РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2019г. Климовский городской суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи Орфановой Л.А.
при секретаре Ковальковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Н. Н. к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи
установил:
Яковлева Н.Н. обратилась в суд с иском к Климовскому управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным и отмене решения Климовского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче Яковлевой Н.Н. удостоверения многодетной семьи; установлении факта проживания Яковлева К.В. в г.о.<адрес>; признании права Яковлевой Н.Н. на получение удостоверения многодетной семьи и обязании Климовское управление социальной защиты населения выдать ей удостоверение многодетной семьи, мотивируя свои требования тем, что она совместно с мужем Яковлевым К.В. и тремя несовершеннолетними детьми проживает по адресу: <адрес>, <адрес> указанной квартире она \истица\ и несовершеннолетние дети зарегистрированы по месту жительства, ее супруг Яковлев К.В. также проживает совместно с ними по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.; она обратилась в Климовское управление социальной защиты с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи; решением от ДД.ММ.ГГГГ. в выдаче удостоверения отказано, поскольку не представлен документ, подтверждающий наличие регистрации по месту жительства в <адрес> у ее супруга Яковлева К.В., она считает отказ в выдаче удостоверения незаконным. Одновременно просит возместить ей расходы по госпошлине в размере 300 рублей.
Суд определил считать надлежащим ответчиком по делу Министерство социального развития <адрес>.
В настоящем судебном заседании представитель истца, уточнив заявленные требования, просит суд признать незаконным и отменить решение Климовского управления социальной защиты населения от 18.06.2019г. об отказе в выдаче Яковлевой Н.Н. удостоверения многодетной семьи, обязать Министерство социального развития <адрес> выдать истице удостоверение многодетной семьи, одновременно настаивает на взыскании с ответчика 300 рублей в счет возврата госпошлины.
Представитель ответчика в судебном заседании возражает против заявленных требований по тем основаниям, что истцом не представлено документов, подтверждающих наличие у ее супруга Яковлева К.В. регистрации по месту жительства в <адрес>, что препятствует выдаче удостоверения многодетной семьи.
3-е лицо Яковлев К.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, 3-го лица Яковлева К.В., изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>, регулируются законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>".
Статьей 2 вышеуказанного <адрес>. N 1/2006-ОЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, определено, что многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
В соответствии с частью 4 ст.21 настоящего закона <адрес>, меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные этим законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается правительством <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1029/45 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому: удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес> (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ N 1029/45).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в <адрес>, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в <адрес> (выписка из домовой книги, копия финансово лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ N 1029/45).
Абзацем вторым статьи 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 настоящего Закона).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 настоящего Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Закона, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК РФ).
Из приведенных выше требований действующего законодательства, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных выше норм Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений ГК РФ в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории <адрес>, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в <адрес>. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Климовского управления социальной защиты населения от 18.06.2019г. истице Яковлевой Н.Н. было отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи в связи с отсутствием документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства в <адрес> супруга Яковлева К.В. \л.д.28-30\.
При этом, истец Яковлева Н.Н. с 03.06.2006г. состоит в браке с Яковлевым К.В., брак зарегистрирован Климовским отделом ЗАГС Управления ЗАГС <адрес> \л.д.9\; от брака имеют троих несовершеннолетних детей: Яковлева Ярослава, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Яковлеву Варвару, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Яковлеву Веру, ДД.ММ.ГГГГ года рождения \л.д.9-12\.
Истец Яковлева Н.Н. совместно с детьми зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, г.о.Подольск, <адрес>, мкрн.Климовск, <адрес>, кВ.52 \л.д.19.20\.
Супруг истицы – Яковлев К.В., имея гражданство РФ, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> \л.д.22\; при этом, с ДД.ММ.ГГГГ. и до настоящего времени состоит в трудовых отношениях с ПАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск», расположенном в <адрес>, что подтверждается трудовой книжкой, справкой с места работы \л.д.14-18\, что само по себе является подтверждением постоянного проживания Яковлева К.В. с 2006г. на территории <адрес>, при том, что как следует из пояснений представителя истца, вся семья Яковлевых проживает постоянно по месту регистрации истицы и детей по вышеуказанному адресу в мкрн.Климовск г.о.Подольск, доказательств обратному не представлено; более того стороной истца представлено свидетельство о регистрации Яковлева К.В. по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ. \л.д.35\.
Согласно справки Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Яковлев К.В. не состоит на учете в названном Департаменте и ему не назначены никакие виды мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и региональным законодательством \л.д.34\.
Из содержания закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти <адрес> комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд считает, что в силу ст. ст. 55, 56 ГПК РФ со стороны истца представлены доказательства, подтверждающие, что ее семья фактически проживает в <адрес> и меры социальной поддержки по категории многодетных после рождения третьего ребенка по месту постоянной регистрации супруга истицы в <адрес> не предоставлялись. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истец и ее семья имеют право на получение мер социальной поддержки и получение удостоверения многодетной семьи в силу положений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>", то есть истица имеет право получить удостоверение многодетной семьи, а оспариваемое решение об отказе в выдаче удостоверения закону не соответствует и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению с признанием оспариваемого решения незаконным и его отмене, с одновременным возложением на Министерство социального развития <адрес> обязанности выдать истице удостоверение многодетной семьи.
Вместе с тем, требование истицы о взыскании с ответчика 300 рублей в счет возврата госпошлины подлежит отклонению, поскольку на основании подпункта 19 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, Министерство социального развития <адрес> освобождается от уплаты государственной пошлины, поскольку является государственным органом, выступающим по делу в суде общей юрисдикции в качестве ответчика.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Яковлевой Н.Н. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Климовского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче Яковлевой Н.Н. удостоверения многодетной семьи.
Обязать Министерство социального развития <адрес> выдать Яковлевой Н. Н. удостоверение многодетной семьи.
В удовлетворении требований о возмещении судебных расходов в размере 300 рублей в счет возврата госпошлины отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Климовский городской суд.
Председательствующий