Решение по делу № 8а-5043/2021 [88а-5885/2021] от 01.06.2021

Дело № 2а-1222/2020,

     № 88а-5885/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                         21 июля 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 августа 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Кудриной Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационные жалобы Черкас П.Н. и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Черкас П.Н. к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения Черкаса П.Н., поддержавшего поданную им кассационную жалобу и возражавшего относительно доводов кассационной жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

решением Амурского городского суда Хабаровского края от 21 декабря 2020 года частично удовлетворены административные исковые требования Черкаса П.Н. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее – ФКУ ИК-6), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее – УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России), Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Российской Федерации: признаны незаконными и нарушающими права Черкаса П.Н. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6, выразившиеся в необеспечении Черкаса П.Н. горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание осужденный. На ФКУ ИК-6 возложена обязанность устранить нарушения прав Черкаса П.Н. путем обеспечения административного истца горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание осужденный. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России в пользу Черкаса П.Н. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 рублей (в данной части решение суда обращено к немедленному исполнению).

В удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными действий (бездействия) административных ответчиков в части: необеспечения необходимой жилой площадью на одного осужденного; ограничения возможности нахождения вне пределов занимаемой камеры в течение восьми часов в целях участия в общественно полезной деятельности, в культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, для занятия любой позитивной деятельностью, направленной на ресоциализацию и адаптацию; круглосуточного содержания в запираемой камере по 22 часа в сутки; необеспечения возможности заниматься спортом и физическими упражнениями, спортивными играми, с правом использования личного спортивного костюма; воспрепятствования в коммуникации посредством личного общения и переписки через цензора колонии с иными осужденными; необеспечения права на доступ к естественному освещению и инсоляции в течение светового дня; отказа убрать в камере отсекающую решетку в целях доступа к естественному освещению, окну и батарее; водворения в металлические клетки при всех выводах из камеры; отказа прекратить круглосуточное видеонаблюдение в жилом помещении камеры, а также во время ежедневной прогулки; возложения обязанности устранить данные нарушения; взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, – отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 апреля 2021 года решение Амурского городского суда Хабаровского края от 21 декабря 2020 года изменено: с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Черкаса П.Н. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

1 июня 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационные жалобы Черкаса П.Н. и УФСИН России по Хабаровскому краю, поданные ими 18 мая 2021 года и 6 мая 2021 года, соответственно, через Амурский городской суд города Хабаровска Хабаровского края.

В кассационной жалобе Черкаса П.Н. ставится вопрос об отмене указанных выше решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

В кассационной жалобе УФСИН России по Хабаровскому краю ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в той части, в которой административный иск был удовлетворен, поскольку выводы судов, изложенные в обжалуемых частях судебных актов, не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требованиях в полном объеме.

    Помимо административного истца, представители других участвующих в деле лиц, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

    Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Амурского городского суда Хабаровского края от 21 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 апреля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).

В силу частей 2 и 4 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Частями 2, 3 и 6 статьи 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ под понятием «режима в исправительных учреждениях» понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Частью 1 статьи 83 УИК РФ предусмотрено, что администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении указанных средств надзора и контроля.

Из содержания частей 1 и 4 статьи 91 УИК РФ следует, что осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности. Переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Статьей 103 УИК РФ предусмотрено, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Согласно статьи 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего образования. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональное обучение проходят непосредственно на производстве.

Согласно статье 127 УИК РФ осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии при возникновении угрозы личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночных камерах. Труд указанных осужденных организуется с учетом требований содержания осужденных в камерах. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа, осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, – на ежедневную прогулку продолжительностью два часа, осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, – на ежедневную прогулку продолжительностью два с половиной часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на тридцать минут.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Черкас П.Н. отбывает в ФКУ ИК-6 уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы.

Административный истец содержится в камере, отвечающей по норме жилой площади установленным требованиям, и согласно распорядку дня, утвержденному приказом начальника ФКУ ИК-6 от 16 января 2019 года № 33, при проведении режимных мероприятий может находиться вне камеры: на прогулке (два часа в день), санитарной обработке, выводе в медицинскую часть, в кабинет к психологу, в следственные кабинеты, на судебные заседания в комнаты видеоконференц-связи, на телефонный разговор, в комнаты длительных и краткосрочных свиданий, а также в комнату проведения обысков.

В период отбывания уголовного наказания в ФКУ ИК-6 от Черкаса П.Н. письменных обращений по вопросам его трудоустройства и обучения в администрацию исправительного учреждения не поступало.

По делу установлено, что в ФКУ ИК-6 не могут быть созданы условия для занятия спортом, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания, установленному для осужденных к пожизненному лишению свободы.

Порядок организации и осуществления надзора за осужденными, содержащимися в исправительных колониях ФСИН России, определен Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 года № 252-дсп (далее - Инструкция о надзоре за осужденными), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 2006 года № 8118.

Надзор в колонии направлен на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных, персонала и иных граждан.

Административный истец может общаться с осужденными, содержащимися с ним в одной камере ФКУ ИК-6, тогда как администрация исправительного учреждения в соответствии с положениями Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 года № 252-дсп, обязана пресекать установление каких-либо связей и контактов осужденных, содержащихся в разных камерах одного исправительного учреждения.

Порядок осуществления осужденными переписки, в том числе, переписки между содержащимися в разных исправительных учреждениях осужденными, регламентированный статьёй 91 УИК РФ и пунктом 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295, не предусматривает переписку между осужденными, содержащимися в одном исправительном учреждении.

Общее и дежурное освещение в камерах, наличие металлических решеток, преграждающих доступ к окнам со стороны камер, других металлических решеток в помещениях исправительного учреждения, система вентиляции камер, видеонаблюдение в ФКУ ИК-6 организованы в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДСП, Сводом правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр (далее – Свод правил 308.1325800.2017), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы».

Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года            № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I) предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДСП (далее – Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).

Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Судом установлено, что отсутствие в камере, в которой содержится осужденный Черкас П.Н., централизованного горячего водоснабжения, вызвано отсутствием необходимого оборудования на газовой котельной (газового счетчика), которая построена в 2012 году и которая должна обеспечивать тепло и водоснабжением ФКУ ИК-6. При этом со стороны административных ответчиков не принимаются необходимые меры по введению данной газовой котельной в эксплуатацию.

Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года    № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика – соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления Черкаса П.Н., суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, указал, что отсутствие горячего водоснабжения в камере административного истца, связанное с нерабочим состоянием газовой котельной, которая должна снабжать ФКУ ИК-6, следует признать нарушением условий его содержания в исправительном учреждении.

При снижении размера взыскиваемой в пользу Черкаса П.Н. компенсации с заявленных 700 000 рублей до 5 000 рублей, судебные инстанции исходили из принципов разумности и справедливости, учитывали отсутствие у казенного учреждения собственных средств, необходимых для завершения строительства и запуска котельной в эксплуатацию и отсутствие наступления негативных последствий в связи с отсутствием горячей воды.

Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, регламентирующего порядок исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, нормы материального обеспечения осужденных, в том числе жилой площадью, и фактические условия содержания административного истца в исправительном учреждении, правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, правила осуществления надзора за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, регламентирующих, в том числе порядок, использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, режим содержания лиц, осужденных к лишению свободы, в исправительных учреждениях, порядок и условия их трудоустройства, профессионального обучения, доступа к получению высшего образования, требования к оборудования исправительных учреждений средствами охраны и надзора; приняв во внимание специфику исправительного учреждения для содержания лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, необходимость ограничения контактов между таким осужденными, содержащимися в одном исправительном учреждении; исследовав возможность организации в ФКУ ИК-6 спортивных мероприятий, отсутствие обращений со стороны Черкаса П.Н. по вопросам его трудоустройства либо получения образования, – не нашли оснований для удовлетворения остальной части заявленных административных исковых требований.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает принятые по делу решение и апелляционное определение законными и обоснованными.

Вопреки доводам кассационных жалоб, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, основанными на верном применении норм материального и процессуального права, на правильном установлении юридически значимых обстоятельств по делу, а также на надлежащей (по правилам статьи 84 КАС РФ) оценке имеющихся доказательств.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения большей части заявленных Черкасом П.Н. административных исковых требований, за исключением требований о нарушении условий содержания в исправительном учреждении, связанных с необеспечением осужденного горячим водоснабжением в камере.

Доводы кассационной жалобы Черкаса П.Н. ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, не содержат; по существу они выражают несогласие осужденного с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые касаются определения размера взысканной в пользу Черкаса П.Н. компенсации, однако данные доводы, в силу положений части 2 статьи 328 КАС РФ, не могут являться основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке.

Ссылки в кассационной жалобе УФСИН России по Хабаровскому краю на то, что здания ФКУ ИК-6 спроектированы и построены в период действия нормативных правовых актов, которые не предусматривали обязательной подводки горячей воды к умывальникам, находящимся в камерах, не могут повлечь за собой отмену либо изменение обжалуемых судебных актов, поскольку, как установили суды, отсутствие горячего водоснабжения в камерах осужденных является следствием нерабочего состояния газовой котельной, которая должна была вводиться в эксплуатацию еще в 2012 году.

Иные доводы кассационной жалобы УФСИН России по Хабаровскому краю о том, что установленные судом нарушения не могут рассматриваться в качестве нарушений условий содержания осужденных; что судами не установлено каких-либо негативных последствий для административного истца, связанных с установленными судами допущенными учреждением нарушениями; что горячее водоснабжение в ФКУ ИК-6 в душевых комнатах обеспечено путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа; что отсутствие централизованного горячего водоснабжения для сельской местности является обычным, – по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов судов по установленным ими обстоятельствам административного дела и на неверное толкование норм материального права, однако эти доводы, также как и доводы административного истца, не могут служить предусмотренными частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Амурского городского суда Хабаровского края от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Черкас П.Н. и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-5043/2021 [88а-5885/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Черкас Петр Николаевич
Ответчики
Министерство финансов Российской Федерации
ФСИН России
Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю
УФСИН России по Хабаровскому краю
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ровенко Павел Анатольевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
21.07.2021Судебное заседание
21.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее