Дело № 2а-2495/2022
УИД 11RS0005-01-2022-003251-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе судьи Савинкиной Е.В.,
при секретаре Писаревой М.А., рассмотрев 21 июня 2022 года в открытом судебном заседании в г. Ухте административное дело № 2а-2495/2022 по исковому заявлению Кузнецова М.Ю. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №19» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания
установил:
Кузнецов М.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 200 000 рублей.
В обоснование указав, что <...> г. был определен в карантинное отделение, где на кухне капает вода с потолка, отсутствует чайник и холодильник, горячая вода и раковина для ног. В ПВР пол оббит кусками линолеума. <...> г. был распределен в отряд №2 секцию №2. Кровати кустарного производства, на окнах стоят решетки. Проживает 44 осужденных на 86,8 кв.м., поэтому 3 кв.м. не соблюдается. В отряде не хватает табуреток, окна поломаны и не соответствуют стандартам, на кухне отсутствуют чайники, один холодильник на 120 осужденных. В коридоре и ПВР сломаны полы, торчат гвозди. С крыши сходит огромное количество снега.
В дополнении указал, что со здания сыпется облицовочная штукатурка, снегозадержатель установлен с нарушениями, библиотекарь ушел в отпуск и забрал всю юридическую литературу с собой.
Истец в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом. ВКС не состоялось в виду отсутствия электричества в ФКУ ИК-19.
Определением суда при принятии иска в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России.
Представитель ответчиков в судебном заседании не присутствуют, извещены надлежащим образом.
По правилам части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание сторон, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Не усмотрев оснований для обязательного участия административного истца, ответчиков в настоящем судебном заседании, суд, определил с учетом сроков рассмотрения дела рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях N 663С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и N 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г., предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
Порядок и условия содержания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируются УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 (далее – ПВР), и иными нормативными актами.
В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ст.12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Из справки по личному делу следует, что Кузнецов М.Ю. прибыл для отбытия наказания <...> г. из ..... Постановлением от <...> г. Ухтинским городским судом заменена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы на .... принудительными работами с удержанием ....% заработной платы в доход государства; <...> г. постановлением .... суда неотбытая часть наказания в виде принудительных работ заменена лишением свободы сроком на .... в ИК строгого режима. Вновь прибыл в ФКУ ИК-19 <...> г. из ....
По сведениям ответчика истец с <...> г. находился в карантинном отделении, с <...> г. по н.в. в отряде №2 (до <...> г. – отряд №4).
В соответствии с приказом ФСИН России №512 от 27.07.2006 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" в помещении для хранения продуктов питания с местом для приема пищи предусмотрено в т.ч. электрокипятильник 1 на отряд, холодильник -1; в общежитии, в т.ч. кровать металлическая 1 на одного человека, табурет один на одного осужденного.
Ответчик указал, что в помещении для хранения продуктов питания с местом для приема пищи карантинного отделения имеется 2 электрических чайника, микроволновая печь, в помещении отряда №2 - чайник электрический 4 шт., плита электрическая, микроволновая печь, холодильник. Спальное помещение оборудовано 22 двухъярусными кроватями, 22 тумбочками, 43 табуретами. Кровати в отрядах поставляются в исправительные учреждения централизованно, в отряде №2 числятся на балансе 131 табурет.
Указанные возражения подтверждены ведомостями по нематериальным активам с датами принятия на учет.
Таким образом, довод истца нашел свое подтверждение только в части отсутствия в карантинном отделении холодильника, ванны для ног, поскольку наличие электрочайников, не предусмотрено, а довод об изношенности кроватей и недостатка табуретов опровергнуты представленными в дело доказательствами.
Согласно ч.1 ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Согласно техническому паспорту отряд № 2 (до <...> г. – отряд №4) жилая секция №2 имеет площадь 87,2 кв.м., что рассчитано на проживание 43 человек соответственно.
Истец указал, что в жилом помещении проживало 44 осужденных.
Между тем согласно справке .... с осужденными Н.. в период с <...> г. по <...> г. содержалось от 38-43 человек. Сведения по количеству человек с июня по <...> г. и с <...> г. по настоящее время не представлено.
В связи с чем, суд полагает, что в указанное время в жилой секции №2 отряда №4 содержалось 44 человека, что свидетельствует о незначительной скученности пребывания.
Довод истца о норме площади на одного осужденного, равного 3 кв.м., не основан на нормам российского законодательства.
Размещение мебели в камере соответствует положениям Приказа Федеральной службы исполнения наказаний РФ от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и не свидетельствует о нарушении нормы площади, приходящейся на каждого осужденного, размер которой регламентирован федеральным законодателем, для которого в силу ст.3 УИК РФ рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными могут быть реализованы в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
В силу ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Проанализировав имеющиеся в деле акты проверок МСЧ-11, представления Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях за <...> г., фотографии суд отклоняет доводы истца о ненадлежащем санитарном состоянии помещений карантина и отряда №2 секции №2, выразившиеся в течи с потолка, наличие кусками линолеума, поломанных окон, не соответствии окон стандартам. Некоторые из указанных нарушений имели место быть в других секциях и отрядах, в иных помещениях, но не в тех, которые указаны истцом.
Между тем, на фотографиях видны небольшие повреждения внешнего фасада здания корпуса №2 (№4), однако данные недостатки не столь существенны, чтобы претендовать на получение денежной компенсации.
Кроме того, из представленных фотографий видно, что окна достаточно велики для пропуска естественного света в помещение.
Наличие каких-либо вентиляторов в помещении ИУ нормативно не регламентировано, поэтому довод истца об их неработоспособности не принимается во внимание.
Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее по тексту – Свод правил).
В соответствии с п. 19.3.6 Свода правил во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:
- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;
- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.
В акте проверки ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от <...> г. отражено, что в отряде №2 вентиляция естественная (окно, вытяжной канал»). Наличие тяги вытяжной вентиляции подтверждается видеозаписью.
Согласно п.1.6.1.1 Свода правил на всех оконных проемах режимных зданий, переходных галерей, общежитий со строгими условиями отбывания наказания, здания для проведения длительных и краткосрочных свиданий, первого этажа административного здания, а также помещений, коридоров, переходов, через которые осуществляется конвоирование осужденных ПЛС, осужденных, отбывающих наказание в ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, с наружной стороны следует устанавливать металлические оконные решетки, отвечающие требованиям.
Согласно Наставлению оконные решетки в специальных зданиях выполняются двух видов:
- из круглой стали диаметром не менее 12 мм и поперечных полос с сечением не менее 60 x 5 мм. Размеры ячеек решеток - не более 70 x 200 мм;
- из круглой стали диаметром не менее 20 мм и поперечных полос с сечением не менее 60 x 12 мм. Размеры ячеек решеток - не более 100 x 200 мм. Данные решетки, как правило, устанавливаются на оконных проемах камер.
Таким образом, наличие указанных решеток на окнах, не могут свидетельствовать о нарушении прав осужденных. Сведений о том, что решетки установлены с нарушением противопожарных правил у суда не имеется.
Отсутствие снегозадержателей на крышах зданий до <...> г. ответчиком не оспаривалось, однако очистка снега ответчиком производится регулярно с привлечением сил осужденных. Кроме того, доказательств того, что в результате неконтролируемого схода снега с крыш зданий истцу причинен вред, у суда отсутствуют. Снегозадержатели установлены на крышах в <...> г., что подтверждается актом от <...> г..
Довод истца о том, что снегозадержатели установлены с нарушениями является лишь предположением, не основанном на доказательствах.
Довод истца о том, что библиотекарь ушел в отпуск, забрав юридическую литературу с собой, суд также отклоняет, поскольку он не конкретизирован истцом, в чем нарушены права истца не указано, сам довод ничем не подтвержден, при этом суд отмечает, что для обращения в суд за защитой своих прав о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания, отсутствие ссылок на нормы права в исковом заявлении не является основанием для отказа в принятии искового заявления.
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.
На основании п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.133330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам, и др.).
Сводом правил определены нормы материально-бытового обеспечения осужденных улучшающие их положение в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил и уравнивает их с осужденными, находящимися в исправительных учреждениях введенных в эксплуатацию после утверждения Свода правил.
Согласно п. 1.1 Инструкции СП 17-02 Минюста России ее положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ФКУ ИК-19 обязанности обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ОСУОН, всех камер блока ШИЗО/ПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) горячим водоснабжением в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г., оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями от <...> г. (соответственно) без изменения, исковые требования удовлетворены, в настоящий момент не исполнены.
Для поддержания удовлетворительной степени личной гигиены недостаточно еженедельной двухразовой помывкой, в связи с чем администрацией исправительного учреждения должны были быть приняты дополнительные компенсационные меры.
Стороной ответчика не представлено каких-либо доказательств принятия компенсационных мер, в том числе путем размещения в свободном доступе водонагревательных приборов, а наличие кипятильников в полной мере не компенсируют отсутствие горячей воды.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Учитывая характер и продолжительность выявленных судом нарушений за период с <...> г., обстоятельства, при которых допущены нарушения, отсутствия доказательств негативных последствий для административного истца с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, как главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности, за счет средств казны Российской Федерации подлежит взысканию компенсация в размере 15 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований к ФКУ «ИК-19 УФСИН России по РК о взыскании денежной компенсации отказать.
Руководствуясь ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Кузнецова М.Ю. удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Кузнецова М.Ю. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 15 000 рублей.
В удовлетворении административных исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №19 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 24.06.2022 года
Судья Е.В.Савинкина