дело №5-17/2021
протокол 65АП 129134
УИД 65RS0004-01-2020-001291-79
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Долинск 26 января 2021 года
Судья Долинского городского суда Сахалинской области Зюзин А.В., с ведением протокола судебного заседания секретарем Е.О.Поляковой, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда материалы дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении:
Киселева Олега Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>,
по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ст.УУП ОМВД России по ГО «Долинский» Ким ОТ. в Долинский городской суд на рассмотрение по существу направлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 30 минут Киселев О.В., в нарушение пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" и пункта 4.2 Указ Губернатора Сахалинской области от 18.03.2020 N16 "О введении в Сахалинской области режима повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Сахалинской области" находился в общественном месте - в магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу <адрес> №А не используя при этом средства индивидуальной защиты органов дыхания (маска, респиратор).
В судебном заседании Киселев О.В., не оспаривая факта нахождения в общественном месте без средств индивидуальной защиты органов дыхания, с правонарушением не согласился.
Указал, что в силу подпункта "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" средства индивидуальной защиты органов дыхания (маска, респиратор) должны предоставляться организациями, в которых граждане находятся, и за их (организаций) счет, но не приобретаться гражданами самостоятельно. Дополнил, что, согласно статье 28.3 КоАП РФ сотрудникам органов внутренних дел права составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 20.6.1 КоАП РФ не предоставлено. В этой связи полагает, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом. Также указал, что при составлении протокола об административном правонарушении, должностное лицо не разъяснило ему права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции, чем нарушило его право на защиту.
Выслушав в судебном заседании Киселева О.В., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Ким О.Т., просившего привлечь Киселева О.В. к административной ответственности, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту – Закон №68-ФЗ), правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Закона №68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417 (далее по тексту - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Как следует из пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Закона №68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнения правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а2» пункта «а» статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Во исполнение выше приведенных положений законодательства, в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Так, 18 марта 2020 года Губернатором Сахалинской области принят указ "О введении в Сахалинской области режима повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Сахалинской области".
В соответствии с пунктом 4.2 п.4 Указа (в редакции от 28 октября 2020 года), на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в общественных местах, в том числе на объектах розничной и оптовой торговли, в организациях, оказывающих услуги и выполняющих работы, в общественном транспорте, аптеках, медицинских организациях, на парковках, в лифтах.
Ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Учитывая, что Киселев О.В. ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ минут находился в общественном месте – в магазине «<данные изъяты> расположенном по адресу <адрес> без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), чем нарушил п.4.2 Указа губернатора Сахалинской области №16 от 18.03.2020, в этой связи, административный орган правомерно усмотрел в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Довод Киселева О.В. о том, что в силу подпункта "в" пункта 3 Правил №417 средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) должны предоставляться организациями, в которых граждане находятся и за их (организаций) счет, основан на неверном толковании вышеуказанных положений федерального законодательства и принятых во исполнение Федеральных законов подзаконных актов, которые не предусматривают обязанность ни органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни иных лиц обеспечивать граждан средствами индивидуальной защиты, тогда как такая обязанность (использовать средства индивидуальной защиты) напрямую возложена на граждан посещающих общественные места, в том числе объекты розничной и оптовой торговли, что отражено в пункте 4.2 Указа губернатора Сахалинской области №16 от 18.03.2020, чего Киселевым О.В. выполнено не было.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом полиции, которое в силу пункта 1 Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N975-р) уполномочено на составление протоколов об административных правонарушениях по данной статье.
В этой связи довод Киселева О.В., о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом, подлежит отклонению.
Вместе с тем довод о нарушении должностным лицом порядка составления протокола об административном правонарушении, внимания заслуживает.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ему разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в котором не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ и статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Из содержания протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в соответствующей графе об ознакомлении с положениями статьи 25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ содержится собственноручная запись Киселева О.В. о том, что такие права ему разъяснены не были.
В подтверждение данного довода Киселев О.В. представил аудиозапись, сделанную им при составлении протокола, из содержания которой следует, что права по статье 25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом ему не разъяснялись, несмотря на просьбу последнего об этом.
Расписка о разъяснении прав Киселеву О.В. при составлении протокола об административном правонарушении по настоящему делу, в материалах дела также отсутствует.
Доказательств обратного, административным органом не представлено.
Изложенное свидетельствует, что Киселев О.В. не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, что безусловно повлекло нарушение его права на защиту.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, является недопустимым доказательством, не может рассматриваться в качестве доказательства по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственной проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Указанные нарушения требований КоАП РФ являются существенными и не могут быть восполнены на рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку протокол об административном правонарушении, представляющий собой основополагающий процессуальный документ, фиксирующий событие административного правонарушения, является недопустимым доказательством, в этой связи, производство по настоящему делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении Киселева Олега Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Долинского городского суда - А.В.Зюзин
<данные изъяты>
<данные изъяты>