Решение по делу № 2-127/2019 от 26.03.2019

Дело № 2-127/2019

(УИД № 02RS0008-01-2019-000242-14)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Кокса                          20 мая 2019 года

Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи         Шатиной С.Н.,

при секретарях                     Гороховой Л.Н., Штанаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, МБОУ «Тюнгурская ООШ» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:    

Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с иском (с последующим изменением исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, МБОУ «Тюнгурская ООШ» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, приняв меры по обеспечению ручным металлодетектором МБОУ «Тюнгурская ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ «Тюнгурская ООШ», приняв меры по организации пропускного и внутриобъектового режимов зданий МБОУ «Тюнгурская ООШ», расположенных по адресу: <адрес>, путем организации постоянного присутствия сотрудников охраны в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Тюнгурская ООШ» установлены нарушения п. 17, пп. «г» п. 18, п. 19, пп. «б» п. 20, п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235.

Так, в образовательном учреждении лица, осуществляющие пропускной режим, не обеспечены ручными металлодетекторами, что препятствует надлежащему исполнению положений антитеррористического законодательства, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении и способствует беспрепятственному проносу в образовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов.

В образовательном учреждении не организован надлежащим образом и не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режимы. О данном факте свидетельствует как отсутствие в образовательном учреждении регламентации организации пропускного режима (порядок пропуска обучающихся, работников, посетителей и допуска транспортных средств) и внутриобъектового режима, так и отсутствия лиц, основной трудовой функцией которых является контроль за соблюдением пропускного режима.

В соответствии с Уставом школы учредителем и собственником имущества Учреждения является Муниципальное образование «Усть-Коксинский район» Республики Алтай.

Уставом муниципального образования «Усть-Коксинский район» администрация наделена полномочиями по обеспечению исполнительно-распорядительных функций по эффективному решению вопросов местного значения Усть-Коксинского муниципального района в интересах населения, разработке проекта местного бюджета, его исполнения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района; обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления района; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; наделение имуществом муниципальных предприятий и учреждений, осуществление контроля за его использованием по назначению и сохранностью, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Указанные нарушения требований закона в случае террористических проявлений создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, воспитанников и работников, находящихся в зданиях образовательных учреждений Усть-Коксинского района, как в настоящее время, так и в будущем, чем нарушает конституционные права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Коксинского района Копцев А.В. поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Усть-Коксинский район» Иркитова Ю.В. в судебное заседание не явилась, обратившись с ходатайством о рассмотрении дела без их участия, по исковым требованиям возражений не имеют.

Ответчик МБОУ «Тюнгурская ООШ» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Суд, выслушав помощника прокурора Копцева А.В., исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пп. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.10.2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования), вступившее в законную силу с 21.10.2017 г., которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Пунктом 5 указанных Требований установлено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

В соответствии с пунктом 13 указанных Требований всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.

Согласно паспорта безопасности МБОУ «Тюнгурская ООШ» по результатам обследования присвоена 3 категория опасности.

В соответствии п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно пп. «г» п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Из положений пп. «б» п. 20 Требований следует, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории).

Соответственно, пресечение попыток совершения террористических актов в здании учреждения независимо от степени его защищенности и категории опасности должно достигаться посредством своевременного выявления нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ).

В нарушение указанных требований в образовательном учреждении лица, осуществляющие пропускной режим, не обеспечены ручными металлодетекторами, что подтверждается ответом на запрос прокурора начальника управления образования администрации МО «Усть-Коксинский район» за от ДД.ММ.ГГГГ и препятствует надлежащему исполнению указанных положений антитеррористического законодательства, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении и способствует беспрепятственному проносу в образовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов.

В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:

а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);

б) на выявление потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.

Согласно пп. «б» п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.

Из положений п. 19 Требований следует, что выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий); исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий).

Согласно п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра потенциально опасных объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.

В силу требований п. 22 Постановления в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия: разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охраны на территории данных учреждений.

В МБОУ «Тюнгурская ООШ» не организован надлежащим образом и не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режимы, отсутствуют лица, основной трудовой функцией которых является контроль за соблюдением пропускного режима. Согласно ответу на запрос прокурора за от ДД.ММ.ГГГГ начальника управления образования администрации МО «Усть-Коксинский район», физическая охрана школы в дневное время осуществляется техническим персоналом учреждения на основании приказа по обеспечению безопасности учащихся и работников школы, антитеррористической защищенности школ; в ночное время физическая охрана представлена сторожем. Пропускной и внутриобъектовый режимы осуществляются теми же лицами (технический персонал и сторож). В каждой школе ведется видеонаблюдение, как наружное, так и внутреннее. Во всех образовательных организациях района оборудован канал передачи тревожных сообщений в ЕДДС. В школах района отсутствуют типовые инструкции охраны, поскольку нет охранников и вахтеров.

Суд соглашается с доводами истца, поскольку указанные обстоятельства снижают антитеррористическую безопасность образовательной организации с массовым пребыванием людей и влечет за собой нарушение прав обучающихся, работников образовательного учреждения и других граждан на безопасность и охрану жизни и здоровья. Существующая в образовательном учреждении охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической защиты детского учреждения, так как лица из технического персонала учреждения, на которых возложена дополнительная обязанность по пропуску учеников и работников в образовательное учреждение и охрана детей, периодически заняты на выполнение своей основной функции по обслуживанию учреждения и не могут в связи с этим обеспечить надлежащую и постоянную защиту, в том числе и по причине отсутствия права применения физической силы, что создает возможность для проникновения и пребывания в детском учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий.

Наличие в здании учреждения тревожной кнопки также не свидетельствует о надлежащем уровне защищенности, поскольку данное образовательное учреждение расположено в отдаленном от служб быстрого реагирования.

Надлежащая физическая охрана образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, работников и посетителей учреждения, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Согласно Уставу МБОУ «Тюнгурская ООШ», школа является бюджетным общеобразовательным учреждением. Учредителем образовательной организации является администрация МО «Усть-Коксинский район» РА. Функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай. Имущество закреплено за образовательной организацией на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Образовательная организация находится в ведомственном подчинении главного распорядителя средств бюджета муниципального образования «Усть-Коксинский район», уполномоченного в сфере образования - управления образования администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай (

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Вышеуказанные нарушения требований законодательства по противодействию терроризму в случае террористических проявлений создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, воспитанников и работников, находящихся в здании образовательной организации, в связи с этим исковые требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд полагает возможным установить ответчикам шестимесячный срок для обеспечения образовательной организации ручным металлодетектором и один год для принятия мер по организации пропускного и внутриобъектового режимов зданий школы путем организации постоянного присутствия сотрудников охраны, полагая данные сроки достаточными для устранения нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» РА, МБОУ «Тюнгурская ООШ» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности удовлетворить в полном объеме.

Обязать МБОУ «Тюнгурская ООШ», администрацию муниципального образования «Усть-Коксинский район» устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, приняв меры по обеспечению ручным металлодетектором МБОУ «Тюнгурская ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать МБОУ «Тюнгурская ООШ», администрацию МО «Усть-Коксинский район» принять меры по организации пропускного и внутриобъектового режимов зданий МБОУ «Тюнгурская ООШ», расположенных по адресу: <адрес>, путем организации постоянного присутствия сотрудников охраны в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд.

Судья                  С.Н. Шатина

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-127/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Усть-Коксинского района
Ответчики
МБОУ "Тюнгурская ООШ"
Администрация МО "Усть-Коксинский район
Суд
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
ust-koksinsky.ralt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
10.04.2020Дело передано в архив
20.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее