Гр.дело №2-1174/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре Алексеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарцевой Ирины Николаевны, Самарцева Юрия Петровича к администрации г.Канаш Чувашской Республики об установлении факта совместного проживания; по иску Самарцевой Ирины Николаевны к администрации г.Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности включить ее в список граждан - участников подпрограммы«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2019 год с учетом члена семьи Самарцева Юрия Петровича,
установил:
Самарцева И.Н. и Самарцев Ю.П. с учетом измененных требований обратились в суд с иском к администрации г.Канаш Чувашской Республики об установлении факта совместного проживания.
Кроме того, Самарцева И.Н. обратилась в суд с иском к администрации г.Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности включить ее в список граждан - участников подпрограммы«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2019 год с учетом члена семьи Самарцева Ю.П. ( л.д.2, 121).
В обоснование требований Самарцевой И.Н. указано, что с ДД.ММ.ГГГГ она признана вынужденным переселенцем, о чем у нее имеется удостоверение серии №; в соответствии с законодательством Российской Федерации она имеет право на получение государственного жилищного сертификата. С ДД.ММ.ГГГГ она состоит в браке с Самарцевым Ю.П. и фактически проживает вместе с супругом по договору поднайма по адресу: <адрес>. Однако Самарцев Ю.П. зарегистрирован по иному адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство не позволяет администрации г. Канаш учитывать Самарцева Ю.П. при расчете размера социальной выплаты.
В судебном заседании истица Самарцева И.Н. свой иск поддержала по изложенным в заявлении основаниям, уточнив и дополнив, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. она со своим мужем Самарцевым Ю.П. и двумя детьми проживала в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году они приехали на постоянное место жительства в г.Канаш Чувашской Республики, всей семьей вселились к ее (Самарцевой И.Н.) брату - В. по адресу: <адрес>. По указанному адресу она со своими детьми была зарегистрирована. Супруг Самарцев Ю.П. был зарегистрирован у своих родственников по адресу: <адрес>. Она является вынужденным переселенцем, о чем у нее имеется свидетельство. ДД.ММ.ГГГГ она со своей семьей принята на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Она, как вынужденный переселенец, включена в список граждан - участников подпрограммы«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2019 год. Однако администрация г.Канаш при расчете размера социальной выплаты по государственному жилищному сертификату в 2019 году отказывается учесть проживающего совместно с ней супруга Самарцева Ю.П., ссылаясь на то, что супруг прописан по иному адресу, чем нарушено ее право на получение социальной выплаты по государственному жилищному сертификату.
Истец Самарцев Ю.П. в судебном заседании свой иск поддержал, дав аналогичное с Самарцевой И.Н. объяснение.
Представитель ответчика - администрации г.Канаш Чувашской Республики Никитина Т.П. иск Самарцевой И.Н. и Самарцева Ю.П. не признала, пояснив, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах» члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В соответствующий сводный список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (в категории граждан, признанными в установленном порядке вынужденными переселенцами) Самарцева И.Н. внесена Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики без учета супруга Самарцева Ю.П. Для включения Самарцева Ю.П. в качестве члена семьи Самарцевой И.Н. должны быть представлены документы, подтверждающие их совместное проживание. Между тем, сведений о фактическом проживании Самарцева Ю.П. в <адрес>, в качестве члена семьи Самарцевой И.Н. не имеется, поскольку последний зарегистрирован по иному адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство препятствует включению Самарцева Ю.П. в вышеуказанный сводный список. Таким образом, истцами факт совместного проживания не подтвержден.
Представители 3-х лиц на стороне ответчика - Министерства финансов Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В своем отзыве на исковое заявление представитель Минстроя Чувашии Анисимов К.В. указал, что в учетном деле Самарцевой Ю.Н. отсутствуют документы, свидетельствующие о регистрации Самарцева Ю.П. по месту пребывания по адресу: <адрес>. Поэтому установить факт совместного проживания истцов и признать Самарцева Ю.П. членом семьи гражданина - участника основного мероприятия Самарцевой И.Н. возможно лишь в судебном порядке ( л.д.130).
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Правоотношения, связанные с реализацией прав вынужденных переселенцев на обеспечение жилым помещением на территории Российской Федерации, регулируются законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах».
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение.
Обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обстоятельств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, за счет средств федерального бюджета в виде специальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Подпунктом «б» пункта 17 названных Правил предусмотрено, что применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются проживающие с гражданином - участником основного мероприятия независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
Как следует из материалов дела, Самарцева И.Н. состоит в зарегистрированном браке с Самарцевым Ю.П. с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о браке ( л.д.8); с ДД.ММ.ГГГГ признана вынужденным переселенцем, что подтверждается копией удостоверения серии АД № ( л.д. 9-12).
Самарцева И.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой, справкой о регистрации, выпиской из домовой книги ( л.д.56, 90, 91); проживает в указанном жилом помещениях по договору поднайма ( л.д. 44-49).
Собственником названного жилого помещения являются В., А., Н., О., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости ( л.д.58).
Самарцев Ю.П. зарегистрирован по адресу: <адрес> ( л.д.6).
Собственником названного жилого помещения является Х., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости (л.д.85).
Постановлением главы администрации г.Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Самарцева И.Н. с семьей, состоящей из четырех человек, принята на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке ( л.д.63).
ДД.ММ.ГГГГ Самарцева И.Н. в очередной раз обратилась в администрацию г.Канаш с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обстоятельств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством» как вынужденного переселенца ( л.д.83).
Спорным при разрешении данного дела является вопрос о том, проживает ли супруг Самарцевой И.Н. - Самарцев Ю.П. в занимаемой ею <адрес>, поскольку последний, как было указано выше, зарегистрирован в ином жилом помещении.
Опрошенные в судебном заседании свидетели К. и Х. подтвердили, что с начала ДД.ММ.ГГГГ-х годов Самарцева И.Н. проживала в <адрес> со своей семьей: мужем Самарцевым Ю.П. и двумя детьми. Дети у Самарцевых в настоящее время живут самостоятельно, супруги Самарцевы проживают вдвоем.
Факт проживания Самарцева Ю.П. совместно с Самарцевой И.Н. по адресу: <адрес>, кроме того, подтверждается копией трудовой книжки, из которой следует, что Самарцев Ю.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в г.Канаше Чувашской Республики ( л.д.13-17), пенсия по старости последнему назначена в г.Канаше Чувашской Республики ( л.д.18).
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П), сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит КонституцииРоссийской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В данном случае регистрация Самарцева Ю.П. по иному адресу является административным актом и не свидетельствует о раздельном проживании супругов Самарцевых в занимаемом ими жилом помещении по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск Самарцевой И.Н. и Самарцева Ю.П. об установлении факта совместного проживания подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 16 указанных выше Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 33 кв.м для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. м - на семью из 2 человек.
Таким образом, при расчете социальной выплаты и выдаче государственного жилищного сертификата принимается во внимание количество членов семьи получателя.
В судебном заседании установлено, что Самарцев Ю.П., несмотря на регистрацию по иному адресу, фактически проживает с Самарцевой И.Н. по адресу: <адрес>
Поэтому администрация г.Канаш Чувашской Республики обязана включить Самарцеву И.Н. в состав граждан - участников подпрограммы«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» на 2019 год с учетом члена семьи Самарцева Ю.П.
Следовательно, иск Самарцевой И.Н. также подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Самарцевой Ирины Николаевны и Самарцева Юрия Петровича удовлетворить.
Установить факт совместного проживания Самарцевой Ирины Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Самарцева Юрия Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес>
Возложить на администрацию г.Канаш Чувашской Республики обязанность включить Самарцеву Ирину Николаевнув состав граждан - участников подпрограммы«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2019 год с учетом члена семьи Самарцева Юрия Петровича.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В.Иванова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.