской области от 16 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены, признано незаконным Решение Филиала №4 ОСФР по г. Москва и Московской области <данные изъяты> в части не включения спорных периодов работы ФИО, установлен факт принадлежности Архивной справки от 09.09.2022 года №с-6864 ФИО, <данные изъяты> года рождения, место рождение с. Базмаберд Галинского района Армянской ССР, паспорт серия 70 12 №380313, выданный Отделением УФМС России по Тульской области в Кимовском районе 14.11.2012 года, зарегистрированного по адресу: Московская область, Ступинский район, с. Ситне-Щелканово, ул. Московская, д.17; на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж истца общий страховой стаж следующий период работы: в должности мастера /главного инженера/ директора Талинского комбината строительных материалов изделий «Армстройматериалы» Армянской ССР: с 01.01.1991 г. по 27.05.1996 г.; произвести перерасчет истцу страховой пенсии по старости с 23.03.2022 года.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
В заседании судебной коллегии представитель истца возражал против удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в заседание судебной коллегии не явился, извещались надлежащим образом.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту на условиях, установленных государством.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. между государствами - участниками Содружества независимых государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Армения, подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 года, в соответствии со статьей 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В силу статьи 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размер.
Согласно статье 11 Соглашения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
С учетом положений статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с ч.1 ст. 35Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (ч.2 ст. 35).
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч.3 ст. 35).
В силу ч. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Сведения, содержащиеся в трудовой книжке, не могут быть приняты только в том случае, если они внесены с нарушением положений трудового законодательства, действовавшего на момент внесения записей, либо правил оформления трудовых книжек.
В силу ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Пункт 5 ч.2 ст.264 ГПК РФ предусматривает возможность установления факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Данный факт подлежит установлению во всех случаях, когда это непосредственно порождает юридические последствия, и когда факт принадлежности правоустанавливающего документа не может быть подтвержден соответствующими документами.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила), в соответствии с пунктом 11 которых документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае отсутствия сведений об условиях труда в трудовой книжке, администрация предприятия представляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, уточняющую справку, выданную на основании первичных документов, а также подтверждает постоянную занятость работника на соответствующих видах работ.
При этом письмом Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16 определено, что трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к Страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации".
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 22 Правил №884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.03.2022 года истец обратился в Филиал № 4 ОСФР по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» как лицо, достигшее возраста 60-65 лет, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему ФЗ, в соответствии с положениями ч. 1-3 ст.35 вышеуказанного ФЗ право на назначение страховой пенсии по старости при наличии страхового стажа 13 лет и величины ИПК 23,4.
Как следует из оспариваемого истцом решения Филиала № 4 ОСФР по г. Москве и Московской области №230000004078/415063/22 об отказе в установлении пенсии (дата в названном документе отсутствует), 23.03.2023 года ФИО, <данные изъяты> года рождения, обратился в указанный территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако ему было отказано в назначении такой пенсии (л.д. 12).
Ответчиком в бесспорном порядке в общий стаж истца включено 10 лет 10 месяцев 15 дней общего страхового стажа.
При этом ответчиком в общий страховой стаж истца не включен период с 01.01.1991 года по 27.05.1996 год, на том основании, что в установленные сроки не поступили акты документальной проверки, а также в связи с тем, что в формуляре от 07.12.2022 г., поступившего из Армении в Архивной справке №с-6884 от 09.09.2022г. не правильно указано отчество истца ФИО, которое не соответствует отчеству в свидетельстве о рождении и паспорте ФИО.
Ответчиком 20.04.2022г. был направлен запрос-формуляр в компетентные органы Республики Армении.
В приложенной к поступившему 07.12.2022г. формуляру «О стаже работы» Архивной справке №с-6884 от 09.09.2022г. подтверждается, указанный в трудовой книжке истца период работы с 01.01.1991 г. по 27.05.1996 г. в должности мастера /главного инженера/ директора Талинского комбината строительных материалов изделий «Армстройматериалы» Армянской ССР.
Однако в Архивной справке №с-6884 от 09.09.2022г. указано, что в книге приказов Талинского комбината строительных материалов изделий «Армстройматериалы» Армянской ССР указан ФИО, что послужило основанием для принятия ответчиком оспариваемого решения.
Представленная истцом трудовая книжка серии ПТ-1 № 0258669 на имя ФИО, выданная отделом кадров Ереванского завода приборов 20.11.1982 г., содержит внесение исправлений работодателем Жилевской дистанции пути Московской дистанции инфраструктуры, а именно в фамилии Оганесян на ФИО и в отчестве ФИО на ФИО, которая принята ответчиком для расчета стажа в бесспорном порядке, в том числе и период работы в должности мастера/ главного инженера Талинского комбината строительных материалов изделий «Армстройматериалы» Армянской ССР с 03.03.1989г. по 31.12.1990г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совокупностью представленных в дело доказательств подтверждается, что в с 01.01.1991 г. по 27.05.1996 г. истец ФИО. фактически осуществлял трудовую деятельность в должностях мастера, главного инженера, директора Талинского комбината строительных материалов изделий «Армстройматериалы» Армянской ССР. Ошибка, допущенная должностными лицами в указании отчества истца, не должна нарушать его пенсионных прав, а потому заявленные требования удовлетворил.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
Доводы жалобы о том, что у суда не имелось оснований для удовлетворения требований, поскольку принадлежность архивных справок не подтверждена, с учетом того, что отчество в архивных справках указано "ФИО", не могут быть признаны основанием для отмены либо изменения в апелляционном порядке судебных постановлений, поскольку являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании данной оценки.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ступинского городского суда Московской области от 16 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москва и Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи