Судья Колосова Н.Е. Дело № 33-329/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании 27 января 2014 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 ноября 2013 года, по которому
признано за Трусовой Л.В. право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с датой постановки на учет 27.03.1997г.
возложена обязанность на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выдать Трусовой Л.В. государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя истца Ярмолюка В.П., судебная коллегия
установила:
Трусова Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании незаконным отказ в признании за ней права на получение государственной жилищной субсидии и обязании выдать ГЖС в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с датой постановки на учет 27.03.1997 г.
В судебном заседании истица участия не принимала, была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель Минархстрой по РК с иском не согласился.
Представитель третьего лица - администрации МО ГО «Воркута» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом; представил письменный отзыв на иск и просил рассмотреть дело без его участия.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Минархстрой РК просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, указывая на отсутствие предусмотренных законом оснований для постановки истца на учет с 27 марта 1997 г. в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещены о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., регулируются Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Трусова Л.В., <Дата обезличена> года рождения, проживает в г. Воркуте, является инвалидом ... группы. Отец истицы - Трусов В.М. был включен в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат (субсидий) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 27.03.1997г., с составом семьи 3 человека, включая Трусову Л.В.
<Дата обезличена> Трусов В.М. умер. В июле 2011 года истица обратилась с заявлением в администрацию МО ГО «Воркута» о переводе очереди с умершего Трусова В.М. на неё, с присвоением даты постановки на учет Трусовой Л.В. - 27.03.1997г.
Постановлением и.о. руководителя администрации МО ГО «Воркута» от 15.07.2011 № 937 Трусова Л.В. была включена в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год по Республике Коми с присвоением даты постановки на учет истца 27.03.1997г. по категории «инвалиды», с составом семьи 1 человек.
Письмом Минархстрой РК № 11-13-13/2051 от 30.08.2013г. истице было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата со ссылкой на отсутствие десятилетнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на дату постановки на учет.
Разрешая заявленные требования, суд, исходя из установленных обстоятельств дела и положений Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», пришел к выводу о незаконности действий ответчика и наличии права у истицы на получение жилищной субсидии.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку из смысла положений указанного закона следует, что члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 г., так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 г., сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Следовательно, Трусова Л.В., как член семьи Трусова В.М., состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, не может быть лишена права на получение жилищной субсидии.
По изложенным основаниям не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что действие Федерального закона № 125-ФЗ в новой редакции распространяется только на отношения, возникшие после его введения, т.е. после 1 января 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истицы права состоять в очереди на получение жилищной субсидии в рамках ранее действующего законодательства судебной коллегией отвергнуты, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002г. (в ред. до 01.01.2012г.) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, на момент постановки Трусова В.М. в очередь на получение жилищной субсидии (27 марта 1997 г.) действовали Федеральный закон от 17 августа 1996 г. № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями», Положение о порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Указом Главы Республики Коми от 17 декабря 1996 г. № 329, решение Совета города Воркуты от 10 июня 1997 г. «Об утверждении Положения о предоставлении жилой площади за пределами г. Воркуты, приобретенной администрацией города за счет жилищных субсидий, выделенных Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1996 г. № 116-ФЗ, Указом Главы Республики Коми от 17 декабря 1996 г. № 329 и других бюджетных источников финансирования работникам предприятий, учреждений и организаций города», которыми инвалиды были отнесены к льготной категории граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилищных субсидий.
Так, статьей 4 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что выделенные средства направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах.
В соответствии с п.10 Положения, субсидии предоставляются гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет, с учетом первоочередного права для граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года), а также работникам бюджетной сферы, лица, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст.5 Закона № 116-ФЗ, п.11 вышеуказанного Положения, коэффициент стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом которого определяется размер выделяемой гражданину субсидии, определяется по установленной шкале от 10 лет работы. При выходе граждан на пенсию или в условиях отсутствия занятости по другим причинам время пребывания без работы учитывается с коэффициентом 0,5. При исчислении общего стажа работы и пребывания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях берется полностью стаж работы в этих районах и суммируется с половиной времени нахождения в этих районах на пенсии или времени без работы.
Поскольку истица была уволена с работы 17 октября 1988г. на основании п.2 ст.33 КЗоТ РСФСР (как инвалид ... группы) и с этого же дня, является получателем пенсии по инвалидности бессрочно, что подтверждается пенсионным удостоверением, то в силу ст.5 Закона № 116-ФЗ и п.11 вышеуказанного Положения при исчислении ее общего стажа работы и пребывания в районах Крайнего Севера должен быть суммирован полностью стаж ее работы с половиной времени нахождения в районах Крайнего Севера на пенсии.
Таким образом общий стаж работы и пребывания Трусовой Л.В. в районах Крайнего Севера составит: 9л. 2мес. 24 дн. (стаж работы истицы на дату увольнения) + 4г. 2 мес. 20 дн. (половина времени нахождения на пенсии по инвалидности до даты постановки на учет) = 13 лет 5 мес. 14 дней.
По изложенным выше основаниям, решение суда первой инстанции о признании за Трусовой Л.В. права на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с датой постановки на учет 27.03.1997г. и возложении обязанности на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выдать Трусовой Л.В. государственную жилищную субсидию, является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, не имеется.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи