Решение по делу № 2-419/2017 от 27.10.2017

Дело № 2- 419/ 2017        

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Октябрьский 20 ноября 2017 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Заостровцевой И.А., при секретаре Летавиной Н.Ф.,

с участием истца Волова Д.О., представителя ответчика администрации МО «Устьянский муниципальный район» Прожериной Э.А., представителя третьего лица органа опеки и попечительства администрации МО «Устьянский муниципальный район» Шпыновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волова Д.О. к администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Волов Д.О. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Устьянский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить ему жилое помещение в виде отдельной квартиры (жилого дома) по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта ..., общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта - поселка ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В обоснование иска истец ссылается на то, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО1 лишена родительских прав решением суда от 20.12.2010. Сведения об отце внесены в актовую запись о рождении на основании п.3 ст.17 ФЗ «Об актах гражданского состояния». До 01.03.2012 он находился под опекой ФИО2, затем воспитывался в Октябрьском детском доме, из которого в сентябре 2013 года выбыл для дальнейшего обучения в ГАПОУ АО «Устьянский индустриальный техникум». На основании постановления администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 10.11.2015 № 1183 он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в обеспечении жилыми помещениями.

Истец Волов Д.О. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что обучение в ГАПОУ АО «Устьянский индустриальный техникум» он закончил в 2016 году, в период обучения проживал в комнате общежития техникума. После окончания техникума был призван в армию, откуда демобилизовался 16.06.2017 года. В настоящее время вынужден проживать в д. ... у матери, так как другого жилья не имеет. Жилое помещение, расположенное по адресу: ..., в котором он зарегистрирован, признано аварийным и подлежащим сносу, проживать в нем невозможно. Другого жилья у него нет.

Представитель ответчика администрации МО «Устьянский муниципальный район» Прожерина Э.А. с исковыми требованиями согласна, полагая доводы, изложенные в иске законными и обоснованными, право на однократное предоставление Волову Д.О. жилого помещения не оспаривает. Ходатайствует об установлении срока исполнения судебного решения по 31.12.2018, ссылаясь на недостаточность выделенных средств на исполнение переданных полномочий и длительность процедуры по приобретению жилого помещения.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации МО «Устьянский муниципальный район» Шпынова М.В. исковые требования Волова Д.О. поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Третье лицо Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя в судебное заседание не направили, возражений по иску не предоставили.

По определению суда на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Суд, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Судом установлено, что истец Волов Д.О., 24.11.1997 года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что никем из участников процесса не оспаривается и подтверждено материалами дела, в том числе свидетельством о рождении Волова Д.О., решением Устьянского районного суда от 20.12.2010, справкой Устьянского территориального отдела агентства ЗАГС от 25.11.2010, справкой отдела опеки и попечительства администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 25.10.2017 года.

В силу ст. 147, 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

На основании постановлений администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 21.12.2010 и 22.12.2010 года № 2624 и № 2627 над Воловым Д.О. была учреждена опека ФИО2, проживающей в д...., за истцом закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ....

В соответствии с поквартирной карточкой от 12.02.2015 Волов Д.О. с 24.11.1997 зарегистрирован в указанном помещении, нанимателем которого является ФИО3

Данное жилое помещение предоставлено ФИО3 по ордеру от 10.07.1995 года на семью из 2 человек, включая жену ФИО1

Постановлением администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 21.02.2012 № 305 несовершеннолетний Волов Д.О. был передан под надзор ГБОУ АО «Октябрьский детский дом».

Из материалов дела, в том числе справок ГБУ АО «Октябрьский детский дом» от 31.07.2017, ГАПОУ АО «Устьянский индустриальный техникум» от 08.08.2017 установлено, что Волов Д.О. с ...г., воспитывался в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенной в ..., и находился на полном государственном обеспечении, с ...г. по ...г. обучался в Устьянском индустриальном техникуме.

На основании постановлений администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 22.02.2013 № 268 за Воловым Д.О. закреплено право на внеочередное получение жилья в МО «Октябрьское», поскольку нанимателем жилого помещения по адресу: ..., является лицо, не имеющее родственных отношений с Воловым Д.О.

Постановлением от 26.04.2013 № 823 истец был включен в список на обеспечение жилым помещением, при этом постановление № 2627 от 22.12.2010 решено признать утратившим силу, постановление №268 от 22.02.2013 отменено.

Указанное постановление № 823 было отменено постановлением администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 28.01.2015 № 143 на основании ходатайства органа опеки и попечительства со ссылкой на областной закон от 17.12.2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», за Воловым Д.О. вновь сохранено право пользования жилым помещением по месту регистрации.

На основании постановления администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 10.11.2015 года № 1183 Волов Д.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в обеспечении жилыми помещениями, в связи с признанием жилого дома по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу, на основании заключения межведомственной комиссии от 18.03.2013 № 248.

Заключением межведомственной комиссии администрации МО «Октябрьское» от 18.03.2013, подтверждается, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., в котором зарегистрирован истец, признан аварийным и подлежащим сносу.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Волова Д.О. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред., вступившей в действие с 01.01.2013), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные требования закреплены в статье 11 Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», вступившего в действие с 01.01.2013, согласно которым, право на жилое помещение имеют, в том числе: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 указанной статьи (п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Статья 9 закона Архангельской области № 591-36-ОЗ (в ред., вступившей в действие с 01.01.2016), устанавливает, что ведение учетных дел несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, относится к компетенции органа опеки и попечительства.

Администрация МО «Устьянский муниципальный район» осуществляет деятельность по опеке и попечительству на основании ст. 34 Гражданского кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", ст.62,63 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями", в соответствии с которыми органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; органы местного самоуправления муниципальных образований законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству, органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, и в соответствии с Уставом администрации.

Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 1 ст. 8). По договорам найма специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в п. 1 ст. 8, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст. 8).

В соответствии со ст. 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях осуществления указанных государственных полномочий органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе, приобретают жилые помещения для предоставления указанной категории лиц; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают договоры найма специализированных жилых помещений.

На основании ст. 45 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ государственными полномочиями, указанными в статье 46 областного закона, с 1 января 2016 года наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Статьей 13 закона Архангельской области N 591-36-ОЗ (в ред. закона Архангельской области от 27.11.2015 N 357-21-ОЗ) предусмотрено, что жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области однократно по месту жительства данных лиц, определяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что Волов Д.О. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения. Местом жительства истца Волова Д.О. до лишения его матери родительских прав, а также после приобретения им статуса лица, оставшегося без попечения родителей, являлся .... В настоящее время в связи с отсутствием жилого помещения, пригодного для проживания истец вынужден временно проживать в д. ..., при этом сохраняет регистрацию в жилом помещении признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу: .... Жилое помещение Волову Д.О. до настоящего времени не предоставлено.

Согласно ст. 21 Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», в состав Устьянского муниципального района входит городское поселение «Октябрьское».

Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что истец Волов Д.О. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «... - в ....

В соответствии со ст. 14 закона Архангельской области № 591-36-ОЗ (в ред. закона Архангельской области от 27.11.2015 N 357-21-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта Архангельской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления муниципальных районов или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

В силу ст. 15 закона Архангельской области N 591-36-ОЗ, жилое помещение, предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должно соответствовать следующим требованиям: общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания; жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; жилое помещение, предоставляемое в виде жилого дома, не должно находиться в аварийном либо ветхом состоянии, признанном таковым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

На основании решения Собрания депутатов МО «Устьянский муниципальный район» от 27.11.2015 № 282 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в минимальном размере 15 кв.м. общей площади на одного человека.

В силу ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права и восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Анализируя исследованные по делу доказательства, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на администрацию МО «Устьянский муниципальный район», требования Волова Д.О. о предоставлении жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом жилое помещение должно быть предоставлено истцу в виде отдельной квартиры (жилого дома) по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта - поселка ...,

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Представитель ответчика просит установить срок исполнения решения суда до 31.12.2018 года, ссылаясь на длительность процедуры по выделению бюджетных денежных средств на выполнение указанных полномочий, поиску подходящего жилого помещения, его приобретения и оформления в собственность.

Истец Волов Д.О., представитель третьего лица, возражений относительно установления срока исполнения решения суда до 31.12.2018, не предоставили.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в т.ч. специфику процедуры исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения за счет бюджетных средств, время необходимое для подготовки документов и проведения аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения, а также время для последующего оформления документов и регистрации перехода права собственности на жилое помещение, суд полагает разумным и необходимым определить срок исполнения решения суда до 31.12.2018.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Волова Д.О. к администрации МО «Устьянский муниципальный район» Архангельской области – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Устьянский муниципальный район» в срок до 31 декабря 2018 года предоставить Волову Д.О. жилое помещение в виде отдельной квартиры (жилого дома) по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта ..., общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта - поселка ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий И.А. Заостровцева.

2-419/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Волов Д.О.
Ответчики
Администрация МО "Устьянский муниципальный район"
Другие
Министерство образования, науки и культуры Архангельской области
Отдел опеки и попечительства Администрации МО "Устьянский муниципальный район"
Суд
Устьянский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
ustyansud.arh.sudrf.ru
27.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2017Передача материалов судье
31.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2017Судебное заседание
22.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее