Дело № 2а-873/2021 16 июля 2021 года
УИД 29RS0022-01-2021-000964-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Пугачевой Я.А.,
с участием представителя административного истца Бакиной ****
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приморское» об обязании устранить нарушения законодательства о концессионных соглашениях,
установил:
заместитель Приморского межрайонного прокурора обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Приморское» об обязании устранить нарушения законодательства о концессионных соглашениях. В обоснование требований указал, что прокуратурой в ходе обобщения состояния законности при исполнении полномочий органами местного самоуправления Приморского района Архангельской области выявлены нарушения законодательства о концессионных соглашениях в действиях администрации МО «Приморское». Установлено, что 09 октября 2017 года, 28 декабря 2018 года, 01 октября 2020 года, 02 ноября 2020 года, 24 ноября 2020 года между администрацией МО «Приморское» и ООО «Гидротехнологии», ООО «Газпром теплоэнерго Архангельск», ООО «Аквамир» заключены договоры аренды объектов коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах дер. Рикасиха и пос. Лайский Док Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности муниципального образования «Приморское», с последующим предоставлением услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения потребителям муниципального образования «Приморское». Переданные в аренду объекты коммунального хозяйства введены в эксплуатацию в период с 1971 года по 2014 год. Договоры аренды заключены до 2025 года. С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов, их техническое состояние, а также процент износа, передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям. Однако, до настоящего времени договоры аренды администрацией МО «Приморское» не расторгнуты, концессионные соглашения не заключены. Бездействие администрации МО «Приморское» по не заключению в отношении объектов коммунальной инфраструктуры концессионных соглашений может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, их имуществу. Просит обязать администрацию МО «Приморское» в срок до 01 октября 2021 года заключить в отношении объектов коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах дер. Рикасиха и пос. Лайский Док Приморского района Архангельской области, находящихся в собственности МО «Приморское», концессионное соглашение.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области.
В ходе рассмотрения дела административным истцом неоднократно уточнялись исковые требования.
В судебном заседании помощник прокурора Бакина ****. в представленном суду заявлении просила обязать администрацию муниципального образования «Приморское» в течение года со дня вступления в законную силу решения суда заключить концессионное соглашение в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности муниципального образования «Приморское», а именно: напорного канализационного коллектора (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), водонапорной башни (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), канализационной насосной станции № (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), водопроводных сетей протяженностью 2851 м (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), наружных канализационных сетей протяженностью 1602 м (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №). Отказалась от исковых требований в части обязания администрации муниципального образования «Приморское» в срок до 01.10.2021 обратиться в региональное отделение Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> в целях подтверждения отсутствия нарушений антимонопольного законодательства и согласования возможности заключения договоров аренды в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности МО «Заостровское», а именно: тепловых сетей протяженностью 1945 м, (<адрес>, Приморский муниципальный район, муниципальное образование «Приморское», <адрес>, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), водопроводных сетей протяженностью 1919 м (<адрес>, Приморский муниципальный район, МО «***», д. Рикасиха, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 29-АК №), канализационной насосной станции № площадью 18,2 кв.м (<адрес>, Приморский муниципальный район, МО «***», д. Рикасиха, <адрес>А, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), канализационных сетей протяженностью 3677 м (<адрес>, Приморский муниципальный район, МО «***», д. Рикасиха, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности №), канализационной насосной станции площадью 13,3 кв.м (<адрес>, Приморский муниципальный район, МО «***», д. Рикасиха, <адрес>А, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 29-АК №), канализационной насосной станции площадью 37,3 кв.м (<адрес>, Приморский муниципальный район, МО «***», д. Рикасиха, <адрес>А, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), канализационной насосной станции площадью 6,7 кв.м (<адрес>, Приморский муниципальный район, МО «***», д. Рикасиха, <адрес>А, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №); в случае неполучения со стороны Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области подтверждения отсутствия нарушений антимонопольного законодательства, обязать администрацию муниципального образования «Приморское» в течение года со дня вступления в законную силу решения суда заключить концессионное соглашение в отношении указанных в пункте 1 настоящего заявления объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности муниципального образования, в связи с чем определением суда от 16 июля 2021 года производство по делу в данной части прекращено.
Представитель административного ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ранее судебном заседании с требованиями в отношении договоров, заключенных с ООО «Газпром теплоэнерго Архангельск», ООО «Аквамир», не согласился. По требованию в отношении договоров, заключенных ООО "Гидротехнологии", по существу не оспаривал обязанность заключения концессионного соглашения, просил предоставить более длительный срок для исполнения обязанности.
Заинтересованное лицо ООО "Газпром теплоэнерго Архангельск" о времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом, в суд своего представителя не направило.
Заинтересованное лицо ООО "Гидротехнологии" о времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом, в суд своего представителя не направило.
Заинтересованное лицо ООО "Аквамир" о времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом, в суд своего представителя не направило.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, ранее в судебном заседании указал, что в данном случае законом не установлена обязанность администрации обращаться в региональное отделение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в целях подтверждения отсутствия нарушений антимонопольного законодательства и согласования возможности заключения договоров аренды. Имеющееся в законе исключение позволяет заключать договоры аренды имущества без проведения конкурса, когда имущество является единой сетью. Срок для проведения процедуры заключения концессионного соглашения, составляет не менее года.
Представитель заинтересованного лица Агентства по тарифам и ценам Архангельской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, ранее в судебном заседании пояснила, что направлялось обращение в УФАС по договорам, заключенным с ООО «Газпром теплоэнерго Архангельск», ООО «Аквамир», нарушений антимонопольного законодательства выявлено не было, так как имущество является единой сетью.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой в ходе обобщения состояния законности при исполнении полномочий органами местного самоуправления Приморского района Архангельской области в действиях администрации МО «Приморское» выявлены нарушения законодательства о концессионных соглашениях.
В ходе проверки установлено, что 24 ноября 2020 года между администрацией МО «Приморское» и ООО «Гидротехнологии» заключен договоры аренды объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в пос. *** <адрес>, находящихся в собственности муниципального образования «Приморское», с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям муниципального образования «Приморское».
В аренду ООО «Гидротехнологии» переданы объекты коммунального хозяйства, находящиеся в собственности муниципального образования «Приморское», введенные в эксплуатацию в период с 1993 по 1998 годы, а именно: напорный канализационный коллектор (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии № №), водонапорная башня (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), канализационная насосная станция № (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), водопроводные сети протяженностью 2851 м (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), наружные канализационные сети протяженностью 1602 м (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №).
Договор аренды заключен до 31 декабря 2024 года.
По условиям договора аренды обязательства по осуществлению капитального ремонта объектов коммунального хозяйства на ООО «Гидротехнологии» не возложены.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 115-ФЗ целями указанного закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07.05.2013 № ЮЗ-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), который дополнен статьей 41.1.
Согласно ч. 2 ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Из содержания ч. 3 ст. 41.1 Закона № 416-ФЗ следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов, их техническое состояние, а также процент износа, передача прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.
В нарушение указанных требований закона, до настоящего времени, договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры с ООО «Гидротехнологии» администрацией МО «Приморское» не расторгнут, концессионное соглашение не заключено, конкурс на его заключение не объявлен.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 09 апреля 2021 года в адрес администрации МО «Приморское» вынесено предупреждение о необходимости в срок до 08 ноября 2021 года осуществить возврат в муниципальную казну объектов водоснабжения и водоотведения п. ***, переданных ООО «Гидротехнологии» на условиях договора аренды от 24 ноября 2020 года.
Бездействие администрации МО «Приморское» по не заключению концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры является незаконным, влечет нарушение права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, исковые требования подлежат удовлетворению.
По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем, подлежащих совершению организационных и иных мероприятий. С учетом особенностей бюджетного планирования, финансирования, объема и характера, подлежащих принятию администрацией организационных мероприятий, срок исполнения обязанности по заключению концессионного соглашения следует установить до 31 декабря 2022 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
решил
исковые требования заместителя Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приморское» об обязании устранить нарушения законодательства о концессионных соглашениях - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Приморское» в срок до 31 декабря 2022 года заключить концессионное соглашение в отношении объектов коммунальной инфраструктуры: напорного канализационного коллектора (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), водонапорной башни (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), канализационной насосной станции № (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии № №), водопроводных сетей протяженностью 2851 м (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), наружных канализационных сетей протяженностью 1602 м (<адрес>, пос. ***, кадастровый №, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №), находящихся в собственности муниципального образования «Приморское».
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2021 года.
Председательствующий Н.В. Алексеева