в„–2-631/2020
РЈРР”: 36RS0020-01-2020-000943-30
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Лиски 10 июля 2020 года
Лискинский районный суд Воронежской области составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Резниченко Р.Рђ.
РїСЂРё секретаре Колосовой Р.Рќ.,
с участием представителя истца Никитиной А.С.,
действующей на основании удостоверения №1251 ордера № 738 от 16.06.2020 года,
представителя ответчика Калининой Р.Р®.
действующей на основании доверенности от 09.01.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрушенко Л.В. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе (межрайонное) о признании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным, включении отдельных периодов в специальный стаж и признании права на досрочную трудовую пенсию,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
06 мая 2020 года истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по подпункту 20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ.
20.05.2020 года ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия, по мнению ответчика, необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 30 лет, что подтверждается копией решения об отказе в установлении пенсии.
В письменном сообщении к решению, указано, что право истицы на досрочную пенсию может быть реализовано не ранее 03.07.2021. При этом не зачтены некоторые периоды работы, а именно с 12.03.2018 г. по 06.04.2018 г., с 08.04.2019 г. по 06.05.2019 г. - нахождение на курсах повышения квалификации.
Не согласившись с этим решением, в части не включения в специальный стаж оспариваемых периодов, истец обратилась в суд с иском, в котором, сославшись на указанные выше обстоятельства, просила обязать ответчика включить оспариваемые периоды в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ по Лискинскому району, т.е. с 06.05.2020 года.
Рстец просила также взыскать СЃ ответчика понесенные судебные расходы РїРѕ уплате госпошлины РІ СЃСѓРјРјРµ 300 рублей Рё РїРѕ оплате юридической помощи Р·Р° участие представителя РІ судебном заседании Рё составление РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РІ СЃСѓРјРјРµ 20 000 рублей.
Рстец Петрушенко Р›.Р’. Рѕ РґРЅРµ, месте, времени рассмотрения дела извещена РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ, РЅРѕ РІ СЃСѓРґ РЅРµ явилась, просила дело рассмотреть РІ ее отсутствие, РЅРѕ СЃ участием ее представителя Никитиной Рђ.РЎ.
Представитель истца Никитина А.С. в судебном заседании, сославшись на доводы, приведенные в исковом заявлении, заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика требования истца не признала и в своих возражениях пояснила суду, что руководителем ответчика обоснованно по основаниям, указанным в решении от 06.05.2020 года, не включены в специальный стаж оспариваемые периоды. Так как право на досрочную пенсию может быть реализовано не ранее 04.07.2021 путем подачи нового заявления о назначении пенсии.
Выслушав объяснения сторон, обозрев отказное пенсионное дело истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Сторонами признано, подтверждено записями в трудовой книжке, обозренным отказным пенсионным делом, с учетом исключенных ответчиком периодов работы 1 месяц 2 дня продолжительность специального стажа истца по состоянию на 06.05.2020 составляет 30 лет 06 месяцев 28 дней.
Как следует из материалов обозренного отказного пенсионного дела истца, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены оспариваемые периоды со ссылкой на то, что эти периоды не предусмотрены Правилами.
Однако, такой вывод суд считает ошибочным.
В силу статьи 173 Трудового кодекса РФ, работникам, направленным на обучение, работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель представляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Копиями удостоверений о повышении квалификации истца (л.д. 19,20) подтверждается, что истец находилась на курсах повышения квалификации в периоды с 12.03.2018 г. по 06.04.2018 г., с 08.04.2019 г. по 06.05.2019 г. На время учебы сохраняется средний заработок по основной должности.
Согласно ч. 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Действующим пенсионным законодательством (ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ и Правилами), действительно прямо не предусмотрено включение курсов повышения квалификации в общий трудовой и специальный стаж. Вместе с тем, согласно ст. 196 ТК РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня и представляет собой обновление теоретических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника.
Деятельность граждан в период прохождения курсов повышения квалификации по своему характеру (объему, интенсивности) в полной мере не идентична той работе, которую гражданин выполнял на предприятии. Однако по смыслу ч. 1 ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Более того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации являлось и является обязательным условием выполнения работы.
РР· вышеуказанных правовых РЅРѕСЂРј следует, что РЅР° работнике лежит обязанность пройти соответствующее обучение, Р° прохождение данного обучения является неотъемлемой частью исполнения истцом своей профессиональной деятельности.
Кроме того, ст. 187 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Аналогичные положения содержались и в ст. 112 КЗоТ РФ.
Статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации.
Статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с п. 3 (по действующему пенсионному законодательству) и п. 4 (по пенсионному законодательству, действовавшему до 01.01.2002 года) под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности.
Указанными выше пунктами предусмотрено включение в общий трудовой стаж периодов работы в качестве рабочего, служащего; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию.
РР· изложенного следует, что период нахождения РЅР° курсах повышения квалификации приравнивается Рє работе, РІРѕ время исполнения которой работник направлялся РЅР° эти РєСѓСЂСЃС‹, Рё исчисление трудового стажа РІ данный период времени следует производить РІ том Р¶Рµ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, что Рё Р·Р° соответствующую профессиональную деятельность.
То, что период прохождения курсов повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, вытекает и из правовой позиции, изложенной Верховным Судом РФ в ряде судебных постановлений.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту (п. 1 ст. 7; п. 1, п. 2).
В приложении № 7 указано, что при возникновении права в 2019 году пенсия назначается не ранее, чем через 12 месяцев со дня возникновения права.
С учетом этого по состоянию на 31.12.2019 специальный стаж истца составляет 30 лет 02 месяца 08 дней, отсюда требуемый стаж истцом выработан 22.10.2019 года право на пенсию возникло с 23.04.2020.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Учитывая это, предоставление истцом ответчику и в суд всех документов, требуемых для назначения пенсии, суд с учетом требований ст. 19 этого же Закона находит возможным удовлетворить требования истца о назначении ему пенсии со дня обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе (межрайонное), т. е. с 06.05.2020 года.
Приходя к такому выводу, суд доводы представителя ответчика, приведенные в обоснование своих возражений, отвергает, поскольку они содержат субъективное толкование правовых норм и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
Как основанные на законе (ст. ст. 94, 98, 100 ГПК) и подтвержденные представленными доказательствами подлежат взысканию с ответчика в пользу истца расходы на оплату юридических услуг за представительство в суде и по составлению искового заявления.
Рстцом оплачено Р·Р° оказание юридической помощи 20 000 рублей Рё расходы РїРѕ государственной пошлине РІ СЃСѓРјРјРµ 300 рублей.
Суд при этом должен исходить из того, что оплата услуг представителя в суде должна быть разумной, соответствующей характеру спора, не превышать минимальную ставку вознаграждения за оказанную юридическую помощь, установленную Постановлением совета адвокатской палаты Воронежской области от 13.12.2012 года, поэтому приходит в выводу о снижении судебных расходов до 17 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
РСЃРє Петрушенко Р›.Р’. Рє государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Р Р¤ РІ Лискинском районе (межрайонное) удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе (межрайонное) включить Петрушенко Л.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», периоды работы с 12.03.2018 г. по 06.04.2018 г., с 08.04.2019 г. по 06.05.2019 г. нахождение на курсах повышения квалификации и назначить ей трудовую пенсию по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения т.е. 06.05.2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе (межрайонное) в пользу Петрушенко Л.В. судебные издержки в размере 17000 (семнадцать тысяч ) рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ