КОПИЯ |
Дело № 2а-209/19
УИ дела 72RS0011-01-2019-000195-89
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ишим 08 мая 2019 г.
Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Мищенко А.А. при секретаре Лазаревой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-209/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области к Степанов Д.В. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России № 12 по Тюменской области обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования следующим.
Степанов Д.В. является владельцем транспортного средства <данные изъяты> и недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем ему был начислен налог за 2014, 2015, 2016 годы, однако налоги за указанные периоды административным ответчиком не оплачены. На основании изложенного административный истец просит суд взыскать со Степанов Д.В. задолженность по транспортному налогу за 2014-2016 годы в размере 4189 рублей, пени в размере 147 рублей 10 копеек, задолженность по налогу за имущество за 2014-2016 годы в размере 128 рублей, пени в размере 2 рубля 70 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 12 по Тюменской области не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении истца о месте и времени рассмотрения дела по существу. О судебного заседания от представителя административного истца в лице начальника инспекции Т.А. Щегловой поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Административный ответчик Степанов Д.В. в судебное заседание не явился.
В соответствии с положениями части 1, 4 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
В соответствии с данным процессуальным требованием ответчик Степанов Д.В. заблаговременно был извещен судом о месте и времени рассмотрения дела по адресу его регистрации – <адрес>, однако заказанное письмо было возвращено в суд с отметкой почтовой службы «за истечением срока хранения», поскольку адресат на почту за получением заказного письма не явился. Данное обстоятельство по сути свидетельствует об уклонении ответчика от получения судебных извещений, в связи с чем суд считает ответчика Степанова Д.В. надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела по существу.
Изучив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования МИФНС России № 12 по Тюменской области подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в спорный период) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (пункт 3).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Тюменской области от 19.11.2002 № 93 «О транспортном налоге» на территории Тюменской области установлен и введен в действие транспортный налог.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, Степанов Д.В. по данным ГИБДД являлся собственником транспортного средства – <данные изъяты>, г/н №.
Кроме того, Степанов Д.В. является владельцем недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом Степанову Д.В. был начислен транспортный налог за 2014, 2015, 2016 год, направлено налоговое уведомление заказным письмом.
В установленный законом срок, указанный в уведомлении, Степанов Д.В. обязанность по уплате налога не исполнил.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом Степанову Д.В. по адресу регистрации направлены требования об уплате задолженности по налогам, предоставлен срок для добровольного исполнения – по оплате транспортного налога за 2014 год – до ДД.ММ.ГГГГ, по оплате налога за 2015 год – до ДД.ММ.ГГГГ, за 2016 год – до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования налогового органа административным ответчиком в добровольном порядке надлежащим образом исполнены не были, транспортный налог уплачен не был, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Ишимского судебного района Ишимского района от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано ввиду спорности заявленного требования.
Доказательств наличия у ответчика льгот по уплате налога, последний не представил.
Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что МИФНС России N 12 по Тюменской области обратилась в суд с административным иском о взыскании со Степанова Д.В. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения указанного требования истек ДД.ММ.ГГГГ; требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ, требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился только в апреле 2018 года.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Ишимского судебного района Ишимского района от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано ввиду пропуска срока исковой давности, что свидетельствует о спорности заявленного требования, ввиду чего административный истец обратился с настоящим иском в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду изложенного, суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом срока исковой давности для обращения в суд с требованием о взыскании налога и пени за 2014, 2015, 2016 год.
Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций.
Причины организационного и административного характера в ИФНС, вызвавшие пропуск срока обращения с административным иском в суд, не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующим своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций, ввиду чего ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с требованием о взыскании со Степанова Д.В. задолженности и пени по оплате транспортного налога за 2015 год удовлетворению не подлежит.
Пропуск процессуального срока административным истцом является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области к Степанов Д.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014-2016 году в размере 4189 рублей 00 копеек, пени, начисленной на сумму задолженности по транспортному налогу за 2014-2016 годы в размере 147 рублей 10 копеек, о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2014-2016 годы в размере 128 рублей, пени, начисленной на сумму задолженности за несвоевременную оплату налога на имущества за 2014-2016 годы в размере 2 рубля 70 копеек отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.А. Мищенко