16RS0036-01-2023-001187-65
Дело № 2-3045/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 августа 2023 года город Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
судьи Р.Р.Булатовой
при секретаре Э.И.Ильиной
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуПрохорова ФИО22 к Алаевой ФИО23 о признании недействительным свидетельства о праве на наследство, признании наследника принявшим наследство, взыскании денежной компенсации,
установил:
В обоснование иска указано, что В.П.Прохоров и Н.П.Прохоров являются единокровными братьями и сыновьями ФИО5, умершего в 1996 году. ФИО4 вместе с своей матерью ФИО6 проживали по адресу: <адрес>. В середине сентября 2021 года ФИО4 сообщил истцу о том, что он уезжает работать в Ханты-Мансийский автономный округ и что если ему там понравится, то он заберёт с собой свою мать. В связи с указанным сообщением истец не искал брата, ждал от него сообщения с его нового места жительства. Через два месяца, обеспокоенный отсутствием сообщений от брата, телефон которого был недоступен, ФИО1 пошел к матери ФИО4, чтобы узнать почему брат молчит, однако, дверь в квартиру была закрыта и он предположил, что, видимо, брат забрал мать с собой. ДД.ММ.ГГГГ, когда истец вновь пошел по адресу ФИО4 и ФИО6, их соседка сообщила что ФИО4 и ФИО6 умерли осенью 2021 года. В этот же день, возвращаясь домой, он встретил своего знакомого, являвшегося другом ФИО4, который сообщил, что ФИО4 умер, не рассчитавшись с ним, после чего истец отдал долг умершего – 22000 рублей, чем совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии им наследства после смерти ФИО4. После обращения к нотариусу истцу стало известно, что наследство в виде <адрес> после смерти сестры (ФИО6) и племянника (ФИО4), состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ приняла ФИО14, умолчавшая о наличии единокровного брата ФИО4 – истца по делу. В этой связи истец просил суд признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону выданное нотариусом ФИО7ёвой ФИО14 на 1/2 долю в <адрес> после смерти ФИО4, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ; признать истца принявшим наследство после смерти ФИО4; взыскать с ФИО14 рыночную стоимость 1/2 доли в <адрес> в размере - 1 500 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины и по оплате услуг представителя – 30 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчица с требованиями истца не согласилась, просила суд отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Положения статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В пункте 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять, исключение составляет выморочное имущество, принятие которого не требуется.
На основании пункта 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (пункт 2).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом (п. 2 данной статьи).
Согласно п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).
В целях подтверждения фактического принятия наследства (п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
В соответствии со ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для установления факта принятия наследства является совершение наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из материалов дела следует, что истец В.П.Прохоров приходится единокровным братом ФИО4, что подтверждается свидетельствами о рождении ФИО1 и ФИО4 и не оспаривается сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер, в этот же день умерла мать ФИО4 – ФИО6.
Из материалов наследственного дела № к имуществу ФИО4, следует, что в установленный законом шестимесячный срок с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО4 обратилась его тетя – ФИО14.
Нотариусом Альметьевского нотариального округа ФИО8 было выдано свидетельство ФИО14 о праве на наследство по закону на наследственное имущество в виде 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование доводов искового заявления об установлении факта принятия наследства истец заявляет, что он принял наследство после смерти ФИО4, оплатив его долг перед ФИО9.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Следовательно, заявляя о фактическом принятии наследства после смерти единокровного брата, на истце лежит обязанность доказать совершение им действий, указанных в пункте 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации в установленный законом шестимесячный срок.
Истец в обоснование своих требований о фактическом принятии им наследства после смерти ФИО4 указал, что он оплатил ФИО9 долг брата, чем совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии им наследства.
В ходе судебного заседания в качестве свидетелей были порошены ФИО10 и Свидетель №2 (супруга истца). Свидетель ФИО10 пояснил, что является знакомым истца и ФИО4. В августе 2021 года ФИО4 занял у него 22000 рублей. В конце марта 2022 года (точную дату не помнит) он встретил ФИО1 на автозаправочной станции и сообщил о задолженности ФИО4 перед ним (ФИО9). После чего ФИО1 достал из кармана деньги и расплатился за долг брата. ФИО1 был с супругой, которая ожидала его в это время в машине.
ФИО11Свидетель №2 (супруга истца) пояснила, что в конце марта – начале апреля 2022 года (точную дату не помнит) они с супругом, находясь на автозаправочной станции встретили своего знакомого – ФИО12. Пока она (Свидетель №2) находилась в автомобиле, супруг разговаривал с ФИО9 на улице, потом вернулся в машину и сказал, что ФИО4 должен ФИО9 деньги; она (Свидетель №2) достала из своей сумки больше 20000 рублей и передала их супругу, который отдал их ФИО9, ожидавшему на улице.
Таким образом доказательств, безусловно свидетельствующих о принятии истцом наследства после смерти ФИО4 в установленный законом шестимесячный срок суду не представлено, поскольку свидетели не смогли суду назвать дату, когда ФИО1 передал ФИО9 денежные средства – долг покойного ФИО4. Так, ФИО10 указывал, что это было в конце марта 2022 года; Свидетель №2 поясняла, что деньги были переданы в конце марта – начале апреля 2022 года.
Между тем, исходя из смысла статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации последним днем для принятия наследства после смерти ФИО4 было ДД.ММ.ГГГГ.
Более того, показания свидетелей не согласовываются между собой: свидетель ФИО10 пояснял, что ФИО1 достал деньги из кармана и передал их ему (ФИО9); ФИО11Свидетель №2 показала, что ее супруг – ФИО1, поговорив с ФИО9 на улице, подошел к машине, в которой она находилась, забрал у нее деньги, после чего, вернувшись с ФИО9, супруг отдал ему деньги.
Иных доказательств истцовой стороной суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства, в их совокупности и взаимной связи, приходит к выводу о том, что В.П.Прохоровым не представлено достоверных и бесспорных доказательств совершения в установленный законом шестимесячный срок действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, в связи с чем требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.
Следовательно, не подлежат удовлетворению требования истца о признании недействительным свидетельства о праве на наследство и взыскании денежной компенсации.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов.
Руководствуясь статьями 194-198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении искового заявления Прохорова ФИО24 к Алаевой ФИО25 о признании недействительным свидетельства о праве на наследство, признании наследника принявшим наследство, взыскании денежной компенсации отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца.
Судья Р.Р.Булатова
Копия верна
Судья Р.Р.Булатова
Решение вступило в законную силу «___»_____________2023 года
Судья