Именем Российской Федерации
26 февраля 2018 года г. Выкса
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Красовской Ю.О., при секретаре Бистерфельд С.А., с участием истца Сазонова В.И., его представителя Шишина Е.Ю., представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу городу Выкса Нижегородской области Тиуновой С.В., действующей на основании доверенности от ДАТА, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Сазонова В. И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу городу Выкса Нижегородской области о признании права на получение досрочной пенсии
УСТАНОВИЛ:
Сазонов В.И. обратился в суд к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу городу Выкса Нижегородской области с исковым заявлением, в котором просит признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии, включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии период военной службы в рядах Советской армии по призыву с ДАТА г. по ДАТА г., обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДАТА.
Требования мотивированы тем, что ДАТА г. истец обратился в ГУ УПФ РФ по г.о.г. Выкса за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». Решением ГУ УПФ РФ по г.о.г. Выкса истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия у истца необходимого специального стажа на дату обращения. По мнению ответчика не подлежит зачету в специальный стаж период с ДАТА. по ДАТА г. – служба в рядах Советской армии по призыву. Поскольку ответчик посчитал, что специального страхового стажа у истца требуемого и дающего право на досрочную страховую пенсию по старости не достаточно, то ответчиком было принято решение об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Истец считает, что действия Пенсионного фонда незаконны, служба в рядах Советской армии по призыву должна быть включена в специальный стаж для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости. В период действия закона СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» к периодам работы предусмотренными Списками №1 и №2 утв. Постановлением Совета Министров от 3.08.1972 г. № 590 приравнивались периоды военной службы, работы на выборной должности, обучения при соблюдении определенных условий и ограничений. Периоды службы в армии приравниваются к работе, которая предшествовала данному периоду либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Считает, что при определении его специального стажа должно было применяться Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590.
В судебном заседании истец Сазонов В.И. и его представитель Шишин Е.Ю. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика – ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по городскому округу городу Выкса на основании доверенности – Тиунова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 03.06.2004 г. №11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Согласно п.1 Постановления № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в частности при назначении пенсии за работу с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г., применяется Список №2, утвержденный постановлением Совета Министров ССР от 22.08.1956 № 1173"Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", для периодов работ, имевших место после 01 января 1992, применяется Список № 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии со Списком № 1, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173, льготное пенсионное обеспечение установлено резчикам на горячем металле и термистам, постоянно занятым у печей на горячих работах.
Из материалов дела следует, что Сазонов В.И. ДАТА обратился в Территориальное Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Выкса Нижегородской области от ДАТА г. № … истцу отказано в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Как следует из указанного решения, специальный стаж Сазонова В.И. составляет 06 лет 08 дней. В специальный стаж не включен период с ДАТА г. по ДАТА г. – служба в рядах Советской армии по призыву.
Суд находит неправомерным отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа по следующим основаниям.
В соответствии со ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно исследованных судом материалов гражданского дела, ДАТА Сазонов В.И. был принят в … цех …. ОАО «…».
ДАТА. Сазонов В.И. уволен в ряды Советской армии.
Служба в Советской Армии с ДАТА г. по ДАТА. подтверждена представленным суду военным билетом МК № ….
ДАТА г. Сазонов В.И. принят … … цеха №… Выксунского завода ….
Согласно данным трудовой книжки, а также архивных справок ОАО «…» от ДАТА, ОАО «…» от ДАТА, истец работал в указанных должностях, которые являлись для него основной работой, сведений об одновременном выполнении им другой работы суду не представлено, трудовая книжка в соответствии с действующим трудовым законодательством является основным документом, подтверждающим факт и характер работы, в том числе и в определенной должности и в определенном учреждении (ст. 66 ТК РФ).
Согласно п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590 период службы в Советской Армии подлежал зачету в специальный стаж при условии выполнения соответствующей работы, как предшествовавшей периоду службы в Армии, так и следовавшей за окончанием этого периода. Данное положение утратило силу с принятием Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст.94 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ) "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: военная служба по призыву - в двойном размере.
Согласно п.3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
С принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вступлением его в силу с 01.01.2002 льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа был исключен.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" была признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Одновременно указано, что данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В период службы истца в армии со ДАТА г. по ДАТА г. действовал закон СССР от 14 июля 1956г. «О государственных пенсиях» к периодам работы, предусмотренными Списками №1 и №2 утв. Постановлением Совета Министров от 3.08.1972г. №590 приравнивались периоды военной службы работы на выборной должности обучения при соблюдении определенных условий и ограничений. Периоды службы в армии приравниваются к работе, которая предшествовала данному периоду либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода…. Периоды работы и или иной деятельности застрахованного лица могут включаться в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ последовательно с учетом пенсионного законодательства действовавшего в период выполнения работы (деятельности).
До и после указанного периода службы истца следовали периоды работы в должности …. цехе Выксунского металлургического завода и …, постоянно занятого у … цехе на заводе …, которые были зачтены в специальный стаж истца по Списку № ….
Таким образом, на момент прохождения истцом службы в рядах Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
В указанный период действовал Закон СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях» и принятое в соответствии с ним Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, в соответствии с п. 109 которого установлено, что при назначении на льготных условиях или льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. «а» и «б» п. 16), периоды в пп. «к» (служба в составе Вооруженных сил СССР) приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Включение спорного периода составляет необходимую продолжительность специального стажа, что дает истцу право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, то есть с ДАТА.
Оснований для отказа в иске не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Сазонова В. И. удовлетворить.
Признать право Сазонова В. И. на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с ДАТА года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу городу Выкса Нижегородской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии на соответствующих видах работ Сазонову В. И. период службы в рядах Советской армии по призыву с ДАТА г. по ДАТА г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу городу Выкса Нижегородской области назначить Сазонову В. И. досрочную страховую пенсию по старости с ДАТА.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - Красовская Ю.О.