Дело № 2-544/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2018 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Ногоймоновой В.С., с участием истца Калдекенова Э.Д., его представителя Абатаевой М.Ж., представителя ответчика Махметовой Д.А., третьего лица Калдекеновой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калдекенова Эсмухамета Далобаевича к администрации МО «Кош-Агачский район» о восстановлении в списке участников программы на получение жилищной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Калдекенов Э.Д. обратился в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район» о восстановлении в списках участников программы на получение жилищной субсидии, мотивируя требования тем, что его мать ФИО состояла на учете граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22.12.2000. На момент постановки матери на учет, он был членом ее семьи. В 2011 году мать, как вдова участника Великой Отечественной войны, приобрела жилье в селе Кызыл-Озек Майминского района. Мать была обеспечена жильем на одного человека. По состоянию на момент снятия истца с учета, количество членов семьи составляло 4 человека. Наличие жилья у матери в г. Горно-Алтайске не повлекло прекращения нуждаемости у него (Калдекенова Э.Д.) и членов его семьи в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью у каждого члена семьи менее учетной нормы, соответственно оснований для снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения за пределами Кош-Агачского района не имелось. Затем он (Калдекенов Э.Д.) и его супруга были исключены из списка участников программы. Полагает, что был исключен незаконно, в первоначальном заявлении о постановке на учет от 22.12.2000 заявление было написано им собственноручно, где он просил о включении его матери и его самого в список на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в г. Горно-Алтайске. Уведомления об исключении из списка он не получал. Истец состоял на учете в качестве имеющего право на получение жилищных субсидий для получения жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера, за ним сохраняется право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Истец просил признать за ним право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «пенсионеры» с 22.12.2000; обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» восстановить его в списках участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22.12.2000 в категорию «пенсионеры» для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Впоследствии истец уточнил исковые требования, дополнительно мотивируя тем, что 06.12.2000 он и его мать ФИО обратились в администрацию МО «Кош-Агачский район» с заявлением о включении в список для выделения безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилья в г. Горно-Алтайске. В заявлении было указано 2 человека, о чем имеется роспись двух лиц. На заявлении имеется виза главы МО «Кош-Агачский район» - «Комитету ФИО7 поставить в очередь, привести документы в соответствие, разъяснить положение». Специалист, который осуществлял учет заявлений и непосредственно включал в список на получение жилищной субсидии, изучив представленные документы, поставил в очередь по категории матери ФИО, не разъяснив ему (Калдекенову Э.Д.) право самостоятельно состоять в очереди для получения жилищной субсидии, хотя на момент подачи заявления он имел стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, более 15 лет. На момент постановки на учет матери, он имел самостоятельное право состоять на учете. Не разъяснение ему права самостоятельно состоять в очереди для получения жилищной субсидии не обоснованно. Администрация МО «Кош-Агачский район» должна была проверить наличие права как у его матери, так и у него претендовать на получение жилищной субсидии по состоянию на 06.12.2000 и разъяснить, что каждый из них может встать на учет самостоятельно. Тем более специалист видел, что заявителями указаны два человека. Полагает, что данные обстоятельства вызваны ненадлежащим исполнением должностным лицом администрации МО «Кош-Агачский район» своих должностных обязанностей, а не действиями истца и его матери. Должностное лицо администрации МО «Кош-Агачский район» нарушило процедуру постановки ФИО на учет на получение жилищной субсидии, не разъяснило истцу наличие самостоятельного права для участия в данной программе, следовательно, и не имело права для снятия истца с учета по причине получения ФИО социальной выплаты на приобретение жилья. Истец просил признать за ним право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «работающие» с 22.12.2000; обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» восстановить его в списках участников программы на получение жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22.12.2000 в категорию «работающие».
После чего истец еще раз уточнил исковые требования, дополнительно мотивируя тем, что решение о снятии с учета его матери ФИО ответчиком не выносилось, письменное уведомление об этом в адрес ФИО не направлялось. Она получила социальную выплату 14.05.2010. В марте 2011 года согласно справке жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» №59 она еще состояла в очереди с составом семьи 5 человек. О том, что их сняли с учета, истец узнал в марте 2014 года, обратившись к специалисту администрации. Должностное лицо администрации должно было вынести соответствующее письменное решение о снятии ФИО с учета и уведомить ее об этом, при этом изучить вопрос о нарушении прав лиц, которые были поставлены на учет вместе с ней. После этого истец обращался в администрацию МО «Кош-Агачский район». Через месяц специалист выдал копию решения жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» о том, что он восстановлен в очереди. До декабря 2017 года истец полагал, что состоит в очереди, но, обратившись в отдел правовой работы, узнал, что в списках его нет. На момент постановки на учет его матери и истца, в составе семьи была ее сноха (супруга истца) Калдекенова Н.С., с которой он проживает по настоящее время. Истец просит признать за ним право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «работающие» с 22.12.2000; обязать администрацию МО «Кош-Агачский район» восстановить его в списках участников программы на получение жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22.12.2000 в категорию «работающие» с составом семьи два человека.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что заявление в администрацию МО «Кош-Агачский район» подавал лично. Дословно текст заявления не помнит, просил о включении его (Калдекенова Э.Д.) и матери с список для получения жилищной субсидии для приобретения жилья в Горно-Алтайске. Ему (Калдекенову Э.Д.) стало известно, что является членом семьи своей матери в 2000 году, после регистрации в журнале. В администрации МО «Кош-Агачский район» он (Калдекенов Э.Д.) работает с 2000 года, в момент подачи заявления уже работал там. Первоначально, когда был в составе семьи матери, заявление писали ежегодно с указанием состава семьи. В 2011 году по Указу Президента РФ мама получила квартиру, как вдова ВОВ. В 2001 году он (Калдекенов Э.Д.) со своей семьей: супругой и детьми, переехали, проживали по <адрес> в с. Кош-Агач, мама осталась жить с младшим сыном (братом истца) ФИО2 в <адрес>, которая после переименования стала называться <адрес>. На момент представления документов в администрацию МО «Кош-Агачский район» свою трудовую книжку он (Калдекенов Э.Д.) не предоставлял, так как мама состояла в очереди по категории «пенсионеры», очередь там двигалась быстрее. Он (Калдекенов Э.Д.) на момент постановки на учет понимал, что может самостоятельно подать документы, но встал вместе с мамой, поскольку у нее быстрее двигалась очередь. В момент постановки на учет ему не разъясняли право самостоятельно встать на учет.
Представитель истца в судебном заседании также настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что на момент обращения истец относился к категории граждан на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, имел самостоятельное право состоять на указанном учете. Администрация МО «Кош-Агачский район» должна была проверить наличие права, как у матери истца, так и у него самого, поскольку заявителями были указаны два человека. Данные обстоятельства обусловлены ненадлежащим исполнением должностным лицом администрации МО «Кош-Агачский район» своих должностных обязанностей. Мать истца получила квартиру по Указу Президента РФ, как вдова участника Великой Отечественной войны. Наличие жилья у ФИО в г. Горно-Алтайске не повлекло прекращения нуждаемости у истца и членов его семьи. Кроме того, администрацией МО «Кош-Агачский район» нарушена процедура снятия с учета. Пункт 21 Положения о регистрации и учете содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Снятие с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет, должно быть решение жилищной комиссии. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения. Действия администрации МО «Кош-Агачский район» являются незаконными и нарушают права истца на получение жилищной субсидии.
Представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Из представленного письменного отзыва следует, что истец, как основной заявитель, никогда не состоял в очереди по «северной квартире». Ему было известно и не отрицается, что он был включен в состав семьи ФИО В тексте заявления ФИО от ДД.ММ.ГГГГ указано о включении в список для выделения безвозмездной жилищной субсидии для приобретения жилья в г. Горно-Алтайске, как вдове участника ВОВ. Как основной заявитель ФИО свое право реализовала и приобрела дом за пределами района. На момент предоставления заявления 22.12.2000 Калдекенов Э.Д. трудовую книжку не предоставлял. Трудовая книжка Калдекенова Э.Д. находится у ответчика, так как ответчик является работодателем истца. Трудовой стаж Калдекенова Э.Д. по состоянию на 22.12.2000 составлял 12 лет 4 месяца: с 15.08.1984 по 18.07.1996 стаж - 11 лет 11 месяцев 3 дня. В период с 18.07.1996 по 26.07.2000 и с 17.06.2008 по 01.10.2013 истец не работал, согласно сведениям трудовой книжки. Из справки УПФР следует, что на дату обращения 07.08.2018 стаж работы составляет 22 года 11 месяцев 12 дней. По состоянию на 22.12.2000 Калдекенов Э.Д. не имел 15 летнего стажа и не имел права состоять на учете по категории «работающие». Снятие с учета ФИО не противоречит законодательству, согласно подпункта «а» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи.
До судебного заседания представитель Министерства регионального развития Республики Алтай представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что на основании п.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае получения ими в установленном порядке от органов государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Распоряжением администрации МО «Кош-Агачский район» от 14.05.2010 №119 «О распределении мер социальной поддержки, поступивших для обеспечения жильем вдов умерших участников Великой отечественной войны» матери истца ФИО выделено из федерального бюджета 1 116 тыс. рублей, как вдове умершего участника Великой отечественной войны. В связи с этим ФИО снята с учета граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Истец указывает, что он состоял на учете как член семьи ФИО, данное утверждение не соответствует действительности, так как в соответствии с копиями лицевого счета похозяйственных книг жилого дома, расположенного по адресу: с. Кош-Агач, <адрес> с 2002 по 2018 годы ФИО в данном хозяйстве не записана. Согласно копиям лицевых счетов похозяйсвтенных книг жилого дома, расположенного по адресу: Кош-Агачский район, с. Жана-Аул, <адрес> с 1997 по 2018 годы, выписки из похозяйственной книги от 03.08.2018 №1426 и справки сельской администрации Казахского сельского поселения от 03.08.2018 №1424 ФИО проживает по указанному адресу с сыном ФИО2 и его семьей. Истец на учете с 22.12.2000 не состоял, следовательно, его права администрация МО «Кош-Агачский район» не нарушала, поскольку такое право не устанавливалось. Администрация МО «Кош-Агачский район» истца с учета не снимала, следовательно, оснований для восстановления на учете нет.
Третье лицо Калдекенова Н.С. в судебном заседании просила исковые требования истца удовлетворить в полном объеме. При условии получения жилищной субсидии, выразила согласие на переезд в город Горно-Алтайск совместно с истцом.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.07.1998 №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшего на дату возникновения спорных правоотношений, правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладали граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
Согласно ст.4 указанного Федерального закона от 25.07.1998 №131-ФЗ предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществлялось органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, в настоящее регламентируются Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон №125-ФЗ).
В силу ст.1 Федерального закона №125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.2 Федерального закона №125-ФЗ устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона №125-ФЗ жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Согласно ст.5 Федерального закона №125-ФЗ для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Из материалов учетного дела №222 на имя ФИО следует, что ФИО состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, с 22.12.2000 с составом семьи 3 человека (постановление администрации МО «Кош-Агачский район» от 22.12.2000).
В заявлении от 06.12.2000, поданном в администрацию МО «Кош-Агачский район» ФИО и Калдекеновым Э.Д., проживающими в с. Жана-Аул, содержится просьба о включении в список для выделения безвозмездно жилищной субсидии на приобретение жилья в г. Горно-Алтайске. В абзаце втором заявления указано, что является вдовой участника Великой отечественной войны, сама находится на пенсии.
Согласно Книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе «Переселенцы из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», начатой 19.03.1996, имеется запись №222 о постановке на учет ФИО, проживающей в селе Жана-Аул, с 22.12.2000 с составом семьи 3 человека: сын - Эсмухан, сноха - Наталья.
В своем заявлении (рапорте) от 14.07.2006 ФИО, проживающая по адресу: <адрес>, указала сына Калдекенова Э.Д., сноху Калдекенову Н.С., внука ФИО1 как членов семьи.
Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» №071 от 26.01.2018 «Об отказе в восстановлении Калдекенова Э.Д.», Калдекенову Э.Д. отказано в восстановлении в списках участников программы.
На основании распоряжения администрации МО «Кош-Агачский район» от 14.05.2010 №119 «О распределении мер по социальной поддержке, поступивших для обеспечения жильем вдов умерших участников Великой Отечественной войны» в связи с реализацией Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ФИО выделено 1 116 тысяч рублей, как мера социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно справке сельской администрации Казахского сельского поселения от 03.08.2018 ФИО проживает по адресу: Республика Алтай, с. Жана-Аул, <адрес> с составом семьи ФИО2 - сын, ФИО3 - сноха, внуки: ФИО4, ФИО5 Аналогичные данные содержит выписка из похозяйственной книги от 03.08.2018.
По сообщению Отделения МВД России по Кош-Агачскому району от 27.08.2018 № 15/1071 Калдекенов Э.Д. зарегистрирован по адресу: Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, <адрес> с 04.12.2001 по настоящее время. Сведений по месту жительства с 2000 года по учетам отделения по вопросам миграции не значится.
Данные обстоятельства также подтверждаются адресной справкой от 10.08.2018, выданной Отделения МВД России по Кош-Агачскому району.
Согласно адресной справке №15656 от 13.08.2018, выданной Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Алтай, ФИО зарегистрирована по адресу: Кош-Агачский район, с. Жана-Аул с 25.03.2003 по настоящее время.
Из справки сельской администрации МО «Село Кош-Агач» от 03.07.2018 следует, что согласно записи в похозяйственной книге №36 за 2017-2021 годы по лицевому счету 26 Калдекенов Э.Д. имеет состав семьи жена - Калдекенова Н.С., сын - ФИО1, семья проживает по адресу: с. Кош-Агач, <адрес>.
Аналогичные сведения содержит выписка из похозяйственной книги, выданная 03.07.2018 сельской администрацией МО «Село Кош-Агач».
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7, показал, что работал с 2000 по 2008 год главным специалистом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Кош-Агачский район», курировал три вопроса: северный завоз, «северная квартира», управление имуществом. Истец состоял на учете как член семьи своей матери ФИО, а не самостоятельно, так как очередь по «пенсионерам» двигалась быстрее, чем по «работающим». При большем составе семьи - был больший размер жилищной субсидии. При подаче заявления право на подачу документов для самостоятельной постановки на учет им (ФИО7) разъяснялось Калдекенову Э.Д. Выбор состоять совместно с матерью ФИО по категории «пенсионеры» или самостоятельно по категории «работающие» был предоставлен Калдекенову Э.Д. Какого-либо принуждения с его (ФИО7) стороны не было. Не помнит, имелся ли требуемый стаж работы 15 лет в местностях приравненных к районам Крайнего Севера у Калдекенова Э.Д. на момент подачи заявления в 2000 году. Калдекенова Н.С. была включена в состав семьи ФИО на основании справки сельской администрации, как сноха. Участники программы должны и обязаны предоставлять информацию об изменении, прибытии и убытии членов семьи.
У суда не имеется оснований сомневаться в достоверности показаний данного свидетеля, так как он не заинтересован в исходе дела и его показания согласуются с иными материалами дела.
Доводы истца, его представителя о том, что Калдекенов Э.Д. самостоятельно состоял на учете и в поданном заявлении выразил желание самостоятельно состоять на учете, ему не было разъяснено право самостоятельно состоять на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, суд во внимание не принимает, поскольку они опровергается материалами дела, пояснениями самого истца о том, что он не был поставлен на учет самостоятельно, а состоял на учете как член семьи ФИО, так как у нее очередь двигалась быстрее; книгой регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, где основным участником указана ФИО, а истец и его жена в качестве членов ее семьи; показаниями свидетеля ФИО7 о том, что Калдекенову Э.Д. разъяснялось право самостоятельного участия в программе для получения социальной выплаты, но он выбрал участие в программе в качестве члена семьи матери.
Кроме того, из трудовой книжки истца, а также по сведениям ГУ УПФР в Кош-Агачском районе Республики Алтай следует, что у Калдекенова Э.Д. на момент подачи заявления в (22.12.2000) отсутствовал пятнадцатилетний стаж, необходимый для самостоятельного участия в программе для получения жилищной субсидии.
Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, изложен в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879.
Согласно подпункту «а» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи.
В силу п. 22 Положения о регистрации и учете граждан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения.
ФИО в соответствии с Распоряжением администрации МО «Кош-Агачский район» от 14.05.2010 №119 «О распределении мер социальной поддержки, поступивших для обеспечения жильем вдов умерших участников Великой отечественной войны» выделено из федерального бюджета 1 116 тыс. рублей, как вдове умершего участника Великой отечественной войны, в связи с чем она подлежала снятию с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Отсутствие в материалах учетного дела решения о снятии с учета ФИО и уведомления ее об этом администрацией МО «Кош-Агачский район» не повлекло нарушения прав ФИО, поскольку она реализовала право на получение социальной выплаты в размере 1 116 тыс. рублей, как вдова участника Великой отечественной войны, а жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз (ч.2 ст.3 Федерального закона №125-ФЗ).
Отсутствие в материалах учетного дела уведомления администрацией МО «Кош-Агачский район» Калдекенова Э.Д. о снятии с учета ФИО и членов ее семьи не нарушило прав истца, так как из пояснений истца, данных в судебном заседании, следует, что в 2001 году он (Калдекенов Э.Д.) со своей семьей: супругой и детьми, переехали, проживали по <адрес> в с. Кош-Агач, мама осталась жить с младшим сыном (братом истца) ФИО2 в <адрес>, которая после переименования стала называться <адрес>.
Данное обстоятельство подтверждается также сообщением Отделения МВД России по Кош-Агачскому району от 27.08.2018 № 15/1071 и адресной справкой от 10.08.2018.
То есть Калдекенов Э.Д. с супругой и детьми с 2001 года перестали быть членами семьи ФИО в соответствии с требованиями ст.5 Федерального закона №125-ФЗ, поскольку совместно с ней не проживали, совместного хозяйства не вели.
Таким образом, не состоятелен довод истца, его представителя о нарушении прав Калдекенова Э.Д. в связи с не уведомлением ответчиком его и матери о снятии их с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Решение жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.04.2014 о восстановлении Калдекенова Э.Д. в списке граждан, имеющих право на получение выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 22.12.2000 суд во внимание не принимает, поскольку на момент постановки на учет (22.12.2000) у Калдекенова Э.Д. отсутствовал пятнадцатилетний стаж, необходимый для самостоятельного участия в программе для получения жилищной субсидии.
В судебном заседании установлено, что истец и его супруга участвовали в программе для получения жилищной субсидии в качестве членов семьи ФИО
Кроме того, после утраты ФИО права состоять в списке граждан для получения жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ по причине получения ею социальной выплаты, как вдовой участника Великой отечественной войны, Калдекенов Э.Д. вновь с заявлением о постановке на учет для получения социальной выплаты для приобретения жилья, на общих основаниях в администрацию МО «Кош-Агачский район» не обращался.
Справка секретаря жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» №59 от 14.03.2011 о том, что ФИО действительно состоит на учете граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22.12.2000 с составом семьи 5 человек, юридического значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку в судебном заседании установлено, что после получения социальной выплаты ФИО, как вдовой участника Великой отечественной войны, она утратила право получения выплат по другим социальным программам.
Каких-либо иных доводов, способных повлиять на разрешение заявленных требований, истцом и его представителем суду не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования Калдекенова Э.Д. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Калдекенова Эсмухамета Далобаевича, предъявленных к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», о признании за ним права на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22.12.2000; возложении обязанности восстановить его в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) в рамках Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22.12.2000 в категорию «работающие» с составом семьи два человекадля получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья В.А. Алеховиков
Мотивированное решение изготовлено 08.10.2018