Дело №
РЕ Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2023 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кукурекина К.В., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту городского хозяйства <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия, третье лицо ГБУ «Парки и скверы»,
УСТАНОВИЛ:
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным выше иском указал, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведено обследование территорий земель <адрес>.
В результате обследования на землях общего пользования установлены факты несанкционированного складирования отходов, а именно:
- в <адрес>, Качинский МО на пересечении <адрес>, (географические координаты №) зафиксирована несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава: строительных отходов, лома бетона, лома железобетона, лома асфальта, лома бортового камня, грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, ориентировочная площадь несанкционированного складирования отходов составляет 4 м2.
в <адрес> (географические координаты №) зафиксирована несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава: строительных отходов, лома бетона, лома железобетона, лома асфальта, лома бортового камня, грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, ориентировочная площадь несанкционированного складирования отходов составляет 50 м2.
<адрес> (географические координаты №) зафиксирована несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава: строительных отходов, лома бетона, лома железобетона, лома асфальта, лома бортового камня, грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, ориентировочная площадь несанкционированного складирования отходов составляет 15 кв.м.
<адрес>, микрорайон <адрес> (географические координаты №) зафиксирована несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава: строительных отходов, лома бетона, лома железобетонов, лома асфальта, лома бортового камня, грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, ориентировочной площадью 30 м2.
По результатам проверки, природоохранной прокуратурой в адрес Департамента городского хозяйства <адрес> (далее – Департамент) ДД.ММ.ГГГГ направлено информационное письмо о принятии мер направленных на ликвидацию мест несанкционированного размещения строительных отходов, расположенных на указанных территориях.
Исходя из информации Департамент городского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ последним организовано устранение нарушений законодательства, однако до настоящего времени Департаментом, меры в полном объеме не приняты, несанкционированные свалки не ликвидирована.
Работником природоохранной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд по ранее выявленным местам несанкционированных свалок, в ходе которого установлено, что зафиксированные в ДД.ММ.ГГГГ г. несанкционированные свалки отходов различного морфологического состава до настоящего времени не ликвидированы.
В нарушение требований законодательства отходы складированы на территории обозначенных земельных участков, которые не являются объектами размещения отходов.
Прокурор просит возложить на Департамент городского хозяйства <адрес> обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в <адрес>, Качинский МО на пересечении <адрес>, (географические координаты №), ориентировочной площадью 4 м2, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на Департамент городского хозяйства <адрес> обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в <адрес>, Качинский МО <адрес> (географические координаты №) ориентировочной площадью 50 м2, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на Департамент городского хозяйства <адрес> обязанность по ликвидации несанкционированной свалки <адрес> (географические координаты №) ориентировочной площадью 15 м2, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на Департамент городского хозяйства <адрес> обязанность по ликвидации несанкционированной свалки <адрес>, микрорайон Муссон, <адрес> (географические координаты №) ориентировочной площадью 30 м2, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика возражала против доводов иска.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведено обследование территорий земель <адрес>.
В результате обследования на землях общего пользования установлены факты несанкционированного складирования отходов, а именно:
- в <адрес>, Качинский МО на пересечении <адрес>, (географические координаты №) зафиксирована несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава: строительных отходов, лома бетона, лома железобетона, лома асфальта, лома бортового камня, грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, ориентировочная площадь несанкционированного складирования отходов составляет 4 м2.
в <адрес>, Качинский МО <адрес> (географические координаты №) зафиксирована несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава: строительных отходов, лома бетона, лома железобетона, лома асфальта, лома бортового камня, грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, ориентировочная площадь несанкционированного складирования отходов составляет 50 м2.
<адрес> (географические координаты №) зафиксирована несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава: строительных отходов, лома бетона, лома железобетона, лома асфальта, лома бортового камня, грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, ориентировочная площадь несанкционированного складирования отходов составляет 15 кв.м.
<адрес>, микрорайон <адрес> (географические координаты № зафиксирована несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава: строительных отходов, лома бетона, лома железобетонов, лома асфальта, лома бортового камня, грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, ориентировочной площадью 30 м2.
По результатам проверки, природоохранной прокуратурой в адрес Департамента городского хозяйства <адрес> (далее – Департамент) ДД.ММ.ГГГГ направлено информационное письмо о принятии мер направленных на ликвидацию мест несанкционированного размещения строительных отходов, расположенных на указанных территориях.
Исходя из информации Департамент городского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ последним организовано устранение нарушений законодательства, однако до настоящего времени Департаментом, меры в полном объеме не приняты, несанкционированные свалки не ликвидирована.
Работником природоохранной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд по ранее выявленным местам несанкционированных свалок, в ходе которого установлено, что зафиксированные в ДД.ММ.ГГГГ г. несанкционированные свалки отходов различного морфологического состава до настоящего времени не ликвидированы.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частью 2 указанной статьи запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Аналогичные требования содержаться в ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Таким образом, в соответствии с терминологией Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов).
В нарушение указанных требований законодательства отходы складированы на территории обозначенных земель, не являющихся объектом размещения отходов.
Согласно п. 4.10 Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении правил благоустройства территории <адрес>» в целях обеспечения надлежащего уровня благоустройства на территории <адрес> не допускается, в том числе сбрасывание и накапливание мусора, иных отходов вне специально отведенных для этого мест; создание стихийных свалок.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства <адрес>, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, к основным задачам Департамента относится координация деятельности по осуществлению сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов.
В соответствии со ст. ст. 2, 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Осуществление мер по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Таким образом, в силу перечисленных норм Департаментом должны осуществляться мероприятия по уборке свалок на территории земель города, в том числе <адрес>, Качинский МО на пересечении <адрес>, (географические координаты №), ориентировочной площадью 4 м2; <адрес>, Качинский МО <адрес> (географические координаты №) ориентировочной площадью 50 м2; <адрес> (географические координаты №) ориентировочной площадью 15 м2; <адрес>, микрорайон Муссон, <адрес> (географические координаты №) ориентировочной площадью 30 м2, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, непринятие Департаментом таких мер нарушает право неопределенного круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту городского хозяйства <адрес> о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства <адрес> ликвидировать несанкционированные свалки:
- <адрес>, Качинский МО на пересечении <адрес>, (географические координаты №), ориентировочной площадью 4 м2;
- <адрес>, Качинский МО <адрес> (географические координаты №) ориентировочной площадью 50 м2;
-<адрес> (географические координаты №) ориентировочной площадью 15 м2;
-<адрес>, микрорайон Муссон, <адрес> (географические координаты №) ориентировочной площадью 30 м2, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ленинского районного суда
<адрес> К.В.Кукурекин