Именем Российской Федерации
20 сентября 2019 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Ооржак А.М., при секретаре Монгуш Ч.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО15 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО9
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указывая на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время не имеет постоянного места жительства. Истец обращалась в ответчику с просьбой предоставить ей жилое помещение, однако в связи с отсутствием свободных жилых помещений было отказано. В ДД.ММ.ГГГГ закончила <данные изъяты>.
Просит обязать ответчика предоставить ей на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Кызыла, соответствующее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм и не ниже <данные изъяты> кв.м.
В судебном заседании истец поддержала исковое заявление в полном объеме по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика ФИО10., возражала против удовлетворения иска в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, согласно повторному свидетельству о рождении №, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее отцом указан ФИО11, матерью – ФИО3 (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленная <данные изъяты>).
Из справки формы № о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее отцом указан ФИО12, матерью – ФИО3 (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленная <данные изъяты>), сведения об отце внесены на основании заявления матери.
Согласно свидетельству о смерти в делеФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Управления по опеке и попечительства Мэрии г.Кызыла № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над малолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначен ФИО4, поскольку мать ФИО3 умерла, отца у ребенка нет.
Согласно выписке из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>. Собственником данного жилья является ФИО5.
Из выписки № от ДД.ММ.ГГГГ из реестровой книги следует, что за ФИО3 (матери истца) сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости отсутствуют.
Регистрационно-контрольной карточкой подтверждается, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ году поставлена на учет для предоставления жилья, как сирота, оставшаяся без попечения родителей. Очередь по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно материалам дела сведений о наличии жилого помещения у истца не имеется (уведомление об отсутствии сведений в № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из диплома о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО1 окончила <данные изъяты> по специальности «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения. Из ответа № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении жилья ФИО1 было отказано в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предоставление ей жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ей не предоставлено.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма иличленами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателяжилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемыхжилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 N 414 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва» Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Указом Главы Республики Тыва от 20.12.2018 № 250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва присоединено к Министерству труда и социальной политике Республики Тыва, передав ему функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва.
Таким образом, из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится. При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечен, поставлен на очередь в установленном порядке, то требование о предоставлении ему жилого помещения на условиях договора специализированного найма подлежит удовлетворению.
Определяя размер жилого помещения, суд исходит из нормы, установленной постановлением Мэра г. Кызыла №2375 от 21 сентября 2010 года «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл», а именно не менее 12,5 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения – в течение <данные изъяты> со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО13 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО14 на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «город Кызыл Республики Тыва», соответствующее санитарным, техническим и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения в мотивированной форме через Кызылский городской суд Республики Тыва – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.М. Ооржак