Дело № 2-2424/2020
УИД 04RS0007-01-2020-003309-47
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2020 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Доржаевой Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыбикова Б.М. к Министерству социальной защиты населения Республике Бурятия, Администрации муниципального образования сельское поселение «Новосретенское» о признании права на получение меры социальной поддержки как ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь с иском к вышеуказанным ответчикам, истец Цыбиков Б.М. просил признать право состоять на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать МО СП «Новосретенское» Бичурского района РБ восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.06.2003; обязать Министерство социальной защиты населения РБ восстановить в Едином сводном списке граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий с момента включения в данный список.
Требования мотивированы тем, что с 15.10.1999 по 11.04.2000 истец участвовал в боевых действиях в Чеченской Республике, 11.07.2000 ему было выдано удостоверение участника боевых действий № 583, дающее ему право на льготы. 01.03.2003 истец встал на учет в МО СП «Новосретенское» Бичурского района как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, являясь ветераном боевых действий. Приказом от 22.04.2020 № 313 истец исключен из Единого сводного списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Истец был правомерно поставлен на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем как ветеран боевых действий.
В ходе судебного разбирательства истцом исковые требования изменены, истец просил признать решение МО СП «Новосретенское» о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (протокол жилищной комиссии № 3 от 09.10.2006, распоряжение № 13 «а» от 24.10.2010) незаконными и обязать ответчика восстановить на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.06.2003; обязать Министерство социальной защиты населения РБ восстановить истца в Едином сводном списке по Республике Бурятия граждан предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий с момента включения в данный список; обязать обеспечить ветерана боевых действий жильем. В обоснование указал, что с 2000 г. по 2003 г., с 16.08.2004 по 09.10.2006 истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>. С 11.08.2003 по 12.08.2004, с 12.10.2006 по 28.01.2019 истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>, комната 1, данная комната принадлежит на праве собственности истцу. Общая площадь комнаты - 28,05 кв.м.
Истец Цыбиков Б.М. о месте и времени судебного разбирательства извещен, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель истца по доверенности Александров В.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал, дополнительно пояснил, что истец является участником боевых действий, на законном основании принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Имеет право на обеспечение жильем как ветеран боевых действий. Действия администрации МО-СП «Новосретенское» являются незаконными, Цыбикову Б.М. не были разъяснены последствия снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Представитель ответчика Министерство социальной защиты населения РБ по доверенности Игнатьева М.В. исковые требования не признала, в обоснование пояснила, что истец исключен из Единого сводного списка в связи с тем, что был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, удостоверение ветерана боевых действий получено им в 2006 году.
Глава МО - СП «Новосретенское» Слепнев А.А. заявленные истцом требования признал, согласился с доводами представителя истца. Суду пояснил, что в настоящее время Цыбиков Б.М. вновь встал на регистрационный учет по месту жительства на территории муниципального образования. Решение о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий было принято на том основании, что тот снялся с регистрационного учета по месту жительства. Со слов бывшего специалиста ему известно, что учетное дело было передано Цыбикову Б.М., но доказательств этому не имеется. Уведомление о снятии с учета направлено Цыбикову Б.М. почтой.
Определением суда от 27.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, о месте и времени рассмотрения дела представитель третьего лица извещен надлежаще, в судебное заседание не явился. В возражениях на исковое заявление представитель третьего лица Лисютин М.А. просил отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что к периоду и зоне боевых действий, в рассматриваемом случае, относится выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в период с декабря 1994 по декабрь 1996 года. Для получения статуса ветерана боевых действий необходимо принимать непосредственное участие в боевых действиях, несение истцом службы на территории Чеченской Республики не является основанием для улучшения его жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Поскольку, статус ветерана боевых действий истцу присвоен в 2006 г., истец не может быть включен в республиканский реестр нуждающихся ветеранов боевых действий с 2003 г.
Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательств, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту – Закон о ветеранах).
Данный закон к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны РФ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (п. 3 ст. 3 Закона о ветеранах).
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 16 Закона о ветеранах, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11.1 ст. 23.2 Закона о ветеранах определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подп. 3 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, основанием для включения в республиканский Реестр для обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий в порядке, определенном Законом о ветеранах, является нуждаемость ветерана в улучшении жилищных условий и постановка на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Статьей 28 Закона о ветеранах определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 № 763 утвержден единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, а также Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01.01.1992.
Из пояснений участников судебного разбирательства и представленных в материалы дела документов следует, что в период с 15.10.1999 по 11.04.2000 Цыбиков Б.М. проходил военную службу в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Данный факт подтверждается записью в военном билете истца.
29.05.2003 на основании личного заявления решением жилищной комиссии МО СП «Новосретенское» № 1 Цыбиков Б.М. как ветеран боевых действий принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 01.06.2003. В последующем, Цыбиков Б.М. был включен в Единый сводный список граждан по Республике Бурятия на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в котором состоял вплоть до 22.04.2020.
Удостоверение ветерана боевых действий установленного образца выдано Цыбикову Б.М. 27.07.2006. До указанной даты Цыбикову Б.М. имел удостоверение участника боевых действий, выданное общественной организацией «Воины Отечества» 11.07.2000.
Приказом № 313 от 22.04.2020 Цыбиков Б.М. исключен из Единого сводного списка граждан по обеспечению жильем в связи с отсутствием права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 28 Закона о ветеранах.
Письмом от 29.04.2020 истец уведомлен о том, что основанием для принятия данного решения явилось то обстоятельство, что удостоверение ветерана боевых действий им получено 27.07.2006, т.е. после 01.01.2005, а также то, что по сведениям, предоставленным администрацией МО СП «Новосретенское», Цыбиков Б.М. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со снятием с регистрационного учета в сельском поселении (протокол жилищной комиссии № 3 от 09.10.2006, распоряжение № 13 «а» от 24.10.2010).
Данное обстоятельство и явилось основанием для обращения истца в суд.
Действительно, Цыбиков Б.М. на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоял на регистрационном учете в <адрес>, относящегося к МО СП «Новосретенское» в период с 2000 г. по 2003 г., а затем с 16.08.2003 по 09.10.2006. Решением жилищной комиссии МО СП «Новосретенское» № 3 от 09.10.2006 в связи со снятием с регистрационного учета Цыбиков Б.М. исключен из списка ветеранов боевых действий, состоящих на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжением МО СП «Новосретенское» № 13 «а» от 24.10.2010 Цыбиков Б.М. снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд находит обоснованными доводы истца, поскольку оспариваемые акты муниципальных органов власти приняты с нарушением норм жилищного законодательства РФ, предусматривающим основания и порядок снятия граждан с учета на получение жилья.
Так, в соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ, в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений и в ныне действующей редакции, (далее по тексту – ЖК РФ) решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Таким образом, в императивной норме ч. 2 ст. 56 Кодекса установлено, что решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято только тем органом, по решению которого соответствующие граждане были приняты на указанный учет. Требования к содержанию решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан подобны тем, которые предъявляются к решениям об отказе в принятии на такой учет.
Между тем, приведенные нормы жилищного законодательства при принятии решения о снятии Цыбикова Б.М. с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий соблюдены не были. В частности, жилищной комиссией МО СП «Новосретенское» принято лишь решение об исключении Цыбикова Б.М. из списка ветеранов боевых действий, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение о снятии Цыбикова Б.М. принято главой администрации МО СП «Новосретенское» в отсутствие полномочий и оформлено распоряжением № 13 «а» от 24.10.2010.
При этом ни жилищной комиссией, ни главой МО СП «Новосретенское» не выяснялись причины снятия истца с регистрационного учета по месту жительства. К разрешению данного вопроса должностные лица отнеслись формально, основанием к принятию подобного решения явилось лишь факт снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 55 ЖК РФ граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья. Снять их с учета можно только по обстоятельствам, которые исчерпывающим образом перечислены в этой же статье.
Суд считает, что один лишь факт снятия гражданина с регистрации в одном муниципальном образование и регистрация по месту жительства в другом муниципальном образовании не является достаточным доказательством выезда на место жительства в другое муниципальное образование, жилищной комиссией муниципального образования и должностным лицом данный вопрос не исследовался, оспариваемые решения приняты без участия Цыбикова Б.М., последнему не предложено представить какие-либо документы.
При таком положении, оспариваемые решение жилищной комиссии и распоряжение главы администрации не соответствует требованиям закона, а именно ст. ст. 54, 56 ЖК РФ, что является основанием для признания их незаконными.
В судебном заседании представитель МО СП «Новосретенское» в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств обоснованности принятого ими решения, соблюдения процедуры принятия подобного решения, с исковыми требованиями истца согласился.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования к указанному ответчику подлежащими удовлетворению, имеются основания для восстановления права Цыбикова Б.М. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как оспариваемые истцом акты изданы без проверки обстоятельств, послуживших основанием для их вынесения и снятии истца с учета.
При наличии подобных обстоятельств, суд считает, что истец неправомерно исключен из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии Законом о ветеранах. У истца имеются все основания для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку истец относится к числу ветеранов боевых действий и принимал непосредственное участие в контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. То обстоятельство, что истец получил удостоверение ветерана боевых действий лишь 27.07.2006, не умаляет права истца и не является основанием для его исключения из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом о ветеранах. Факт прохождения истцом военной службы, в ходе которой последний принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, подтверждается не только удостоверением ветерана боевых действий, но и записями в военном билете Цыбикова Б.М. Доказательств обратного, суду не представлено.
Таким образом, на момент обращения с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, такое право у истца объективно имелось, Цыбиков Б.М. обоснованно принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории ветеран боевых действий. Последующие действия по снятию Цыбикова Б.М. с учета в качестве, нуждающегося в улучшении жилищных условий, требованиям закона не соответствуют по приведенным выше основаниям.
В связи с изложенным, исковые требования Цыбикова Б.М. о признании за ним как за ветераном боевых действий права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с 01.06.2003, признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как достоверно установлено судом, в настоящее время Цыбиков Б.М. зарегистрирован по месту жительства на территории <адрес> В принадлежащем истцу жилом помещении по адресу: г<адрес> проживают члены его семьи: супруга и 4 несовершеннолетних детей, о чем свидетельствует выписка из лицевого счета от 04.08.2020. Общая площадь, приходящаяся на проживающих в жилом помещении членов семьи истца, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной в Республике Бурятия.
В силу положений ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Цыбикова Б.М. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии Администрации муниципального образования сельское поселение «Новосретенское» № 3 от 09.10.2006 об исключении Цыбикова Б.М. из списка ветеранов боевых действий, состоящего на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий, Распоряжение Администрации муниципального образования – сельское поселение «Новосретенское» № 13 «а» от 24.10.2010 о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий Цыбикова Б.М..
Обязать Администрацию муниципального образования сельское поселение «Новосретенское» восстановить Цыбикова Б.М. на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 01.06.2003.
Признать за Цыбиковым Б.М. право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве
нуждающегося в улучшении жилищных условий с 01.06.2003.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия восстановить Цыбикова Б.М. в Едином сводном списке по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем с даты постановки на учет с 01.06.2003.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.
Судья С.Л. Доржиева
Решение суда в окончательной форме принято 03.09.2020