Решение по делу № 2-537/2019 от 20.06.2019

                                                             РЕШЕНИЕ

                                              Именем Российской Федерации

        30 июля 2019г. Климовский городской суд <адрес>

в составе: председательствующего судьи Орфановой Л.А.

        при секретаре Ковальковой О.С.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Н. Н. к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи

                                                                   установил:

        Яковлева Н.Н. обратилась в суд с иском к Климовскому управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным и отмене решения Климовского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче Яковлевой Н.Н. удостоверения многодетной семьи; установлении факта проживания Яковлева К.В. в г.о.<адрес>; признании права Яковлевой Н.Н. на получение удостоверения многодетной семьи и обязании Климовское управление социальной защиты населения выдать ей удостоверение многодетной семьи, мотивируя свои требования тем, что она совместно с мужем Яковлевым К.В. и тремя несовершеннолетними детьми проживает по адресу: <адрес>, <адрес> указанной квартире она \истица\ и несовершеннолетние дети зарегистрированы по месту жительства, ее супруг Яковлев К.В. также проживает совместно с ними по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.; она обратилась в Климовское управление социальной защиты с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи; решением от ДД.ММ.ГГГГ. в выдаче удостоверения отказано, поскольку не представлен документ, подтверждающий наличие регистрации по месту жительства в <адрес> у ее супруга Яковлева К.В., она считает отказ в выдаче удостоверения незаконным. Одновременно просит возместить ей расходы по госпошлине в размере 300 рублей.

        Суд определил считать надлежащим ответчиком по делу Министерство социального развития <адрес>.

        В настоящем судебном заседании представитель истца, уточнив заявленные требования, просит суд признать незаконным и отменить решение Климовского управления социальной защиты населения от 18.06.2019г. об отказе в выдаче Яковлевой Н.Н. удостоверения многодетной семьи, обязать Министерство социального развития <адрес> выдать истице удостоверение многодетной семьи, одновременно настаивает на взыскании с ответчика 300 рублей в счет возврата госпошлины.

        Представитель ответчика в судебном заседании возражает против заявленных требований по тем основаниям, что истцом не представлено документов, подтверждающих наличие у ее супруга Яковлева К.В. регистрации по месту жительства в <адрес>, что препятствует выдаче удостоверения многодетной семьи.

        3-е лицо Яковлев К.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

        Суд, выслушав объяснения представителей сторон, 3-го лица Яковлева К.В., изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        Статьей 2 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

        Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

        Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>, регулируются законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>".

        Статьей 2 вышеуказанного <адрес>. N 1/2006-ОЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, определено, что многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

        В соответствии с частью 4 ст.21 настоящего закона <адрес>, меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные этим законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается правительством <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

        Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1029/45 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому: удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес> (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ N 1029/45).

        Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в <адрес>, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в <адрес> (выписка из домовой книги, копия финансово лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ N 1029/45).

        Абзацем вторым статьи 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

        Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 настоящего Закона).

        Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 настоящего Закона).

        В соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Закона, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

        Пунктом 1 ст.20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

        Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК РФ).

        Из приведенных выше требований действующего законодательства, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных выше норм Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений ГК РФ в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории <адрес>, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в <адрес>. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

        Как следует из материалов дела, решением Климовского управления социальной защиты населения от 18.06.2019г. истице Яковлевой Н.Н. было отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи в связи с отсутствием документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства в <адрес> супруга Яковлева К.В. \л.д.28-30\.

        При этом, истец Яковлева Н.Н. с 03.06.2006г. состоит в браке с Яковлевым К.В., брак зарегистрирован Климовским отделом ЗАГС Управления ЗАГС <адрес> \л.д.9\; от брака имеют троих несовершеннолетних детей: Яковлева Ярослава, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Яковлеву Варвару, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Яковлеву Веру, ДД.ММ.ГГГГ года рождения \л.д.9-12\.

        Истец Яковлева Н.Н. совместно с детьми зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, г.о.Подольск, <адрес>, мкрн.Климовск, <адрес>, кВ.52 \л.д.19.20\.

        Супруг истицы – Яковлев К.В., имея гражданство РФ, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> \л.д.22\; при этом, с ДД.ММ.ГГГГ. и до настоящего времени состоит в трудовых отношениях с ПАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск», расположенном в <адрес>, что подтверждается трудовой книжкой, справкой с места работы \л.д.14-18\, что само по себе является подтверждением постоянного проживания Яковлева К.В. с 2006г. на территории <адрес>, при том, что как следует из пояснений представителя истца, вся семья Яковлевых проживает постоянно по месту регистрации истицы и детей по вышеуказанному адресу в мкрн.Климовск г.о.Подольск, доказательств обратному не представлено; более того стороной истца представлено свидетельство о регистрации Яковлева К.В. по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ. \л.д.35\.

        Согласно справки Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Яковлев К.В. не состоит на учете в названном Департаменте и ему не назначены никакие виды мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и региональным законодательством \л.д.34\.

        Из содержания закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти <адрес> комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.

        Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

        Учитывая изложенное, суд считает, что в силу ст. ст. 55, 56 ГПК РФ со стороны истца представлены доказательства, подтверждающие, что ее семья фактически проживает в <адрес> и меры социальной поддержки по категории многодетных после рождения третьего ребенка по месту постоянной регистрации супруга истицы в <адрес> не предоставлялись. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

        В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истец и ее семья имеют право на получение мер социальной поддержки и получение удостоверения многодетной семьи в силу положений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>", то есть истица имеет право получить удостоверение многодетной семьи, а оспариваемое решение об отказе в выдаче удостоверения закону не соответствует и подлежит отмене.

        При таких обстоятельствах, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению с признанием оспариваемого решения незаконным и его отмене, с одновременным возложением на Министерство социального развития <адрес> обязанности выдать истице удостоверение многодетной семьи.

Вместе с тем, требование истицы о взыскании с ответчика 300 рублей в счет возврата госпошлины подлежит отклонению, поскольку на основании подпункта 19 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, Министерство социального развития <адрес> освобождается от уплаты государственной пошлины, поскольку является государственным органом, выступающим по делу в суде общей юрисдикции в качестве ответчика.

        Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                     решил:

        Исковые требования Яковлевой Н.Н. удовлетворить.

        Признать незаконным и отменить решение Климовского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче Яковлевой Н.Н. удостоверения многодетной семьи.

        Обязать Министерство социального развития <адрес> выдать Яковлевой Н. Н. удостоверение многодетной семьи.

        В удовлетворении требований о возмещении судебных расходов в размере 300 рублей в счет возврата госпошлины отказать.

        Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Климовский городской суд.

                         Председательствующий

2-537/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Яковлева Наталья Николаевна
Ответчики
Климовское управление социальной защиты населения МО
Другие
Яковлев Константин Владимирович
Суд
Климовский городской суд Московской области
Дело на странице суда
klimovsk.mo.sudrf.ru
25.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2020Передача материалов судье
25.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2020Подготовка дела (собеседование)
25.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2020Судебное заседание
25.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.04.2020Судебное заседание
25.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее