Дело № 2а-737/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2018 года
Свердловский районный суд г.Костромы в составе председательствующего Кучиной Е.А., при секретаре Вагиной К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора г.Костромы к Администрации г.Костромы об оспаривании бездействия,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Костромы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением в котором просит признать незаконным бездействие Администрации г.Костромы по неисполнению требований представления прокурора от <дата>, выразившееся в непринятии мер к разработке и утверждению плана реализации Генерального плана города Костромы и возложении на ответчика обязанности по разработке и утверждению такого плана в соответствии с Законом Костромской области от 28.05.2007 г № 150-4-ЗКО «О документах территориального планирования муниципальных образований Костромской области». Иск мотивирован тем, что статьей 7 Закона Костромской области от 28 мая 2007 г № 150-4-ЗКО «О документах территориального планирования муниципальных образований Костромской области», реализация документов территориального планирования муниципальных образований Костромской области осуществляется в соответствии с планами реализации схем территориального планирования муниципальных районов, планами реализации генеральных планов поселений, планами реализации генеральных планов городских округов, которые утверждаются главами местных администраций, в течение трех месяцев со дня утверждения соответствующих документов территориального планирования. В состав плана реализации документа территориального планирования муниципального образования входят мероприятия со сроками их реализации. План реализации документов территориального планирования муниципальных образований утверждается на срок не менее чем два года, по истечении которого подготавливается новый план на следующий срок, продолжительностью не менее двух лет. Прокуратурой г.Костромы проведена проверка исполнения норм градостроительного законодательства, которой установлено что в г.Костроме отсутствует утвержденный в установленном порядке План реализации генерального плана города, о чем в адрес Администрации города <дата> прокурором внесено представление №пр-2017, вместе с тем мер к разработке такого Плана ответчиком не принято.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственно-правовое управление Костромской областной Думы.
В судебном заседании помощник прокурора Густова О.П., иск поддержала, указывая, что целью обращения с настоящим административным иском в суд является пресечение нарушения требований градостроительного законодательства, обеспечения комплексного и устойчивого развития территории города Костромы, доступности неопределенного круга лиц к объектам местного значения, имеющих социальное назначение (детским садам, школам, объектам социального назначения, обустроенным территориям общего пользования и пр.), создание которых должно быть предусмотрено Генеральным планом города Костромы и планом его реализации. Закон Костромской области от 28.05.2007 г № 150-4-ЗКО «О документах территориального планирования муниципальных образований Костромской области» является действующим и обязательным к исполнению, в том числе для ответчика.
Представитель Администрации г.Костромы Харитонова А.А., по доверенности, просила в иске отказать по доводам изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на то, что порядок реализации документов территориального планирования установлен статьей 26 Градостроительного кодекса РФ, в которую Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ внесены изменения, исключающие необходимость разработки планов реализации документов территориального планирования. До внесения данных изменений статья 26 Градостроительного кодекса РФ действовала в иной редакции, положения которой полностью дублируются в действующей редакции Закона Костромской области (статья 7), следовательно, между ст. 7 Закона Костромской области и ст.26 Градостроительного Кодекса РФ имеются противоречия. Во исполнение ч.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ, с целью реализации Генерального плана г.Костромы, ответчиком разработаны и утверждены программы комплексного развития городского округа г.Костромы, которые являются достаточными.
Представитель государственно-правового управления Костромской областной Думы Пелевина Е.В., по доверенности полагала, что иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определение планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с данным Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2).
В целях реализации указанных полномочий принят Закон Костромской области от 28 мая 2007 года № 150-4-ЗКО «О документах территориального планирования муниципальных образований Костромской области» ( далее – Закон области № 150-4-ЗКО), определяющего в том числе состав и порядок подготовки планов реализации документов территориального планирования муниципальных образований, в том числе генерального плана городского округа.
Так, в силу ст.7 Закон области № 150-4-ЗКО, реализация документов территориального планирования муниципальных образований Костромской области осуществляется в соответствии с планами реализации схем территориального планирования муниципальных районов, планами реализации генеральных планов поселений, планами реализации генеральных планов городских округов, которые утверждаются главами местных администраций, в течение трех месяцев со дня утверждения соответствующих документов территориального планирования. Планы реализации документов территориального планирования муниципальных образований подготавливаются на основании документов стратегического планирования муниципальных образований (при их наличии).
В состав плана реализации документа территориального планирования муниципального образования входят мероприятия со сроками их реализации. План реализации документов территориального планирования муниципальных образований утверждается на срок не менее чем два года, по истечении которого подготавливается новый план на следующий срок продолжительностью не менее двух лет. В указанный план ежегодно вносятся изменения в связи с подготовкой и принятием местного бюджета.
Как видно из материалов дела, прокуратурой г.Костромы в <дата> проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в деятельности администрации муниципального образования город Кострома. По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере, о чем в адрес главы Администрации г.Костромы прокурором внесено представление <дата> о принятии мер к разработке и утверждению плана реализации Генерального плана города Костромы.
Судом установлено и ответчиком в настоящем процессе не оспаривалось, что в муниципальном образовании город Кострома, План реализации генерального плана города, как это предусмотрено Законом области № 150-4-ЗКО, отсутствует, предписание прокурора не исполнено, что само по себе указывает на неисполнение органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности, свидетельствуют о его бездействии. Указанные нарушения создают препятствия для осуществления муниципальных услуг в рассматриваемой сфере, нарушает права субъектов предпринимательской деятельности.
Доводы ответчика о том, что ст. 7 Закона Костромской области утратила свою актуальность, разрабатываемые ответчиком программы комплексного развития города, являются достаточными для реализации Генерального плана, суд находит несостоятельным, поскольку положения статьи 7 Закона Костромской области № 150-4-ЗКО по существу дополняют нормы Федерального закона и не противоречит ст.26 Градостроительного кодекса РФ, являются для ответчика обязательными для исполнения. Из представленных ответчиком в материалы дела действующих муниципальных программ, разработанных с целью реализации Генерального плана города Костромы в области коммунальной инфраструктуры, развития транспорта, социальной сферы, утвержденных решением Думы г.Костромы <дата> усматривается, что в них не содержится информации о запланированных мероприятиях в иных сферах, в частности о проекте планировки территорий, по разработке проектной документации, по резервированию земель, решений вопросов местного значения в области культуры, досуга, охраны окружающей среды и прочих, следовательно они не являются достаточными, освобождающими ответчика от выполнения обязанности по разработке и утверждению плана реализации Генерального плана города Костромы.
Таким образом, вопреки положениям ст. 226 КАС РФ, обязывающей административного ответчика доказать законность оспариваемого бездействия либо его отсутствие, администрацией г.Костромы суду не представлено достаточных достоверных доказательств в опровержение доводов административного искового заявления прокурора.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Во исполнение требований ч. 9 ст. 227 КАС РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает что трехмесячный срок является достаточным для административного ответчика для разработки и утверждения плана реализации Генерального плана города Костромы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора г.Костромы удовлетворить.
Признать незаконным бездействие и обязать Администрацию г.Костромы разработать и утвердить план реализации Генерального плана города Костромы в соответствии с положениями ст.7 Закона Костромской области от 28.05.2007 г № 150-4-ЗКО «О документах территориального планирования муниципальных образований Костромской области» в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через суд вынесший решение в течение месяца с момента его изготовления в мотивированном виде.
Судья -