Гражданское дело ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2019 года г.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Усольцева Л.А.,
при секретаре Гулгеновой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дылыковой Е.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Ц. к Администрации г.Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте города Улан-Удэ с учетом права на дополнительную жилую площадь,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд в собственных интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Ц., ДД.ММ.ГГГГ г.р., истец Дылыкова Е.А. просила возложить на ответчика Администрацию г. Улан-Удэ обязанность предоставить на состав семьи 2 человека ( она с сыном) вне очереди по договору социального найма жилое помещение в черте городского округа г. Улан-Удэ, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Дылыкова Е.А с несовершеннолетним сыном Ц., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживают по адресу: ..., с семьей родственников свыше 10 человек. Истец ссылалась на наличие права у нее и сына на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в границах г. Улан-Удэ отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, и права на дополнительную жилую площадь,так как, они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 2 человека, по категории «граждане..................., при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно», а также по категории «малоимущие».
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 20.12.2018 г. к участию в деле были привлечены: в качестве соответчика – Министерство финансов Республики Бурятия, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Правительство Республики Бурятия ( л.д. 29-30).
В судебном заседании представитель истца по доверенности ( л.д. 7) Доржиева Б.В. иск поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Аюшеева Д.Н. иск не признала, просила учесть письменный отзыв на иск. Она ссылалась на то обстоятельство, что Администрация города является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является субъект РФ. Обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма – за счет жилищного фонда субъекта РФ. Конституционный суд РФ в определении от 17.12.2009 г. по делу № 1563-О-О разъяснил применение положений части 2 статьи 57 ЖК РФ и указал, что условие о предоставлении определенной категории граждан жилых помещений вне очереди закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Учитывая, что Дылыкова Е.А. и Ц. как граждане, ..................., при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в государственном жилищном фонде Республики Бурятия, они и должны обеспечиваться жилым помещением из указанного фонда, что разъяснил Верховный Суд РФ в последнем Обзоре судебной практики.
В судебном заседании отсутствовали истец Дылыкова Е.А., представитель соответчика Министерства финансов Республики Бурятия, представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия, будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
От представителя соответчика Министерства финансов РБ по доверенности Селиной Е.В. поступил отзыв на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве представитель соответчика ссылался на отсутствие законных оснований для удовлетворения исковых требований, т.к. предоставление жилых помещений по договорам социального найма регулируется нормами жилищного законодательства, в компетенцию Министерства не входят вопросы предоставления жилых помещений; гражданам, ....................., при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, жилые помещения по договору социального найма предоставляются местной администрацией вне очереди ( что отражено в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2018).
От представителя третьего лица Правительства Республики Бурятия по доверенности А.А.Бурловой поступил отзыв на исковое заявление, в котором содержалось мнение о праве истца с ребенком Ц. на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь из муниципального жилищного фонда; отсутствуют нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Бурятия, предусматривающие обязанность Правительства Республики Бурятияпо обеспечению жильем инвалидов, и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года; указанная категория граждан обеспечивается жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие истца Дылыковой Е.А., учитывая направление ей в судебное заседание представителя и не ходатайствовавшей о рассмотрении дела при ее обязательном участии. Также суд нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя соответчика Министерства финансов Республики Бурятия, представителя третьего лица Правительства Республики Бурятия, учитывая поступившие отзывы на иск и ходатайства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Ц., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ..................... по категории «.....................», что подтверждается Справкой ..., выданной ФКУ «.....................» Минтруда России ..................... (л.д. 12).
Согласно Заключения ВКК «..................... ...» ... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14) Ц. состоит на ..................... учете с диагнозом ..................... что входит в перечень заболеваний, утвержденных Приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Согласно Справки ГБУЗ «.....................» Ц., ДД.ММ.ГГГГ г.р., находится на ..................... учете по поводу ..................... которое подпадает под действие Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. № 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" (л.д. 15).С 01.01.2018 г. действует Перечень, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н « Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Истцом предоставлены врачебное Заключение, справка, основанные на действующем на момент рассмотрения дела Приказе МЗ РФ от 29.11.2012 г. N 987н, Приказе МЗ РФ от 30.11.2012 г. № 991н, содержащее обоснование, что заболевание Ц., ДД.ММ.ГГГГ г.р.,входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также в Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь.
Согласно справки .... ..., выданной ФКУ «.....................» Минтруда России ..................... (л.д. 11) Дылыкова Е.А.. ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ...................... Из Заключения ГБУЗ «..................... ...» ... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) у Дылыковой Е.А. имеется ..................., которое входит в перечень заболеваний, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Согласно свидетельства о регистрации по месту жительства (л.д. 10) несовершеннолетний Ц., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Дылыкова Е.А. зарегистрированы по адресу: .... По указанному адресу зарегистрировано 14 человек, что следует из предоставленной Справки ..., выданной МКУ « Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г. Улан-Удэ» от 10.12.2018 г.
Занимаемое Ц. 2008 г.р., Дылыковой Е.А. указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Д. согласно свидетельства о государственной регистрации права ... от ДД.ММ.ГГГГ.
Обстоятельство нуждаемости Ц., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Дылыковой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в жилом помещении подтверждено муниципальными актами о принятии Ц. и Дылыковой Е.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по следующим категориям – « малоимущие» с составом семьи 2 человека ( номер очереди - ...), « ..................... при котором совместное проживание с ними в одной квартире невозможно» с составом семьи два человека (номер очереди - ...) согласно Распоряжений ... от ДД.ММ.ГГГГ ..., от ДД.ММ.ГГГГ ..., от ДД.ММ.ГГГГ ... ( л.д. 16,17,18,19).
Суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истцом Дылыковой Е.А., так как, было доказано, что у Дылыковой Е.А, ребенка Ц., диагностировано наличие ..................., включенного в утвержденный в установленном порядке Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Суд соглашается с доводами иска о возникновении права Дылыковой Е.А, Ц. на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абз.6 ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма за счет муниципального жилищного фонда в границах г. Улан-Удэ, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, с учетом права на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления не более чем в два раза.
Данное право основано на положениях п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающих, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Заявленные исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика Администрации г.Улан-Удэ в отзыве о безосновательности заявленных к Администрации г. Улан-Удэ исковых требований не могут быть приняты во внимание в силу следующих обстоятельств.
Согласно положениям ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального наймапредоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 52 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В части 3 данной статьи указано, что «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации».
Из вышеуказанных положений жилищного законодательства в их совокупности следует, что любой гражданин, в том числе и инвалид, признанный нуждающимся в жилом помещении и являющийся малоимущим, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
Такая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 г. № 551-О-О по жалобе гражданина Кудряшова Ю.А., поскольку изложена следующая позиция :«Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N1548-О-О);не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий».
В Республике Бурятия не создан государственный жилищный фонд для такой категории граждан, как «граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно». Действующее жилищное законодательство РФ не предусматривает запрета на обеспечение инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Возражения представителя ответчика со ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018) основаны не неправильном толковании утвержденных Президиумом ВС РФ 26.12.2018 г. разъяснений. В указанном в Обзоре определении по делу от 03.07.2018 N 20-КГ18-22не имелось никаких сведений о постановке истца на учетпо обеспечению жилым помещением по категории «малоимущий». В указанном Определении сделан вывод, что «Реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным вПеречне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотреннымпунктом 3 частью 2 статьи 57Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления;граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации».
В вышеназванном определении ВС РФ приведен анализ закона субъекта Российской Федерации ( Дагестана), регулирующий спорные правоотношения.
Согласно действующего в Республике Бурятия Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 г. № 1732-111 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» не предусмотрено положений о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Республики Бурятия по договору социального найма.
Ответчиком не было учтено разъяснение, данное в п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 ( 2018), утвержденном Президиумом ВС РФ 04.07.2018 г. «гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, жилые помещения по договору социального найма предоставляются местной администрацией вне очереди» со ссылкой на принятое ВС РФ Определение № 21-КГ17-19 от 10.10.2017 г. Из указанного Определения следует, что ВС РФ признано право истца на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилого фонда, учтены обстоятельства постановки истца на учет по категориям «граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно», и признание малоимущей.
Поскольку, Дылыкова Е.А., Ц., признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории « малоимущие граждане», они также поставлены на учет по категории граждан, ..................., при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, суд находит обоснованными заявленные исковые требования к Администрации города Улан-Удэ о предоставлении им жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма во внеочередном порядке с составом семьи 2 человека.
Неполучение ответчиком денежных средств в виде субвенций от органа государственной власти субъекта РФ, необходимых для предоставления жилого помещения гражданам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилой площадью, не может служить основанием для отказа истцу в реализации прав на жилище, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, так как, социальная защита инвалидов и обеспечение им нормальных условий существования, права на жилище, не ставится законодателем в зависимость от соблюдения условий получения достаточных финансовых средств.
Так как, Ц., Дылыкова Е.А. имеют право на внеочередное обеспечение жилой площадью из муниципального жилищного фонда, они не обеспечены жилой площадью вне очереди, их право на внеочередное обеспечение жилой площадью следует признать нарушенным.
Суд находит избранный по делу истцом способ защиты нарушенного права соответствующим положениям ст. 12 ГК РФ.
На ответчика подлежит возложению обязанность по предоставлению истцу Дылыковой Е.А., несовершеннолетнему Ц., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на состав семьи 2 человека во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Предоставляемое истцу по договору социального найма жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 57 ЖК РФ относительно соблюдения нормы предоставления, а также находиться в границах МО г.Улан-Удэ, отвечать санитарным и техническим требованиям.
Также ответчик при предоставлении по договору социального найма жилого помещения по норме предоставления обязан обеспечить реализацию права несовершеннолетнего Ц. на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления не более чем в два раза, что следует из положений абз.6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181- ФЗ, так как, он подпадает под действие Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 г. № 991н согласно предоставленной справки ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер» на л.д. 15.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление Дылыковой Е.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Ц. к Администрации г.Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте города Улан-Удэ с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить несовершеннолетнему Ц., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцу ..., Россия, на состав семьи два человека: он и мать Дылыкова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в размере не менее нормы предоставления, в границах муниципального образования «город Улан-Удэ» с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ РБ.
Судья Усольцева Л.А.