Решение по делу № 33а-241/2022 от 17.01.2022

Судья Суслова Е.А. Дело №33а-241/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«07» февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Пелевиной Н.В., Зиновьевой О.Н.,

при секретаре Калининой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-1659/2021, УИД 44RS0002-01-2021-001590-23) по апелляционной жалобе представителя администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Кузнецовой Наталии Борисовны на решение Ленинского районного суда города Костромы от 01 октября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного иска администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области к Управлению Росреестра по Костромской области, государственному регистратору Вихоревой Валентине Николаевне о признании незаконным отказа в государственном учете и государственной регистрации прав на земельный участок от 29 марта 2021 года и обязании поставить земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности.

Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения представителя администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Кузнецовой Н.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росреестра по Костромской области Бондаревой Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по Костромской области № КУВД-001/2020/29293657/7 от 29 марта 2021 года об отказе в постановке на учет и регистрации права на земельный участок , образующийся из земельного участка с кадастровым номером , и обязании поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на образующийся земельный участок с кадастровым номером и на измененный земельный участок . Требования мотивированы тем, что 14 ноября 2019 года зарегистрировано право муниципальной собственности Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 32 256 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства спортивного комплекса., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 42 640 кв.м на два земельных участка. 16 декабря 2020 года Минское сельское поселение обратилось в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права на земельный участок площадью 13 583,19 кв.м, образуемый путем выделения из земельного участка с кадастровым номером , и о кадастровом учете последнего в измененных границах. Уведомлением от 29 марта 2021 года в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав отказано на основании того, что образующийся земельный участок пересекается с земельным участком с кадастровым номером , площадь пересечения составляет 13 583,19 кв.м. Данный отказ является незаконным, поскольку земельный участок с кадастровым номером был образован из земельного участка , который прекратил свое существование в результате раздела на два земельных участка, в связи с чем пересечения границ земельных участков не имеется и быть не может.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен государственный регистратор Вихорева В.Н., в качестве заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, администрация Костромского муниципального района.

Судом по делу принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Кузнецова Н.Б. полагает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам о том, что оспариваемый отказ нарушает права сельского поселения как собственника земельного участка с кадастровым номером на распоряжение этим земельным участком и на его раздел. Отказывая в удовлетворении требований, суд не указал, каким образом собственник земельного участка может устранить причины отказа в проведении регистрационных действий, не являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ; не исследовал все обстоятельства дела и не дал оценку причинам приостановления кадастрового учета и регистрационных действий, сославшись только на то, что не устранение этих причин является безусловным основанием к отказу в совершении регистрационных действий; не дал оценку доводам административного истца о том, что земельный участок с кадастровым номером является преобразуемым земельным участком, в связи с чем согласно пункту 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» пересечение его границ с границами образуемого земельного участка не могло являться основанием для приостановления регистрационных действий.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Управления Росреестра по Костромской области Бондарева Е.В. полагает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в отсутствие административного ответчика государственного регистратора Вихоревой В.Н. и представителей заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» и администрации Костромского муниципального района, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет указанные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении административного иска.

Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, при этом посчитал, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах представленных ему полномочий, в соответствии с требованиями закона и прав административного истца не нарушает.

Оснований не согласиться с выводом суда не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30 октября 2008 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 42 640 кв.м, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства спортивного комплекса (том 1 л.д.33).

10 апреля 2013 года на кадастровый учет поставлены образованные в результате раздела данного земельного участка земельные участки с кадастровыми номерами и площадью 32 256 кв.м и 10 384 кв.м соответственно, категория и вид разрешенного использования земельных участков остались прежними (том 1 л.д.25, 45).

14 ноября 2019 года на основании постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области № 2333 от 11 октября 2019 года на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право собственности муниципального образования Минское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области.

Права на земельный участок с кадастровым номером до настоящего времени не зарегистрированы.

Постановлением администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 28 октября 2020 года № 59 утверждена схема раздела земельного участка с кадастровым номером согласно которой из названного земельного участка выделяется земельный участок с условным номером площадью 13 583 кв.м, в отношении которого устанавливается вид разрешенного использования: транспорт; земельный участок с кадастровым номером сохраняется в измененных границах, для него устанавливается вид разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (том 1 л.д. 178).

16 декабря 2020 года представитель администрации Минского сельского поселения обратился в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении образуемого земельного участка с кадастровым номером и исходного земельного участка с кадастровым номером , предоставив соответствующий межевой план (том 1 л.д. 174-194).

Уведомлением государственного регистратора от 29 декабря 2020 года заявителю сообщено о приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав до 29 марта 2021 года по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что GUID представленного межевого плана не уникальный (том 1 л.д. 255).

30 декабря 2020 года заявителем представлен новый межевой план (том 1 л.д. 217).

Уведомлением от 12 января 2021 года заявителю сообщено о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и указано на то, что в представленном межевом плане в нарушение Приказа № 921 от 08 декабря 2015 года отсутствует XML-документ (том 1 л.д. 256).

Уведомлением от 20 января 2021 года главе администрации Минского сельского поселения сообщено о приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав до 29 марта 2021 года по пункту 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с выявлением пересечения границ образуемого земельного участка с кадастровым номером с земельным участком с кадастровым номером ; площадь пересечения составляет 13 583,19 кв.м (том 1 л.д. 259).

21 января 2021 года заявителем в Управление Росреестра по Костромской области представлен новый межевой план с заключением кадастрового инженера о том, что исключить пересечение границ образуемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером не представляется возможным, так как этот земельный участок являлся исходным при образовании двух земельных участков (право собственности зарегистрировано, статус участка «учтенный») и (право собственности не зарегистрировано, статус участка «временный») (том 1 л.д. 241-245).

Уведомлением от 22 января 2021 года заявителю сообщено о неустранении причин приостановления государственного кадастрового (том 1 л.д. 261).

01 февраля 2021 года главой Минского сельского поселения Журавлевым Н.А. в Управление Росреестра по Костромской области направлено заявление о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером (том 1 л.д. 254).

Уведомлением от 05 февраля 2021 года заявителю вновь сообщено о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (том 1 л.д. 262).

Уведомлением от 29 марта 2021 года заявителю на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, указанные в заявлении от 16 декабря 2020 года, в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению регистрации права (том 1 л.д. 263).

Уведомлением от 4 мая 2021 года заявителю отказано и в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером (том 2 л.д.60).

Не согласившись с уведомлением от 29 марта 2021 года, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ в осуществлении государственного кадастрового учета образующегося путем выделения из земельного участка с кадастровым номером земельного участка с условным номером площадью 13 583 кв.м. и государственной регистрации прав на образованный земельный участок и исходный земельный участок в измененных границах соответствует требованиям статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которой предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Установив, что осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, о чем административным истцом было подано заявление 16 декабря 2020 года, было приостановлено до 29 марта 2021 года по основанию, указанному в пункте 20 части 1 статьи 26 названного Федерального закона, а именно в связи с тем, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером , сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, и в указанный срок эта причина не была устранена, суд сделал правильный вывод о том, что у административного ответчика имелись основания для принятия оспариваемого решения.

Доводы апелляционной жалобы вывод, к которому пришел суд первой инстанции, не опровергают.

Вопреки доводам апелляционной жалобы основания считать, что приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не соответствовало закону, отсутствуют.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 26 вышеназванного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона).

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что границы образуемого земельного участка с условным номером пересекают границы земельного участка с кадастровым номером сведения о котором до настоящего времени содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, соответственно, основания для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации прав имелись.

Мнение автора апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером прекратил свое существование в 2013 году в связи с его разделом на два самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами и , ошибочно и на законе не основано.

Пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При этом в пункте 2 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ прописано, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

По делу видно, что земельные участки с кадастровыми номерами и , образованные из земельного участка с кадастровым номером , поставлены на кадастровый учет 10 апреля 2013 года.

Вместе с тем вещные права зарегистрированы только на земельный участок с кадастровым номером .

При таких обстоятельствах в силу приведенных норм земельного законодательства земельный участок с кадастровым номером нельзя считать прекратившим свое существование.

Преобразуемым указанный земельный участок в данном случае не является.

Таким образом, пересечение с его границами границ образуемого земельного участка с условным номером являлось основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и последующего отказа в осуществлении этих действий.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены судебного решения отсутствуют, и апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда города Костромы от 01 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Кузнецовой Наталии Борисовны – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-241/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района
Ответчики
Вихорева Валентина Николаевна
Управление Росреестра по Костромской области
Другие
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Костромской области
Администрация Костромского муниципального района
Суд
Костромской областной суд
Судья
Пелевина Наталья Витальевна
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
18.01.2022Передача дела судье
07.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2022Передано в экспедицию
07.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее