Дело № 2-3308/2020 (УИД 44RS0001-01-2020-004246-46)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при секретаре Макаровой С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» о признании незаконным требований об оплате услуг по отоплению и возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за отопление,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с указанным исковым заявлением, мотивировав его тем, что многоквартирый жилой дом, в котором он проживает по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию в <дата> изначально с централизованной системой отопления. Дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. В установленном порядке он в своей квартире переоборудовал центральное отопления и горячее водоснабжение на автономное газовое. Все затраты за потребление газа и эксплуатацию газового оборудования оплачивает самостоятельно, никакие дополнительные услуги не предусмотрены. В квартире приборы от центрального отопления отсутствуют. Поскольку его квартира на втором этаже трехэтажного дома, а на третьем этаже также автономное отопление и стояки отопления отрезаны, поэтому поступление в квартиру тепла от источников центрального отопления исключено полностью. После установки в квартире индивидуального отопления плата за коммунальные услуги не начислялась, однако соответствующие платежи стали начисляться с <дата> года. Ответчик в <дата> года прислал ему квитанцию, с требованием оплатить за коммунальную услугу «Отопление» в его квартире, начиная с января 2019 года, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 в соответствии изменениями от 29.12.2018 в Постановлении Правительства РФ №1708 в части расчета за отопление при использовании индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (для жилых помещений переоборудованных на автономное газовое отопление). Он обратился к ответчику с заявлением о разъяснении. В ответе на его заявление ответчик привёл расчет размера платы за услугу по отоплению в его квартире по формуле 3 Приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354, при этом раздельного учета затрат тепла на отопление квартиры и общедомовые нужды не предусматривается. В указанной формуле расчет платы за отопление производится с учетом площади его квартиры. Поскольку отопление его квартиры за счет централизованных источников не осуществляется, то истец считает требование оплаты за не оказанную услугу противоречащим Конституции Российской Федерации. На основании изложенного, со ссылками на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 20.12.2018 №46-П, постановление Правительства РФ от 23.02.2019 №184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям многоквартирных и жилых домов», просит суд признать незаконными требования ответчика к нему оплачивать услуги по отоплению, которые ему не оказывались в его квартире с индивидуальным отоплением и обязать ответчика произвести перерасчет требуемой платы, начиная с января 2019 года по настоящее время и списать начисленную сумму.
В судебном заседании и дополнении к исковому заявлению истец Семёнов С.И. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно суду пояснил, что до 2019 года счета за отопление ему не выставлялись. Конституционный суд РФ в Постановлении № 46-П от 20 декабря 2018 года предусмотрел в определении платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, в которых отдельные квартиры переведены на индивидуальное отопление, возмещение расходов связанных с потреблением энергии на общедомовые нужды. Требования Конституционного Суда РФ вносить плату пользователями тепловой энергии за отопление на общедомовые нужды раздельно учтены в Постановлении Правительства РФ №184 от 23 февраля 2019 года «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилах домов». Следовательно, с него, как владельца автономного отопления в многоквартирном доме, может взиматься плата за затраты на поставку тепла только на общедомовые нужды. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме согласно пунктам 44-48 Правил определяется по формуле 10. В <адрес> примерно 8-9 лет был поставлен общедомовой счётчик потребления тепла. В данном доме из 33 квартир, 13 с автономным отоплением. Индивидуальные приборы учёта потребления тепловой энергии отсутствуют. По истечении расчётного периода снимаются показания общедомового прибора учёта. Убытков ПАО ТГК-2 не несёт, т.к. все затраты ТГК-2 за поставленную тепловую энергию в жилой дом, где он проживает, возмещается собственниками квартир, отопление которых производится от централизованной системы отопления( объём тепловой энергии согласно данных коллективного прибора учёта делится пропорционально между ними).
Представители ответчика- ФИО2 и ФИО3, действующие по доверенности, обоснованность исковых требований не признали в полном объёме по изложенным в письменным отзывах основаниям.
В письменных отзывах от <дата>, <дата> представитель ответчика ПАО «ТГК-2» указала, что в силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2018 года №1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах были внесены изменения, в связи с чем с 01 января 2019 года на владельцев квартир, оборудованных индивидуальными источниками тепловой энергии, возложена обязанность по внесению платы ха отопление мест общего пользования. Собственники отдельных жилых помещений, находящихся в МКД и жилые помещения которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии при соблюдении законного порядка такого перехода, обязаны оплачивать расходы, связанные с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. В постановлении Конституционного суда РФ от 20.12.2018 №46-П указано, что сама по себе установка индивидуальных источников тепловой энергии в помещениях МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления для обогрева соответсвующего жилого помещения, не может служить достаточным основанием для освобождения собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальные услуги по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п.40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в МКД, который оборудован ОДПУ, определяется по формуле 3 Приложения № Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №:, где Vi (Гкал) - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме. Vi равен нулю в случае, если технической документацией на много квартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если в соответствии со схемой теплоснабжения, осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии; Si (м2) - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; Vд (Гкал) - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год; ?Vi (Гкал) – сумма объектов (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме;? Sоб (м2) - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Начисление платы по адресу: <адрес> производится за тепловую энергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, начисление платы выполнено в строгом соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица ТСЖ Радор в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела судом извещался надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 544 ГК РФ предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания жилого помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:… собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Часть 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:…. плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
...
С 01 января 2019 года вступило в силу постановление правительства Российской Федерации № 1708 « О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», которым были внесены изменения в Правила № 354, в том числе в порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
настоящих Правил.
Пункт 42(1) указанных Правил( в редакции Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708) предусматривает, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Как следует из формулы 3 Расчёта размера платы за коммунальные услуги( приложение № 2)размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле:
где:Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником жилого помещения- <адрес>.
<адрес> оборудован централизованной системой отопления и общедомовым прибором учёта тепловой энергии.
Теплоснабжение квартиры истца от центральных сетей. в установленном порядке было переоборудовано на индивидуальное теплоснабжение.
С <дата> от ПАО «Территориальная генерирующая компания №2», являющейся исполнителем коммунальной услуги «отопление» истцу стали поступать платёжные документы на оплату теплоснабжения мест общего пользования вышеназванного многоквартирного дома.
Судом проверен представленный представителем ответчика расчёт платы за коммунальную услугу « Отопление» по квартире истца за оспариваемый им период.
Как следует из представленного расчёта, при расчёте платы за предоставленную услугу по форму 3 приложения 2, ПАО « ТГК-2» используется два слагаемых, одно из которых Vi,, которое определяется как объём( количество) потреблённой за расчётный период тепловой энергии, приходящейся на i-е помещение( жилое или нежилое) в многоквартирном доме. Данное слагаемое равно нулю, т.к. жилое помещение истца переоборудовано на индивидуальные источники отопления. Второе слагаемое в представленных расчётах представляет собой объём тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исчисляемое соотношением площади жилого помещения истца, площади жилого дома умноженное на тариф и разницу объёмов( количества) потреблённой энергии по показания коллективного прибора учёта и объёмов( количества) потребленной энергии по всем помещениям, отапливаемым от центральной системы отопления.
Вопреки утверждениям истца о том, что при расчёте данной коммунальной услуги, ответчик, получает плату в полном объёме от потребителей, отопление помещений которых производится от центральных сетей( производя пропорциональное разделение показаний общедомового прибора учёта между ними), а следовательно, выставляемые ему в платёжных документах, объёмы являются дополнительными, ответчиком представлены доказательства, что применяемая формула является единой для всех собственников помещений в данном жилом доме. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями об объёмах потребляемых жилыми и нежилыми помещениями с января 2019- по май 2020 года, из которых усматривается, что объём потреблённых Гкал, установленный по данным коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в данном доме, превышает объём Гкал потребленных за расчетный период собственниками помещений, отопление которых производится от централизованной системы отопления. Разница между указанными объёмами и является объёмом Гкал, потребляемых при содержании общего имущества в данном многоквартирном доме, которая, как видно из представленных документов, распределяется пропорционально занимаемым площадям между всеми собственниками помещений в данном многоквартирном доме.
В силу вышеизложенного, не могут быть признаны обоснованными доводы истца о том, что с него, в нарушение положений, изложенных Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении № 46-п от 20.12. 2018, взимается плата не только на общедомовые нужды, но и на отопление его жилого помещения.
Не состоятельны доводы истца, что нормами Постановления Правительства РФ № 184 от 23 февраля 2019 года, исключено взимание платы за отопление с владельцев индивидуального отопления.
Данным постановлением внесены изменения:
- в п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг… ;
- в Приложение № 2, именно, в п.2(3),2(4),2(5),2(6), регулирующие расчёты объёма (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а также п. 3(4), 3(6), 3(7), регулирующие исчисление объёма( количества), потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) и его корректировку.
Основаны на неверном толковании норм права, доводы истца ФИО1 о необходимости применения при расчёте размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды формулы 10 раздела 3 Расчёта размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчётный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме( приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг ….).
Согласно п. 10 раздела 3 вышеназванного Расчёта размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 10:,где: - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение; Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из анализа вышеназванного пункта, данная формула применяется при исчислении размера платы, исчисляемой согласно пунктов 44-49 Правил предоставления коммунальных услуг…
В силу п. 44 Правил предоставлении коммунальных услуг … по указанной формуле определяется размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчик, как исполнитель услуги по отоплению, обоснованно, за предоставленную услугу, исчисляет истцу плату за предоставление услуги по отоплению мест общего пользования многоквартирного дома, где проживает истец, направляя в его адрес соответствующие платёжные документы. Нарушений прав истца при исчислении данной платы, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» о признании незаконным требований об оплате услуг по отоплению, перерасчёте оплаты за отопление, путём её списания, суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №2» о признании незаконным требований об оплате услуг по отоплению, перерасчете оплаты за отопление -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья: Нефёдова Л.А.
Решение принято в окончательной форме: 23 ноября 2020 года.
Председательствующий судья: Нефёдова Л.А.