№ 2-98/2023
67RS0003-01-2022-002516-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2024 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Дмитриевой Г.И.,
судей Филенковой С.В., Шнытко С.М.,
при секретаре (помощнике судьи) Макриденкове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 22 сентября 2023 года,
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителя Правительства Смоленской области - Лавриненковой М.А., представителя СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» - Ярмак С.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, истцов Аверьянова В.И., Леонченковой Е.С., представителя Промышленной районной прокуратуры г. Смоленска Кожановой А.Г., представителя Смоленской областной организации общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства – Кулешова В.В., возражавших по существу апелляционной жалобы,
установила:
Заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска, уточнив требования, действуя в АверьяноваВ.И., Павлюченкова А.М., Овчинникова В.А., Леонченковой Е.С., уточнив требования, обратился к СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» (после реорганизации МБУ «Дормостстрой», СОГБУ «Дормостстрой»), Администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области с требованием о взыскании недополученной заработной палаты, указав, что истцы осуществляли трудовую деятельность в МБУ «Дормостстрой». 11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства. Являясь ассоциированным членом Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор», Администрация города Смоленска в установленном законом порядке, отказ от присоединения к данному соглашению в Минтруд России не направила. Не реализовало такую возможность и МБУ «Дормостстрой», вследствие чего, Учреждение считается присоединившимся к нему.
В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденных муниципальных заданий, предприятие приняло на себя обязанность обеспечить выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети г.Смоленска. В процессе своей деятельности работодатель не отказывался от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 годы, соответственно автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению.
Постановлением Администрации г.Смоленска от 01.11.2018 №2893-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ «Дормостстрой», которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением администрации г.Смоленска от 05.11.2008 №1821-фдм «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений г.Смоленска», Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы.
Однако, за период с 01.01.2020 года вплоть до 01.10.2022 заработная плата работникам МБУ «Дормостстрой» выплачивалась не в полном объеме, поскольку ее начисление производилось без учета общих принципов регулирования правоотношений по оплате труда, установлению гарантий и льгот, предусмотренных положениями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства.
Размер начисляемой истцам тарифной ставки (оклада) был ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Не соответствовал утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, работодателем неверно исчислялись тарификационные оклады работников и положенные им компенсационные (оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни) и стимулирующие (премиальные) надбавки, что в совокупности привело к заниженному начислению оплаты труда.
Просил о взыскании с работодателя:
- задолженности по заработной плате, рассчитанной на основании Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы за период 01.03.2021 по 30.09.2022 в пользу: Аверьянова В.И. – 144834,87 руб.; Овчинникова В.А. – 180690,66 руб.; Павлюченкова А.М. – 144150,37 руб.; за период с 01.03.2021 по 16.10.2021 в пользу Леонченковой Е.С. – 19471,27 руб.;
- денежные средства в счет компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст. 236 ТК РФ за период с 16.04.2021 по 20.09.2023 в пользу Овчинникова А.С. в размере 62818,99 руб., и по фактическое исполнение решения суда.
- денежные средства в счет компенсации морального вреда в пользу Аверьянова В.И., Леонченковой Е.С., Овчинникова В.А., Павлюченкова А.М. - по 50000 руб. каждому.
- обязать Администрацию Смоленской области выделить денежные средства СОГБУ «Смоленскавтодор» для произведения выплат.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС РФ, после замены определением суда на правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Смоленской области, Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации г. Смоленска, Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильных дорог «РАДОР», Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Смоленская областная общественная организация «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».
Истцы в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, в интересах истцов выступает помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Поваренкова С.С., которая в судебном заседании заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика СОГБУ «Смоленскавтодор» Ярмак С.И. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать.
Представитель ответчика Администрации г.Смоленска в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании возражал относительно заявленных требований.
Представитель третьего лица, Смоленской областной общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» Кулешов В.В. полностью поддержав заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Смоленской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, возражений суду не представил.
Представитель третьего лица Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно.
Представитель третьего лица Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» в судебное заседание не явился, в представленном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 22.09.2023 исковые требования удовлетворены частично.
Взыскано с СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог»:
в пользу Аверьянова В.И. недополученная работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 144834,87 руб.; компенсация морального вреда в размере 5000 руб.,
в пользу Павлюченкова А.М. за тот же период в размере 144150,37 руб.; компенсация морального вреда в размере 5000 руб.,
в пользу Леонченковой Е.С. недополученная работником за период с 01.03.2021 по 16.10.2021 в размере 19417,27 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб.,
в пользу Овчинникова В.А. за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в размере 180 690,66 рублей, компенсация морального вреда в размере 5000 руб.; компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 14.09.2023 в размере 62818,99 руб., а также проценты (компенсация) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день задержки, начиная с 15.09.2023 по день фактического расчета включительно,
- начисляемые на сумму задолженности за март 2021 г. в размере 6845,21 руб.,
- за апрель 2021 г. в размере 8257,52 руб.,
- за май 2021 г. в размере 8487,20 руб.,
- за июнь 2021 г. в размере 8132,14 руб.,
- за июль 2021 г. в размере 6726,79 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за август 2021 г. в размере 8201,52 руб.,
- за сентябрь 2021 г. в размере 8036,08 руб.,
- за октябрь 2021 г. в размере 8217,26 руб.,
- за ноябрь 2021 г. в размере 7962,21 руб.,
- за декабрь 2021 г. в размере 8201,52 руб.,
- за январь 2022 г. в размере 11734,37 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за февраль 2022 г. в размере 9073,39 руб.,
- за март 2022 г. в размере 13027,43 руб.,
- за апрель 2022 г. в размере 10497,63 руб.,
- за май 2022 г. в размере 8194,67 руб.,
- за июнь 2022 г. в размере 12706,30 руб.,
- за июль 2022 г. в размере 11239,85 руб.,
- за август 2022 г. в размере 12706,30 руб.,
- за сентябрь 2022 г. в размере 12443,27 руб.
В апелляционной жалобе Правительство Смоленской области указывает, что судом допущены нарушения норм материального права, просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 56 ТК РФ).
11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства и устанавливают дополнительные гарантии в сфере оплаты труда работников отрасли.
Инициируя настоящий спор, прокурор, действующий в интересах работников МБУ (СОГБУ) «Дормостстрой», настаивал на необходимости применения данного отраслевого Соглашения, полагая, что положения такового распространяются на работников МБУ (СОГБУ), осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск.
Следовательно, юридически значимым для разрешения настоящего спора являлось установление фактического вида деятельности, осуществляемой МБУ «Дормостстрой», с оценкой возможности отнесения таковой к деятельности в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск.
В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Главы г. Смоленска 02.12.2016, Учреждение являлось некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Смоленска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, а также благоустройства. По своему типу Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением (п.1.4 Устава).
В выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности указан код 42.11 – Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.
Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает понятие дорожной деятельности, определяя таковую, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
После реорганизации МБУ вид деятельности учреждения не изменился.
Таким образом, суд пришел к убеждению, что МБУ (СОГБУ) «Дормостстрой» относится к учреждению, осуществляющему деятельность по организации дорожного хозяйства, что сторонами по делу не оспаривалось.
Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 29.06.2023 произведена замена ответчика в порядке процессуального правопреемства с СОГБУ «Дормостстрой» на его правопреемника – СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог», в связи с произведенной реорганизацией в форме присоединения с 16.06.2023.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства, и, руководствуясь положениями ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 08. 11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 15.04.2022), ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", правильно исходил из того, что СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» фактически осуществляется деятельность в отрасли дорожного хозяйства, включающая проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержанию автомобильных дорог.
Приходя к такому выводу, суд дополнительно учел положения ст. 45 ТК РФ, определяющие, что Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
Будучи принятым на федеральном уровне, данное Соглашение действительно содержит обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых, будет осуществляется за счет средств муниципального бюджета, в силу чего, оно должно заключаться с обязательным участием соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом, указанные органы выступают стороной соглашения, т.е. являются представителями работодателя.
В противном случае работодателями может быть использован вышеописанный законодательный механизм, гарантирующий возможность мотивированно отказаться от присоединения к соглашению. Иными словами, работодатель, осуществляющий деятельность в соответствующей хозяйственной отрасли и по каким-либо причинам не имеющий возможности принять на себя финансовые обязательства по федеральному отраслевому соглашению, в том числе и силу непосильного бремени на муниципальный бюджет, должен использовать процедуру отказа от присоединения к отраслевому соглашению.
Поскольку в трудовом законодательстве отсутствуют критерии оценки мотивов отказа работодателя, а у Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации нет полномочий по признанию отказа не мотивированным, суд приходит к убеждению об отсутствии механизма непринятия подобного рода отказа, реализация которого является основополагающей гарантией защиты прав работодателя.
Судом обоснованно принято во внимание, что Администрация г. Смоленска, будучи своевременно проинформированной об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы, предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.
Следствием вышеизложенного стал вывод суда о том, что на Администрацию г. Смоленска, СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог» и работников данной организации распространяются положения отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г., условия которого, работодателем не исполнялись.
Судом установлено, что на основании трудового договора №7 от 01.01.2017, Аверьянов В.И. с 01.01.2007 принят в МБУ «Дормостстрой» на должность асфальтобетонщик 03 разряда, в структурное подразделение - Участок по ремонту автомобильных дорог, по часовому тарифу. Дополнительным соглашением от 01.10.2020, 01.10.2020 оклад в соответствии со штатным расписанием установлен в размере 13 091,00 руб., с ежемесячной надбавкой в размере 5 154,00 руб.
Данный факт подтверждается приказом №7-к от 01.01.2017, которым Аверьянов В.И. принят с 01.01.2017 дорожным рабочим 03 разряда, в структурное подразделение – Участок механизации
В настоящее время названный работник продолжает осуществлять трудовую деятельность в СОГБУ «Смоленскавтодор».
На основании трудового договора №72 от 01.01.2017, Павлюченков А.М. с 01.01.2017 принят в МБУ «Дормостстрой» на должность асфальтобетонщик 03 разряда, в структурное подразделение - Участок по ремонту автомобильных дорог, по часовому тарифу.
Дополнительным соглашением от 01.01.2020 и от 01.10.2020, в соответствии со штатным расписанием, оклад Павлюченков А.М. установлен в размере 13 091,00 руб., с ежемесячной надбавкой в размере 5 154,00 руб.
Данный факт подтверждается приказом №72-к от 01.01.2017, которым Павлюченков А.М. принят с 01.01.2017 в структурное подразделение - Участок по ремонту автомобильных дорог, на должность асфальтобетонщика 03 разряда.
В настоящее время указанный работник продолжает осуществлять трудовую деятельность в СОГБУ «Смоленскавтодор».
На основании трудового договора №69 от 01.01.2017, Овчинников В.А. с 01.01.2017 принят в МБУ «Дормостстрой» на должность дорожный рабочий 04 разряда, в структурное подразделение - Участок по ремонту автомобильных дорог, по часовому тарифу.
Дополнительным соглашением от 01.01.2019, 01.01.2020 и от 01.10.2020, в соответствии со штатным расписанием, оклад Овчинникова В.А. установлен в размере 14 582,00 руб., с ежемесячной надбавкой в размере 6 658,00 руб. Данный факт подтверждается приказом №69-к от 01.01.2017, которым Овчинников В.А. принят с 01.01.2017 в структурное подразделение - Участок по ремонту автомобильных дорог, на должность дорожный рабочий 04 разряда
В настоящее время указанный работник продолжает осуществлять трудовую деятельность в СОГБУ «Смоленскавтодор».
На основании трудового договора №111 от 01.01.2017, Леонченкова Е.С. с 01.01.2017 принят в МБУ «Дормостстрой» на должность дорожный рабочий 02 разряда, в структурное подразделение - Участок по содержанию автомобильных дорог, по часовому тарифу.
Дополнительным соглашением от 01.01.2020 в соответствии со штатным расписанием, оклад Леонченковой Е.С. установлен в размере 11 573,00 руб., с ежемесячной надбавкой в размере 3 355,00 руб.
Данный факт подтверждается приказом №111-к от 01.01.2017, которым Леонченкова Е.С. принята с 01.01.2017 в структурное подразделение - Участок по содержанию автомобильных дорог, на должность дорожный рабочий 02 разряда.
В настоящее время с указанным работником расторгнуты трудовые отношения, что подтверждается Приказом № 21-лс от 06.10.2021, в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, по инициативе работника.
Постановлением Администрации г. Смоленска № 2893-адм от 01.11.2018 утверждено положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «Дормостстрой», которое вступило в силу с 01.01.2019. В соответствии с п.1.3. Положения Система оплаты труда работников учреждения, включающая в себя размеры тарифных ставок, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Система оплаты труда работников учреждения устанавливается с учетом: Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; профессиональных стандартов; государственных гарантий по оплате труда; рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; мнения соответствующих профсоюзных органов и объединений работодателей.
Руководитель учреждения несет ответственность за своевременную и правильную оплату труда работников учреждения в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1.6. Положения предусмотрено, что оплата труда рабочих учреждения осуществляется на основе тарифных ставок, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы. Рабочим учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п. 1.7.).
Расходы на оплату труда рабочих учреждения осуществляются в пределах средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения из средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на соответствующий финансовый год, и от иной приносящей доход деятельности (п. 1.9. Положения).
Фонд оплаты труда рабочих учреждения состоит из тарифных ставок, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Тарифные ставки рабочих учреждения утверждаются штатным расписанием учреждения. Штатное расписание формируется в пределах установленного фонда оплаты труда, утверждается руководителем учреждения и согласовывается с начальником Управления дорожного хозяйства и строительства Администрации г.Смоленска и заместителем Главы г.Смоленска по городскому хозяйству. При формировании фонда оплаты труда рабочих учреждения сверх суммы средств, направляемых для выплаты 12 тарифных ставок, предусматриваются средства для следующих стимулирующих выплат в расчете на год: для рабочих учреждения (за исключением уборщиков территорий, служебных и производственных помещений, рабочих, выполняющих сезонные работы, контроллеров КПП) (в расчете на год): премиальные выплаты по итогам работы – в размере 6,55 тарифной ставки; для рабочих учреждения, выполняющих сезонные работы (в расчете на шесть месяцев): премиальные выплаты по итогам работы – в размере 1,7 тарифной ставки (п. 2.1., 2.2. 2.3. Положения).
Рабочим учреждения осуществляются следующие виды компенсационных выплат: выплаты рабочим, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). К выплатам симулирующего характера рабочим учреждения относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы за месяц (квартал, год) (Раздел 3 и 4 Положения).
В решении суда приведен подробный алгоритм начисления заработной платы всех истцов исходя из занимаемой ими должности, а также из межтарифного коэффициента, определенного Соглашением.
Данные расчеты судом приняты за основу, учитывая и то, что при несогласии с таковыми, со стороны Администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области контррасчеты не представлены, суд обоснованно посчитал необходимым взыскать в пользу работников недополученную заработную плату в установленных размерах.
Вместе с тем суд обоснованно, руководствуясь положениями ст. 236 ТК РФ, постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.Б. Сергеева», взыскал в пользу истца Овчинникова В.А. проценты за нарушение сроков выплаты заработной платы в общем в размере 62818,99 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Ответственность бюджетного учреждения по своим обязательствам имеет особенности, которые определяются правилами статей 123.21 - 123.23 ГК РФ, а также требованиями ряда специальных федеральных законов, регулирующих деятельность тех или иных некоммерческих организаций.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.05.2020 N 23-П, в качестве общего принципа имущественной ответственности публично-правовых образований в пункте 3 статьи 126 ГК РФ установлено, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Пункт 3 ст. 123.21 ГК РФ закрепляет ограниченную ответственность учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом; при недостаточности указанных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и пунктом 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" регламентирует особенности правового статуса бюджетного учреждения, имеющего специальную правоспособность, обладающего имущественными правами для решения задач, которые ставит перед ними учредитель - публичный собственник, участвуют в гражданском обороте в очерченных законом границах и сообразно целям своей деятельности, выступая в гражданских правоотношениях от своего имени и неся, по общему правилу, самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.
Абзацем первым ч. 5 ст. 123.22 ГК РФ, введенной Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 г., предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Согласно абзацу второму ч. 5 ст. 123.22 ГК РФ, по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым данного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Исходя из буквального толкования приведенных норм, субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения возникает при определенных правовых основаниях, установленных законодателем, в связи с чем, собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам.
В рассматриваемом споре правоотношения не вытекают из причинения вреда гражданину.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 20.12.2022 № 1969-р/адм принято в государственную собственность Смоленской области на безвозмездной основе являющееся муниципальной собственностью города Смоленска муниципальное бюджетное учреждение «Дормостстрой», как имущественный комплекс.
В связи с этим, МБУ «Дормостстрой» переименовано в Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Дормостстрой» с внесение 20.01.2023 в ЕГРН соответствующей записи.
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Дормостстрой» прекратило свою деятельность как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения к Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению «Управление областных автомобильных дорог», с внесение 16.06.2023 соответствующей записи в ЕГРЮЛ, на основании Распоряжения Администрации Смоленской области от 21.02.2023 № 363-р/адм. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляют Администрация Смоленской области и Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству.
Указание в апелляционной жалобе на неправильность произведенного судом расчета недополученного заработка истца не может быть принято во внимание, поскольку оно ничем не подтверждено и контррасчет как Правительством Смоленской области, так и Администрацией г. Смоленска не представлен ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции.
Вопреки доводам жалобы при рассмотрении спора нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые являлись бы основанием для отмены состоявшегося по делу решения в связи с чем, судебная коллегия оставляет ее без удовлетворения.
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 22 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Смоленской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
В окончательной форме определение суда изготовлено 21.03.2024.