Судья ФИО2
Дело № №
УИД 05RS0№-22
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 августа 2022 года по делу №
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,
судей Алиевой Э.З. и Зайнудиновой Ш.М.,
при секретаре судебного заседания Керимовой З.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МВД по Республике Дагестан об установлении очередности и права на получение единовременной выплаты для приобретения жилья,
по апелляционной жалобе представителя МВД по РД ФИО6 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО7, выслушав объяснения представителя МВД по РД ФИО6, просившего решение суда отменить, возражения истца ФИО1, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее МВД по РД) об установлении очередности на получение единовременной выплаты для приобретения жилья.
В обосновании иска указал, что является пенсионером МВД по РД. Стаж службы в органах внутренних дел РФ на <дата> составляет более 26 лет (более 32 лет в льготном летоисчислении).
<дата> он обратился к начальнику тыла МВД по РД подполковнику полиции ФИО5 с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с целью приобретения или строительства жилья, с приложением необходимых документов. Данное заявление в соответствии со штампом Управления организации тылового обеспечения МВД по РД было принято ответчиком <дата>.
На момент подачи заявления стаж его службы составлял 18 лет, 5 месяцев и 14 дней согласно справке УРЛС МВД по РД.
Ранее ЕДС либо жилье ему и членам его семьи не предоставлялась.
В соответствии с решением ЦЖБК МВД по РД он был поставлен в очередь на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилья с присвоением номера №0011533 лишь <дата>, спустя 4 месяца и 7 дней после его обращения.
О том, что он поставлен в очередь <дата> он узнал из информации на официальном сайте МВД РФ, не получив ответа начальника УОТО МВД по РД на заказное письмо направленное им <дата>.
На основании вышеизложенного, просит признать действия ответчика по принятию его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты принятия решения с <дата> незаконным.
Установить очередность с учетом количества членов его семьи на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления, то есть с <дата>.
Обязать ответчика внести соответствующие изменения в книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Дагестан, в том числе в части даты принятия на учет, путем изменения уникального номера в единой базе данных СМТОИСОД МВД России.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> исковые требования ФИО1 к МВД по Республике Дагестан удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель МВД по РД ФИО6 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что правовых оснований для изменения даты постановки истца на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения с <дата> на <дата> не имелось, поскольку дата принятия на учет является датой принятия правового акта федерального органа исполнительной власти.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от <дата> N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (далее Федеральный закон от <дата> N 247-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник органов внутренних дел, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от <дата> от <дата> N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4 Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ).
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ, предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящий на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от <дата> N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В силу п. 2 Правил, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в журнале приема заявлений и документов для принятия на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения МВД по РД № заявление ФИО1 с приложением необходимых документов для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья зарегистрировано <дата>.
Распоряжением МВД по РД от <дата> утверждено решение ЦЖБК МВД по Республике Дагестан от <дата>, ФИО1 поставлен в очередь на получение единовременной выплаты.
При проверке своей очереди на получение единовременной социальной выплаты истец узнал, что его поставили на учет с <дата> с присвоением уникального номера №001533.
Считая действия ответчика в части определения даты постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконными, просил обязать ответчика внести изменения в очередность, определив ее с даты получения его заявления о постановке на учет с приложением всех необходимых документов – с <дата>.
Из исследованных в ходе рассмотрения дела, материалов учетного дела следует, что дата подачи заявления истцом о приеме на учет – <дата>, а дата постановки на учет – <дата>.
Согласно пункту 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись, к которому должны быть приложены документы, указанные в названном пункте Правил.
Согласно п. п. 10 и 14 Правил комиссия создается для рассмотрения заявлений сотрудников, выполняет функции по проверке представленных сведений и принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.
В соответствии с п. 20 Правил комиссия обязана заносить сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной социальной выплаты, в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности (п. 21 Правил).
Согласно п. 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, единовременная выплата предоставляется сотрудникам (пенсионерам) в порядке очередности принятия их на учет, в том числе и имеющим преимущественное право.
Учитывая, что законодательно дата принятия на учет сотрудника не определена, сами сведения о сотруднике подлежат внесению с момента принятия решения. Между тем, при определении порядка очередности сотрудника учитывается стаж службы и дата подачи заявления.
Согласно абз. 2 п. 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от <дата> N 247-ФЗ от <дата> N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.
Аналогичная правовая позиция отражена в определениях Пятого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> по делу N 88-1190/2021 и от <дата> по делу N 88-1022/2021, а также в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> по делу N 88-421/2019, которое было оставлено без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 45-КФ20-39-К7.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что реализация права на получение единовременной социальной выплаты носит заявительный характер и правовое значение для определения момента возникновения права имеет дата приема заявления, а потому дата рассмотрения ЦЖБК заявления истца и утверждения его министром ВД по РД правового значения для определения даты, с которой он подлежит принятию на учет, не имеет.
Таким образом, принимая во внимание, что в случае, если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии о постановке на учет.
Судом установлено, что истец обратился с письменным заявлением с приложением всех необходимых документов <дата>.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
Решение суда изложено полно и мотивированно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения опровергаются материалами дела.
Ввиду излаженного судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МВД по РД ФИО6 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи