Дело № 2-1181/2018 17 сентября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Кировск Ленинградская область
Кировский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Пупыкиной Е.Б.,
при секретаре судебного заседания Кирилловой Е.М.,
с участием истца, представителей ответчика Шестаковой Ю.Е., Яровой Н.Ф.,
представителя третьего лица Потаповой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайбрахманова Сергея Владимировича к АО «Кондитерское объединение «Любимый край» о признании незаконным отказа в приеме на работу, обязании принять на работу, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
Хайбрахманов С.В. обратился в суд с иском к АО «Кондитерское объединение «Любимый край» об оспаривании отказа в приеме на работу, взыскании оплаты вынужденного прогула, возложении обязанности принять на работу, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов, ссылаясь на то, что он является инвалидом второй группы с детства, зарегистрирован в качестве безработного в Центре занятости населения Ленинградской области. Получил в феврале 2018 года направление из Центра занятости на работу в АО «Кондитерское объединение «Любимый край» по вакансии упаковщик-укладчик. Однако 29.03.2018 ему было отказано в приеме на работу в качестве упаковщика–укладчика на основании п. 6.3.8 и 6.3.9. СП 2.2.9 2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». Данный отказ считает незаконным, противоречащим требованиям законодательства, запрещающего отказ в приеме на работу инвалидов, направленным в счет квоты рабочих мест. Просит признать отказ в приеме на работу незаконным, возложить на ответчика обязанность принять его на работу на должность упаковщика-укладчика, взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования дополнил, просил взыскать с ответчика почтовые расходы по направлению документов в АО «Кондитерское объединение «Любимый край» в сумме 445 руб. 67 коп. (л.д. 121).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от каких-либо обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В соответствии с требованиями ст. 64 Трудового кодекса РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов.
В целях реализации положений федерального законодательства в Ленинградской области принят Закон от 15.10.2003 № 74-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области», согласно которому организациям, расположенным на территории Ленинградской области, зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников.
Согласно ст. 22 ФЗ № 181-ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В силу ст. 2 областного закона № 74-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области», минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов и порядок контроля за его выполнением устанавливаются Правительством Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.06.2006 №195 «О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» установлено на предприятиях, в учреждениях и организациях Ленинградской области минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах квоты для приема на работу инвалидов, определенной областным законом от 15 октября 2003 года № 74-оз «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области» согласно приложению.
Согласно Положению о проведении специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, в Ленинградской области», утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 15.04.2016 № 10, в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели создают специальные рабочие места, минимальное количество которых определено постановлением Правительства Ленинградской области от 26 июня 2006 года № 195 «О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов».
Статьей 24 Закона № 181-ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Из пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Таким образом, АО «Кондитерское объединение «Любимый край» была
установлена квота для приема на работу инвалидов – 11 единиц, из них – 3 специальных рабочих места.
Как следует из материалов дела и установлено судом Хайбрахманов С.В. является инвалидом 2 группы с детства по психическому заболеванию (л.д. 6, 152, 145-148).
Согласно справке ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области» Хайбрахманов С.В. зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с 22.12.2017, признан безработным, состоит на учете (л.д. 7).
Как усматривается из сведений, имеющихся в ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области» в АО «Кондитерское объединение «Любимый край» имеется три вакансии по специальности укладчик по адресу: Ленинградская область, г.Отрадное, ул. Железнодорожная, д. 1, в счет установленной квоты для инвалидов (л.д. 47).
Как усматривается из приложения к отчету по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в АО «Кондитерское объединение «Любимый край» за январь и февраль 2018 года специальных рабочих мест не имеется (л.д. 86, 89).
22 февраля 2018 года ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области» выдало истцу направление на работу в АО «Кондитерское объединение «Любимый край» на должность укладчика-упаковщика в счет имеющейся вакансии (л.д. 5). Однако в приеме на работу ему было отказано в связи п. 6.3.8 и 6.3.9 с СП 2.2.9 2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов».
При обращении к работодателю в целях трудоустройства истец предоставил сведения о наличии у него <данные изъяты> (код по МКБ-10- №).
В соответствии с «Международной классификацией болезней МКБ-10» - № – <данные изъяты>.
Как установлено в индивидуальной программе реабилитации инвалида, Хайбрахманову С.В. бессрочно установлена 2 степень способности к трудовой деятельности и указано, что ему доступен труд в специально созданных условиях (л.д. 4).
В соответствии с п.п. «ж» п. 5 Приказа Минтруда России от 17.12.2015 №1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», зарегистрированного в Минюсте России 20.01.2016 № 40650, к основным категориям жизнедеятельности человека относятся, в том числе способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы: 2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» утверждены «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила» № 2.2.9.2510-09 (далее – Правила), зарегистрированные в Минюсте России 09.06.2009 № 14036.
Вышеуказанные Правила устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов с учетом степени риска причинения вреда и определяют обязательные гигиенические требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, производственной среде, сырью, медицинскому обслуживанию и санитарно-бытовому обеспечению работающих инвалидов в целях охраны их здоровья. Санитарные правила распространяются на все отрасли экономической деятельности, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд инвалидов.
Пунктом 6.3.8 Правил установлены требования к условиям и организация труда на рабочих местах инвалидов вследствие психических заболеваний.
Больным с основной психической патологией, признанным инвалидами II группы (92% всего контингента с психическими заболеваниями), в 50% случаев доступно участие в различной трудовой деятельности в специально созданных условиях на спецпредприятиях, спецучастках, на дому, а также на обычных предприятиях, учреждениях, где условия работы приравнены к специально созданным (п. 6.3.8.1).
Помещения, мастерские или участки должны быть небольших размеров, что уменьшает возможность контакта с окружающими и обеспечивает возможность визуального наблюдения и контроля за работающими инвалидами; обеспечение аварийными сигнализирующими устройствами рабочих мест (п.6.3.8.3.).
Оборудуются ограждения движущихся механизмов, лестничных пролетов и других опасных зон; проводится остекление окон небьющимися стеклами (п. 6.3.8.4.).
Помещения медицинской службы должны быть приближены к рабочим местам психически больных для контроля за поведением в процессе трудовой деятельности и проведения адекватной терапии, коррекции поведения, способствующих безопасности самих инвалидов и их окружения. В связи с этим целесообразно размещать помещения для трудовой занятости инвалидов вблизи или на базе специализированных медицинских учреждений (психоневрологические диспансеры, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты. На специализированных предприятиях создаются медицинские кабинеты, в штате которых должен быть врач-психиатр и средний медицинский персонал, а также средства для проведения основных специализированных терапевтических мероприятий (п. 6.3.8.5.).
Оборудование (станки, технические устройства) должно быть безопасное и комфортное в пользовании (устойчивые конструкции, прочная установка и фиксация, простой способ пользования без сложных систем включения и выключения, с автоматическим выключением при неполадках; расстановка и расположение, не создающие помех для подхода, пользования, передвижения; расширенные расстояния между столами, мебелью, станками и в то же время не затрудняющие досягаемость; исключение острых выступов, углов, ранящих поверхностей, выступающих крепежных деталей) (п. 6.3.8.6.).
Используется эстетический дизайн и яркая окраска оборудования и мебели для активизации эмоционально-волевой сферы, положительного эмоционального настроя, концентрации и фиксации внимания (п. 6.3.8.7.).
Пунктом 6.3.9. Правил установлены требования к условиям и организации труда на рабочих местах инвалидов вследствие заболеваний нервной системы.
Рабочие места размещаются в небольших помещениях, мастерских, участках с целью обеспечения возможности визуального наблюдения и контроля за работающими инвалидами (п. 6.3.9.2.).
Оборудуются ограждения движущихся механизмов, лестничных пролетов и других опасных зон. Остекление окон производится небьющимися стеклами (п. 6.3.9.3.).
Рабочие столы, верстаки должны иметь высоту в пределах 630 - 1020 мм, рабочее кресло или стул легко перемещаться в рабочей зоне (п. 6.3.9.4.).
Как следует из материалов дела, должность укладчика, на которую претендовал истец, предполагает осуществление трудовой деятельности на конвейере в помещении цеха большой площади (л.д. 34-37, 38-39). Трудовой процесс требует осуществления монотонных, однообразных действий, при этом используются различные сложные механизмы и оборудование, что в силу п. 4.2. Правил является противопоказанием для трудоустройства инвалидов.
Проанализировав установленные судом обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения истца к работодателю с заявлением о приеме на работу в счет квоты для инвалидов, специального рабочего места по специальности укладчик не было. Возможности создания такого специального рабочего места с соблюдением требований Правил исходя из специфики заболевания истца не имеется в связи с невозможностью организовать рабочий процесс в помещении небольшого размера, осуществить ограждение движущихся механизмов, а также учитывая отсутствие медицинских учреждений (психоневрологические диспансеры, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты), расположенных вблизи предприятия, иное не отвечало бы принципам охраны труда и необходимости сохранения здоровья самого истца. Соответственно имеющаяся вакансия укладчика в счет квоты является рабочим местом для инвалидов без специальных условий труда.
Поскольку в силу своего заболевания и индивидуальных условий реабилитации истец может осуществлять трудовую деятельность только на рабочем месте со специальными условиями труда, отказ работодателя в счет приема на работу со ссылкой на положения п. 6.3.8. и 6.3.9. «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила» № 2.2.9.2510-09 обоснован.
Доводы истца о том, что его заболевание до обращения к ответчику не препятствовало его работе на иных предприятиях, в том числе и на конвейере, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора. При этом, истец сам пояснял суду, что до этого случая не сообщал работодателям о наличии у него психического заболевания и необходимости специальных требований к рабочему месту.
Ссылки истца на то, что согласно медицинским обследованиям у него не имеется противопоказаний к работе на предприятии ответчика, судом отклоняются. При осуществлении приема на работу работодатель должен руководствоваться индивидуальной программой реабилитации инвалида и справкой об инвалидности, выдаваемой по результатам медико-социальной экспертизы. Оценка состояния здоровья истца и соответствие его сведениям, изложенным в программе реабилитации и справке, не относится к компетенции работодателя, поскольку осуществляется государственными медицинскими учреждениями, обладающими специальными полномочиями по проведению такой экспертной оценки и выдаче соответствующих заключений.
Разрешая требования истца об обязании принять его на работу на должность укладчика-упаковщика, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор является соглашением между работодателем и работником. Верховный Суд в Постановлении Пленума от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя (п. 10). При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).
Трудовой кодекс Российской Федерации не ограничивает право работодателя, предусмотренное статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации, самостоятельно, под свою ответственность принимать кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Из конституционных норм и принципов не вытекает право гражданина занимать избранную им определенную должность, выполнять конкретную работу, как и обязанность кого бы то ни было предоставить гражданину такую работу на удобных для него условиях. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
Таким образом, учитывая, что истец не относится к категории лиц, в отношении которых частями 3, 4 статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет отказывать в заключении трудового договора, и у ответчика отсутствовала обязанность заполнять вакантные места, в том числе при обращении лица, ищущего работу по направлению от органа занятости населения в связи с отсутствием специального рабочего места, оценив представленные по делу доказательства и доводы сторон, проанализировав законодательство, регулирующее спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку не установлено каких-либо данных о факте дискриминации по одному из указанных в законе обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.
В силу положений ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе. Аналогичное положение содержится и в абз. 4 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
Проанализировав материалы дела и пояснения истца, данные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что истец мотивирует исковое заявление о причинении морального вреда тем, что действиями ответчика, нарушивших его право на трудоустройство, ему причинены нравственные страдания.
В ходе судебного разбирательства, суд не установил нарушений трудовых прав истца, в том числе его права на трудоустройство в счет квоты для инвалидов, в связи с чем оснований для удовлетворения его требований со ссылкой на ст. 237 ТК РФ не имеется.
Каких-либо бесспорных, достоверных и убедительных доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и подтверждающих факт нарушения ответчиком личных неимущественных прав истца, причинения нравственных или физических страданий ответчиком истец не представил. Вина ответчика в причинении истцу физических и нравственных страданий не была установлена также и в ходе рассмотрения дела по существу.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований
Хайбрахманова С.В. о взыскании денежной компенсации морального вреда.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В связи с отказом в иске почтовые расходы истца, связанные с направлением обращений к ответчику, возмещению со стороны АО «Кондитерское объединение «Любимый край» не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Хайбрахманова Сергея Владимировича к АО «Кондитерское объединение «Любимый край» о признании незаконным отказа в приеме на работу, обязании принять на работу, взыскании денежной компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия посредством подачи апелляционной жалобы через Кировский городской суд Ленинградской области.
Судья Е.Б. Пупыкина