№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Канск 25 июля 2023 года
Канский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Романовой И.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО7 сельсовета <адрес> об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации ФИО8 сельсовета <адрес> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, мотивируя заявленные требования тем, что проведенной Канской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности в отношении органов местного самоуправления, включая администрацию ФИО9 сельсовета <адрес> установлено, что населенные пункты <адрес>, д. <адрес> не обеспечены возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в радиусе в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров. Со стороны администрации сельсовета, нарушившей требования законодательства в области пожарной безопасности выявленные нарушения не устранены. При таких обстоятельствах прокурор просит обязать администрацию ФИО10 сельсовета <адрес> обеспечить населенный пункт <адрес> возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения (соответствующих всем нормативным документам), расположенных в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и обязать администрацию ФИО11 сельсовета <адрес> обеспечить населенный пункт д. <адрес> возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения (соответствующих всем нормативным документам), расположенных в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора ФИО3 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации ФИО12 сельсовета ФИО4 в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что исполнить предписание не было возможности из-за отсутствия денежных средств.
Представитель третьего лица ОНДиПР по <адрес> и <адрес> ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме
Заслушав объяснения представителя процессуального истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частями 1, 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, действующие на территории Российской Федерации.
По смыслу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения..
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности ») пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности (ст2 ФЗ «О пожарной безопасности»).
Статьей 19 ФЗ «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
«Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – Правила противопожарного режима) содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Согласно п. 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Также, п. 4.1, п. 4.2 и п. 4.3 свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России т 30.03.2020 № 225, установлено, что в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения; для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы; противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Согласно ч. 1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, Канской межрайонной прокуратурой совместно с ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> с целью заблаговременной подготовки к наступлению пожароопасного сезона 2023 в ноябре-декабре 2022 были проведены проверки устранения выявленных ранее нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в отношении органов местного самоуправления, включая администрацию ФИО13 сельсовета <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ объектом проведенной Канской межрайонной прокуратурой совместно с ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> проверки являлись населенные пункты ФИО14 сельсовета <адрес>. В ходе проверки было установлено, что населенные пункты <адрес> и <адрес> не обеспечены возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения (соответствующих всем нормативным документам), расположенном в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров.
Вышеуказанные нарушения ранее выявлялись сотрудниками ОНД и ПР по <адрес> и <адрес>.
Администрации Амонашенского сельсовета ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара № и № со сроком устранения 01.06.2022г.
Из материалов дела следует, что администрация ФИО15 сельсовета неоднократно обращалась к главе <адрес> о необходимости выделения денежных средств для обеспечения пожарной безопасности. Администрацией ФИО16 сельсовета была направлена заявка на предоставления субсидии для создания пожарных водоемов, однако согласно ответу Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности <адрес>, по результатам конкурсного отбора решением комиссии по подготовке предложений о распределении субсидий бюджетам муниципальных образований <адрес> в 2022 году на создание пожарных водоемов одобрена заявка на создание пожарного водоёма в <адрес> сельсовета <адрес> в размере 2842 241 рублей. Заявка на создание пожарных водоёмов ФИО17 сельсовета (<адрес>, д<адрес>) в размере 5763,16 тыс. рублей отклонена в связи с несоответствием требованиям и условиям, установленным Порядком предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований <адрес> на создание пожарных водоемов, утверждённым постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее Порядок).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о допущенном администрацией ФИО18 сельсовета нарушении законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, выразившееся в отсутствии в <адрес> и д. <адрес> возможности забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения.
Невыполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности на органы местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, так как может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества как лиц, постоянно проживающих на территории сельского поселения, так и временно находящихся в указанном населенном пункте.
При этом отсутствие денежных средств для устранения выявленных нарушений само по себе не может препятствовать возложению обязанности по устранению выявленных нарушений.
Кроме того, в силу п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требования Канского межрайонного прокурора о возложении на администрацию ФИО19 сельсовета <адрес> обязанности по устранению вышеуказанного нарушения законодательства в области пожарной безопасности законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд считает, что срок, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда, предложенный прокурором – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу – является разумным и достаточным. Обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения ответчиком решения суда в указанный срок, судом не установлено; ответчиком доказательств наличия таких обстоятельств не представлено. Кроме того в случае невозможности исполнить решение в установленный судом срок, ответчик не лишен права обращения с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО20 сельсовета <адрес> об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.
Обязать администрацию ФИО21 сельсовета <адрес> обеспечить населенный пункт <адрес> возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения (соответствующих всем нормативным документам), расположенных в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию ФИО22 сельсовета <адрес> обеспечить населенный пункт <адрес> возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения (соответствующих всем нормативным документам), расположенных в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях в радиусе 200 метров в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий ФИО23
Решение в окончательной форме изготовлено 31.07.2023